ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 июня 2012 года | Дело № | А66-10410/2011 | ||
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Корабухиной Л.И., Корпусовой О.А., рассмотрев 25.06.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.11.2011 (судья Перкина В.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 (судьи Мурахина Н.В., Потеева А.В., Смирнов В.И.) по делу № А66-10410/2011, у с т а н о в и л: Открытое акционерное общество «Сбербанк России» (ОГРН <***>; место нахождения: 117997, Москва, улица Вавилова, дом 19; далее – Банк, Общество, ОАО «Сбербанк России») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области (далее – Инспекция, налоговый орган) от 28.02.2011 № 9. Суд первой инстанции решением от 29.11.2011 удовлетворил заявление. Апелляционный суд постановлением от 16.02.2012 оставил решение суда без изменения. В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление. По мнению подателя жалобы, привлечение заявителя к налоговой ответственности ввиду несвоевременного сообщения налоговому органу об открытии расчетного счета является правомерным, поскольку Банк в лице Тверского отделения № 8607 не выполнил обязанность по правильному формированию файла. Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела, установив факт несвоевременного сообщения ОАО «Сбербанк России» об открытии счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, налоговый орган составил акт от 24.01.2011 № 9 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123). По результатам рассмотрения данного акта Инспекцией вынесено решение от 28.02.2011 № 9, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 5 000 руб. Основанием для привлечения Банка к налоговой ответственности послужил вывод налогового органа о том, что Обществом нарушен установленный пунктом 1 статьи 86 НК РФ срок подачи сообщения об открытии счета юридического лица. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 11.07.2011 № 11-11/07154 апелляционная жалоба Банка оставлена без рассмотрения в связи с подачей жалобы в нарушение срока для обжалования решения Инспекции. Не согласившись с принятым налоговым органом ненормативным актом, ОАО «Сбербанк России» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Судебные инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходили из того, что Инспекцией в установленном Кодексом порядке не подтверждена правомерность привлечения Общества к налоговой ответственности. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, считает, что кассационная жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 86 НК РФ (в редакции спорного периода) банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета. Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронном виде устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 13.12.2006 № САЭ-3-09/861@ «Об утверждении форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета» (в редакции спорного периода) были утверждены формы сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета. Центральным Банком Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) утверждено Положение от 07.09.2007 № 311-П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета» (далее – Положение). Согласно пункту 1.1 Положения банк формирует сообщение в электронном виде об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета клиента по формам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее - установленные формы), которое снабжается кодом аутентификации (далее - КА) банка, используемым для установления подлинности и целостности электронного сообщения и идентификации его отправителя в процессе передачи (далее - электронное сообщение). Передача электронного сообщения осуществляется банком через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за его деятельностью (далее - территориальное учреждение), и Центр информационных технологий Банка России (далее - ЦИТ) в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных (далее - уполномоченный налоговый орган) для последующей доставки электронного сообщения в налоговый орган по месту нахождения банка. В соответствии с пунктом 1.3 Положения при каждом открытии (закрытии) или изменении реквизитов счета клиента банк формирует отдельное электронное сообщение. Пунктами 1.4 и 1.5 Положения (в редакции Указания ЦБ РФ от 18.05.2010 № 2446-У) установлено, что из электронных сообщений, сформированных в течение рабочего дня, с помощью программы архиватора ARJ32 банк формирует транспортный файл. Структура наименования и размер транспортного файла банка приведены в приложении 2 к настоящему Положению. Транспортный файл банка снабжается КА банка и направляется в тот же рабочий день, когда он был сформирован, до 16.00 по местному времени по каналам связи или на магнитном носителе в территориальное учреждение для последующей доставки электронных сообщений, включенных в транспортный файл банка, через ЦИТ в уполномоченный налоговый орган. Транспортные файлы банков, принятые в течение рабочего дня территориальным учреждением и прошедшие контроль в соответствии с главой 2 настоящего Положения, распаковываются территориальным учреждением с помощью программы архиватора ARJ32. Из всех электронных сообщений, полученных в результате распаковывания транспортных файлов банков, территориальное учреждение с помощью программы архиватора ARJ32 формирует сводный архивный файл территориального учреждения, содержащий также снабженный КА территориального учреждения перечень наименований включенных в указанный сводный архивный файл электронных сообщений (далее - сводный архивный файл). Порядок формирования сводного архивного файла приведен в приложении 3 к настоящему Положению. Сводный архивный файл передается территориальным учреждением в ЦИТ по каналам связи, используемым в Банке России для передачи статистической информации, до 18.00 по местному времени в день принятия транспортных файлов банков. На основании пункта 3.1 Положения по результатам контроля уполномоченным налоговым органом каждого электронного сообщения банк получает квитанцию, содержащую подтверждение о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, сформированную уполномоченным налоговым органом в электронном виде