ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-9297/16 от 17.08.2016 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

августа 2016 года                                                                                  Дело №А65-9297/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2016 года

Постановление в  полном объеме изготовлено 24 августа 2016 года 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17.08.2016 в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества «Судоходная компания «Татфлот» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2016 по делу №А65-9297/2016 (судья Назырова Н.Б.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества «Судоходная компания «Татфлот» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, п.Нижнее плато, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (ОГРН <***>, ИНН <***>), Республика Татарстан, г.Казань, об обжаловании постановления об административном правонарушении,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Судоходная компания «Татфлот» (далее - АО «СК «Татфлот», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - административный орган) от 07.04.2016 №584/з.

Решением от 20.06.2016 по делу №А65-9297/2016, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявления отказал.

АО «СК «Татфлот» в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.

Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

В соответствии с ч.1 ст.272.1 АПК РФ дело рассматривается судьей единолично без вызова сторон.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, Татарская транспортная прокуратура совместно с сотрудниками административного органа провела проверку соблюдения законодательства на транспорте и защите прав потребителей, в ходе которой выявила факт нарушения АО «СК «Татфлот» при оказании услуг по перевозке пассажиров на внутреннем водном транспорте ст.ст.8-10 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон №2300-1), п.10 и 11 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (утв.Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 №72; далее - Правила №72):

- при осмотре билетных касс общества, расположенных по адресу: <...>, выявлено отсутствие информации: фирменное наименование исполнителя, место его нахождения (адрес); перечень работ и услуг, их стоимость; расписание движения судов на 2016 год; стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 кг на скоростных и свыше 36 кг на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа; сроки продажи билетов; перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения в виде ручной клади, багажа и груза; схемы планировки пассажирских мест на судах на воздушной подушке и наличие на них багажных помещений; расположение помещений береговых объектов, в том числе предназначенных для обслуживания пассажиров мест общего пользования и мест взвешивания ручной клади;

- при осмотре принадлежащего обществу судна на воздушной подушке «Свияга» В-27-5635 выявлено отсутствие информации: фирменное наименование исполнителя, место его нахождения (адрес); перечень работ и услуг, их стоимость; расписание движения судов на 2016 год; стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 кг на скоростных и свыше 36 кг на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа; сроки продажи билетов; порядок возврата билетов; перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения в виде ручной клади, багажа и груза; схемы планировки пассажирских мест на судах и наличие на них багажных помещений; расположение помещений береговых объектов, в том числе предназначенных для обслуживания пассажиров мест общего пользования и мест взвешивания ручной клади; порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка; перечень категорий граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются льготы и преимущества.

По данному факту административный орган составил протокол от 25.03.2016 об административном правонарушении и вынес постановление от 07.04.2016 №584/з, которым привлек АО «СК «Татфлот» к административной ответственности по ч.1 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 5 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, АО «СК «Татфлот» обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из следующего.

Согласно ст.8 Закона №2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске (ст.9 Закона №2300-1).

В силу п.1 ст.10 Закона №2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Требования к содержанию информации о товарах (работах, услугах) содержатся в п.2 ст.10 Закона №2300-1. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Отношения между исполнителями услуг и их потребителями в связи с оказанием услуг на внутреннем водном транспорте при перевозке пассажиров и их багажа, а также грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируются Правилами №72.

В соответствии с п.2 Правил №72 под исполнителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, оказывающая потребителям по возмездному договору услуги, связанные с перевозкой пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте; потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

П.10 и 11 Правил №72 предусмотрено, что исполнители обязаны своевременно обеспечивать потребителей следующей достоверной информацией на русском языке (дополнительно по усмотрению исполнителя на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации): а) фирменное наименование исполнителя, место его нахождения (адрес) и режим работы; б) перечень работ и услуг, их стоимость; в) расписание движения судов; г) стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 кг на скоростных и свыше 36 кг на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа; д) сроки продажи билетов; е) порядок возврата билетов; ж) перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения в виде ручной клади, багажа и груза; з) режим работы билетных и багажных касс, грузовых контор и камер хранения; и) схемы планировки пассажирских мест на судах и наличие на них багажных помещений; к) расположение помещений береговых объектов, в том числе предназначенных для обслуживания пассажиров мест общего пользования и мест взвешивания ручной клади; л) порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка; м) перечень категорий граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются льготы и преимущества; н) сведения о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (номер, дата заключения, срок действия) и страховщике (его наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона); о) перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в каютах повышенной комфортабельности; п) номер лицензии, срок ее действия, наименование органа, выдавшего лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию; р) наименование и юридический адрес организации, которая уполномочена рассматривать претензии. Данная информация размещается на судах, в портах и других местах обслуживания пассажиров. Обо всех изменениях исполнитель обязан информировать в местах обслуживания пассажиров, в том числе в пунктах продажи пассажирских билетов, и на судах.

В п.48 Правил №72 указано, что за нарушение прав потребителей, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнитель несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

АО «СК «Татфлот», как организация, оказывающая гражданам услуги, связанные с перевозкой пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, обязано соблюдать приведенные требования законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Факт совершения АО «СК «Татфлот» вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела.

Довод АО «СК «Татфлот» о том, что нарушения выявлены до начала периода навигации, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку на момент проведения проверки билетные кассы и судно на воздушной подушке общества оказывали услуги потребителям.

Пояснения, представленные АО «СК «Татфлот» в административный орган 25.03.2016, факт совершения административного правонарушения не опровергают.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что АО «СК «Татфлот» были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ч.1 ст.14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность, общество не представило.

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, и наличии вины АО «СК «Татфлот» в его совершении.

Ссылка АО «СК «Татфлот» на обязательность наличия при проведении проверки информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.) о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурорского реагирования, подлежит отклонению.

Данная проверка проведена по поручению Татарского транспортного прокурора. Между тем ненормативные правовые акты, требования, распоряжения либо поручения прокуратуры, действия по проведению проверки предметом спора по настоящему делу не являются, доказательства признания их незаконными в установленном порядке обществом не представлены.

В силу ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», п.6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурор вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов в рамках прокурорского надзора. Факты, выявленные прокурором в ходе прокурорской проверки, проведенной на основании полученной информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов, являются надлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявления.

Материалами дела подтверждается, что постановление вынесено уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют, штраф назначен в минимальном размере санкции вменяемой статьи, в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.

Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 июня 2016 года по делу №А65-9297/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                      В.С. Семушкин