ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
октября 2017 года Дело №А65-8924/2017
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2017 года
В полном объеме постановление изготовлено 27 октября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23.10.2017 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спектр» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.08.2017 по делу №А65-8924/2017 (судья Мазитов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спектр» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Альметьевск Республики Татарстан, к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (г.Казань), п.Красный Ключ Республики Татарстан,
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Спектр» (далее – ООО «Спектр», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - административный орган) от 29.03.2017 №98 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.08.2017 по делу №А65-8924/2017 в удовлетворении заявлен6ия отказано.
В апелляционной жалобе ООО «Спектр» просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО «Спектр» осуществляет пользование недрами (добыча кирпичных глин на Юлитмировском месторождении) на основании лицензии №ТАТ СРМ 01434 ТЭ со сроком действия до 01.06.2046 и лицензионного соглашения, являющегося приложением к этой лицензии.
Административным органом установлено, что ООО «Спектр» не предоставило в срок до 20.01.2017 формы государственной отчетности по статистическому наблюдению 2-ЛС, содержащие достоверные данные о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых, что является нарушением пункта 3.3 приложения №1 условий лицензионного соглашения об условиях недропользования с целью добычи кирпичных суглинков на месторождении Юлтимировское, а также пункта 4 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).
По результатам проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 15.03.2017 №023205.
На основании данного протокола административным органом было вынесено постановление от 29.03.2017 №98 о назначении обществу административного наказания по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150000 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В пункте 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах указано, что пользователь недр также обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 данного закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.
В соответствии со статьей 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.
Как уже отмечено, ООО «Спектр» осуществляет пользование недрами на основании лицензии № ТАТ СРМ 01434 ТЭ с целевым назначением и видами работ: добыча кирпичных глин на Юлтимировском месторождении. Неотъемлемой частью указанной лицензии является лицензионное соглашение об условиях недропользования с целью добычи кирпичных глин на Юлтимировском месторождении на территории Сармановского района Республики Татарстан (приложение 1).
Согласно пункту 3.3 приложения №1 к лицензии владелец лицензии обязан, в том числе обобщать и ежегодно предоставлять в орган управления государственным фондом недр Республики Татарстан геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами.
Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 04.06.2007 №43 «Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых» утверждена форма №2-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых», предоставляемая юридическими лицами - пользователями недр всех форм собственности, имеющими лицензии на геологические изучение, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых отдельно по каждому участку недр.
Форма 2-ЛС предоставляется в территориальные органы Федерального агентства по недропользованию в субъектах Российской Федерации, а также территориальные органы Ростехнадзора в субъектах Российской Федерации в срок до 20 января года, следующего за отчетным.
В соответствии с частью 2 статьей 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие) лица, влекущие нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение пункта 3.3 приложения №1 к лицензии № ТАТ СРМ 01434 ТЭ и требований Постановления Федеральной службы государственной статистики от 04.06.2007 №43 общество в срок до 20.01.2017 не представило статистическую отчетность по форме 2-лс за 2016 год.
Как верно указано судом первой инстанции, для квалификации действий (бездействия) как правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ достаточно факта предоставления юридическому лицу участка недр в установленном порядке и выдачи ему лицензии на пользование недрами, что предполагает пользование недрами непосредственно физически либо юридически (в том числе в случае неосвоения участка недр).
Субъективная сторона данного правонарушения заключается в том, что юридическое лицо, имея возможность соблюдать лицензионные требования путем своевременного представления отчетности, не предприняло надлежащих мер к этому.
Обязанность представлять указанную отчетность возникла у общества в связи с получением лицензии на недропользование.
Доводы общества о том, что непредставление отчетности в форме №2-ЛС не охватывается диспозицией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, поскольку ответственность за непредставление статистической отчетности в установленные сроки и в установленной форме квалифицируются по статье 13.19 КоАП РФ, и что согласно статье 23.59 КоАП РФ административный орган не вправе был рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.19 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно отклонил.
В соответствии с разъяснениями, данными Верховным Судом Российской Федерации в обзоре судебной практики за 1 квартал 2013, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2013, из анализа юридического состава административного правонарушения, сформулированного в диспозиции статьи 13.19 КоАП РФ, следует, что объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета и составляющие предмет регулирования Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
В силу предписаний названного закона официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации (пункт 1 статьи 2).
При этом для всех без исключения юридических лиц установлена обязанность по предоставлению субъектам официального статистического учета первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации.
Условия предоставления статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (части 1 и 9 статьи 8).
С объективной стороны это административное правонарушение выражается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации.
Учитывая изложенное, вмененное ООО «Спектр» административное правонарушение не может быть квалифицировано по статье 13.19 КоАП РФ.
Указанные выводы согласуются с выводами, содержащимися в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2016 №310-АД16-9319 по делу №А83-2549/2015.
Довод ООО «Спектр» о том, что форма 2-ЛС не относится к геологической информации и, соответственно, ее представление не обязательно для общества, суд первой инстанции также обоснованно отклонил.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона о недрах под геологической информацией о недрах понимаются информация о геологическом строении недр, о находящихся в них полезных ископаемых (в том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах), об условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о подземных полостях естественного или искусственного (техногенного) происхождения), данные наблюдений, полученные при осуществлении предусмотренных данным законом видов пользования недрами, при охране недр, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении в соответствии с другими федеральными законами видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, и представленные на бумажном или электронном носителе либо на иных материальных носителях (в образцах горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных материальных носителях первичной геологической информации о недрах).
Отчеты по форме №2-ЛС - это документы, форма которых утверждена Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 04.06.2007 №43, содержащие в себе основные сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых.
Сведения по форме федерального государственного статистического наблюдения №2- ЛС представляют юридические лица - пользователи недр всех форм собственности, имеющие лицензии на геологическое изучение, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых (твердых), в течение всего срока действия лицензии отдельно по каждому участку недр.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 по делу №А65-7772/2017.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Спектр» не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности для соблюдения правил, за нарушение которых частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению этих правил.
По рассматриваемому делу не имеется никаких сомнений в виновности общества, которые могли бы быть истолкованы в его пользу на основании части 4 статьи 1.5 КоАП РФ.
Установленный КоАП РФ порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден, процессуальные права общества, предусмотренные, в частности, статьями 25.1 и 26.3 КоАП РФ, ущемлены не были, протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
По состоянию на день вынесения оспариваемого постановления предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Административный штраф наложен на ООО «Спектр» с учетом характера совершенного им административного правонарушения, обстоятельств, приведенных в частях 3 и 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Наложение административного штрафа в размере 150000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения и обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае не имеется оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, допускающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки этого вывода суда первой инстанции.
В рассматриваемом случае также не имеется оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ о возможности замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, поскольку постановлением административного органа от 28.02.2017 №55 общество уже привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Доводы, приведенные ООО «Спектр» в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб., ошибочно уплаченную им платежным поручением 28.08.2017 №81 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 августа 2017 года по делу №А65-8924/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить общества с ограниченной ответственностью «Спектр» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 (Три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий | В.С. Семушкин |
Судьи | Е.Г. Попова И.С. Драгоценнова |