и снабженную КА уполномоченного налогового органа (далее – квитанция о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения). Из содержания пункта 3.2 Положения (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) следует, что форматы и структура квитанции о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, а также извещения об ошибках приведены в приложении 5 к настоящему Положению. Квитанция о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения направляется в случае невозможности расшифровки электронного сообщения, некорректности КА банка, несоответствия форматов и структуры электронного сообщения требованиям, установленным в приложении 1 к настоящему Положению, полного или частичного отсутствия в электронном сообщении сведений, наличие которых предусмотрено установленными формами. Согласно пункту 3.4 Положения в случае получения банком квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения банк устраняет причину непринятия, вновь формирует электронное сообщение и направляет его в порядке, установленном настоящим Положением. Пунктом 3.6 Положения предусмотрено, что в случае получения извещения об ошибках банк формирует электронное сообщение с учетом исправленных данных и направляет его в порядке, установленном настоящим Положением. В силу пункта 1.6 Положения датой сообщения банком в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета признается дата, включаемая в квитанцию о принятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения и являющаяся датой формирования территориальным учреждением перечня наименований электронных сообщений, включенных в сводный архивный файл, в котором содержалось принятое уполномоченным налоговым органом электронное сообщение. В соответствии с пунктом 2 статьи 132 Кодекса несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей. Из материалов дела усматривается, что 31.12.2010 Банком открыт закрытому акционерному обществу «АПЕКС» (далее – ЗАО «АПЕКС») расчетный счет № <***>, о чем 13.01.2011 Общество направило в территориальное учреждение 28 Главного управления Банка России по Тверской области соответствующее электронное сообщение. Согласно квитанции, полученной в этот же день, электронное сообщение об открытии счета не было принято налоговым органом в связи с наличием ошибки (нарушение структуры имени файла сообщения). Вместе с тем, судами установлено, что данное сообщение не принято Инспекцией по причине несоответствия форматов других сообщений, находящихся в файле, а по спорному открытию счета формат был соблюден (том 1, листы дела 12 - 13). Поэтому суды признали, что в данном случае первоначальное сообщение было направлено Банком в предусмотренный пунктом 1 статьи 86 НК РФ срок. Электронное сообщение Банка об открытии счета, направленное повторно 14.01.2011 и принято налоговым органом в тот же день. В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным Кодексом установлена ответственность. На основании пункта 4 статьи 110 НК РФ вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения. Согласно пункту 6 статьи 108 Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Статья 109 НК РФ предусматривает обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, в числе которых – отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 111 Кодекса обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, являются и иные, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 названной статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обязанность по доказыванию обоснованности оспариваемого ненормативного акта, принятого государственным органом, и его соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган. На основании статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ все приведенные налоговым органом доводы и представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств того, что обязанность по своевременному направлению сообщения о закрытии счета исполнена Банком ненадлежащим образом. Налоговым органом не представлено доказательств виновности Общества (в любой ее форме) в совершении вменяемого налогового правонарушения. При этом суды приняли во внимание следующие обстоятельства. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что неполучение Инспекцией сообщения от 13.01.2011 возникло в результате действий именно ОАО «Сбербанк России». Довод Инспекции о ненадлежащем исполнении заявителем возложенной на него обязанности по правильному формированию файла, что привело к несвоевременному сообщению об открытии счета, суды признали несостоятельным ввиду отсутствия в материалах дела доказательств ненадлежащего исполнения Обществом соответствующей обязанности. Довод налогового органа о том, что вина организации в совершении налогового правонарушения подтверждается постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района города Твери от 19.08.2011 и решением Центрального районного суда города Твери от 26.09.2011 по делу № 12-229/2011 об административном правонарушении в отношении работника Банка, кассационная инстанция находит несостоятельным. Банк не был привлечен к участию в названном деле, что исключает применение в рассматриваемом споре положений части 3 статьи 69 АПК РФ. Кроме того, в решении Центрального районного суда города Твери от 26.09.2011 по делу № 12-229/2011 содержится ссылка на оспариваемое по настоящему арбитражному делу решение налогового органа как на доказательство вины работника Банка. С учетом изложенного судебными инстанциями сделан правильный вывод о том, что вина ОАО «Сбербанк России» в совершении налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 132 НК РФ, не установлена. При таких обстоятельствах суды обоснованно признали оспариваемый ненормативный акт налогового органа недействительным. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены вынесенных по делу решения и постановления, а также несоблюдения судами норм материального права кассационной инстанцией не установлено. Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Тверской области от 29.11.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 по делу № А66-10410/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | М.В. Пастухова | |||
Судьи | Л.И. Корабухина О.А. Корпусова | |||