ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-12150/16 от 11.09.2017 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 сентября 2017 года

Дело №

А66-12150/2016

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н.,
Соколовой С.В.,

при участии от  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы  по Тверской    области    № 9    Казина  И.А.  (доверенность  от 30.11.2016
№ 03-16/20075),

рассмотрев 11.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Полигон» на решение Арбитражного суда  Тверской области от 26.12.2016 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2017 (судьи  Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу
№ А66-12150/2016,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Полигон», место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Трехсвятская, д. 6, корп. 1, оф. 505а,
ОГРН 1106952030503, ИНН 6950125680 (далее - Общество),  обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области, место нахождения: 170043, г. Тверь, пр. Октябрьский, д. 26 ОГРН 1066901031823, ИНН 6950000024 (далее – Инспекция),  о признании недействительным решения от 03.07.2015
№ 12-10/1584 в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме
1 105 224 руб., привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме
50 000 руб., начисления пеней в сумме 45 894 руб. 43 коп. и об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.

Решением  Арбитражного суда  Тверской области от 26.12.2016, оставленным   без изменения   постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2017, в удовлетворении  заявления Обществу отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и  процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый  судебный  акт, которым  удовлетворить требования Общества.

Податель жалобы  не согласен с выводами судов  первой и апелляционной инстанции о неправомерности применения  им  при исчислении земельного налога за 2014 год  пониженной налоговой  ставки, поскольку  полагает, что  на принадлежащем Обществу земельном участке расположен полигон складирования отходов, который, по его мнению, является объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. По мнению Общества, применение Инспекцией при исчислении земельного налога в отношении участка, используемого Обществом, налоговой ставки в размере 1,5%, предусмотренной Положением о земельном налоге на 2014 год, утвержденного решением Совета депутатов Славновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 28.11.2013 № 9, является неправомерным.   Общество указывает, что судами неправильно применены  нормы  статьи  394 Налогового кодекса  Российской Федерации (далее – НК РФ). Общество также  полагает неправомерным привлечение   его к ответственности на основании статьи 122 НК РФ, поскольку  судами не учтена  возможность  снижения  размера  примененной  санкции за неуплату  земельного налога.

В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган  просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Инспекции  возражал против  удовлетворения кассационной жалобы.

Общество о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса  российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что Общество представило в Инспекцию  налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год, в которой сумма налога составила 287 916 руб.,  исчисленного исходя из стоимости земельного участка в размере 92 876 000 руб. и применения  налоговой ставки 0,31%.

По результатам камеральной налоговой проверки  представленной Обществом   декларации,  Инспекция составила акт от 06.05.2015 № 12-10/4560 и приняла решение от 03.07.2015 № 12-10/1584, которым доначислила  Обществу  земельный налог в сумме 1 105 224 руб., пени в сумме
45 894 руб. 43 коп. и привлекла  Общество  к ответственности за неполную уплату земельного налога по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб. с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 13.09.2016 № 8-11/175, принятым по результатам рассмотрения жалобы Общества, решение Инспекции  от 03.07.2015 № 12-10/1584  оставлено без изменения.

Полагая решение  Инспекции от 03.07.2015 № 12-10/1584 неправомерным и нарушающим права и законные интересы Общества, последнее обратилось  в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о законности и обоснованности  принятого  Инспекцией решения от 03.07.2015 № 12-10/1584 и о неправомерности применения Обществом   пониженной ставки при исчислении земельного налога за 2014 год, в  связи с чем в удовлетворении заявления Обществу отказал.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Пунктами 1 и 2 статьи 396 НК РФ установлено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

В пункте 1 статьи 387 НК РФ определено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу абзаца второго пункта 2 статьи 387 НК РФ при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Пунктом 2 статьи 394 НК РФ  предусмотрено, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

На территории Славновского сельского поселения Калининского района Тверской области решением Совета депутатов Славновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 28.11.2013 № 9 «Об установлении и введении на территории Славновского сельского поселения земельного налога на 2014 год» (далее - решение от 28.11.2013 № 9) были установлены дифференцированные ставки земельного налога на 2014 год, применяемые к различным земельным участкам.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Положения о земельном налоге, утвержденного решением от 28.11.2013 № 9, в отношении земельных участков, предназначенных в том числе для размещения производства и административных зданий производства, строений, сооружений, предприятий промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, складов, хранилищ, предприятий лесопереработки, налоговая ставка применительно к налоговой базе по земельному налогу установлена в размере 1,5%.

Подпунктом 3 пункта 3 Положения о земельном налоге, утвержденного решением от 28.11.2013 № 9, налоговая ставка в размере 0,06% определена в том числе в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Из материалов  дела  следует, что в ходе проверки Инспекцией установлено и материалами дела подтверждается, что Обществу на праве собственности с 10.02.2011 принадлежит земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000015:469, расположенный по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, деревня Славное.

Согласно  свидетельству о государственной регистрации права от 10.02.2011 № 209925,  вид разрешенного использования земельного участка определен как «для строительства областного комплекса по сортировке и переработке твердых бытовых отходов и приравненных к ним промышленных отходов».

Общество в  налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, указало по названному  участку  сумму налога  в размере 287 916 руб., которую исчислило  исходя из стоимости земельного участка в размере 92 876 000 руб. и налоговой ставки 0,31%.

Вместе с тем  Инспекция доначислила  Обществу земельный  налог  по ставке  в размере 1,5%, установленной решением от 28.11.2013 № 9  в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производства и административных зданий производства, строений, сооружений, предприятий промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, складов, хранилищ, предприятий лесопереработки, поскольку  установила, что спорный  земельный  участок Общества  не относится  к земельным участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенным  (предоставленным) для жилищного строительства.

Кассационная инстанция  считает, что суды первой и апелляционной инстанций,  принимая во внимание приведенные выше нормы права, в том числе положения пункта 2 статьи 394 НК РФ, а также  с учетом вида разрешенного использования земельного участка и его местонахождения,  пришли к правомерному  выводу  о  том, что при исчислении налоговой базы по земельному налогу за 2014 год, Общество должно было применять налоговую  ставку в размере 1,5%.

При этом  суды отметили, что  необходимость применения  Обществом  ставки земельного налога  1,5%   следует  также из  письма Совета депутатов Славновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 22.01.2015 № 65, в котором отмечено, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000015:469 подлежит применению налоговая  ставка в размере 1,5%.

Довод Общества о том, что  указанное  письмо Совета депутатов Славновского сельского поселения Калининского района Тверской области не является нормативным актом, поэтому на него нельзя ссылаться при рассмотрении настоящего спора, рассмотрен  судами и правомерно отклонен,  со ссылкой на то, что  земельный налог статьей 15 НК РФ отнесен к местным налогам и в силу положений статьи 12  НК РФ  устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Поскольку в рассматриваемом случае именно Совет депутатов Славновского сельского поселения Калининского района Тверской области является органом, установившем на территории муниципального образования земельный налог и налоговые ставки и  принявшим решение от 28.11.2013 № 9, то его позиция относительно правильности примененных установленных его нормативным актом ставок,  имеет значение для спора. 

Поскольку   судами  на основании материалов дела  установлено, что спорный  земельный  участок Общества  не  относится  к земельным участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, вывод судов об отсутствии оснований для применения  пониженной   налоговой  ставки, является  обоснованным.  

Довод Общества  о  неправомерном  привлечении   его к ответственности на основании статьи 122 НК РФ,  без учета   судами   возможности  снижения  размера  примененной  санкции за неуплату  земельного налога, отклоняется  судом  кассационной инстанции, поскольку  Инспекция при принятии решения   учла  смягчающие ответственность обстоятельства.

В рамках рассмотрения  спора  в суде  о снижении  санкций  с  указанием   смягчающих ответственность обстоятельств, Обществом  заявлено не  было. Суд таких оснований не установил.

Доводы кассационной жалобы Общества выводов судов не опровергают и не свидетельствуют о нарушении либо неправильном применении судебными инстанциями норм материального и процессуального права.

Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда  Тверской области от 26.12.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2017 по делу № А66-12150/2016  оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Полигон»  - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.С. Васильева

Судьи

Е.Н. Александрова

С.В. Соколова