ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-12537/13 от 27.07.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 июля 2015 года

Дело №

А66-12537/2013

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,

при участии от открытого акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» Михеева Д.В. (доверенность от 21.08.2014 № 795-Д),

рассмотрев 20.07.2015 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я.,   Шадрина А.Н.) и Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 27.06.2014 (судья Рощупкин В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу    № А66-12537/2013,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Центральная пригородная пассажирская компания», место нахождения: 115054, Москва, Павелецкая пл., д. 1А, ОГРН 1057749440781, ИНН 7705705370 (далее - ОАО «Центральная ППК», Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области (далее - Министерство социальной защиты) о взыскании 514 737 руб. 10 коп. убытков, возникших в результате предоставления 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении гражданам, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2011 году.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Тверская область в лице Министерство финансов Тверской области (далее – Министерство финансов ТО), Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тверской области, Министерство транспорта Тверской области.

До принятия судом решения по делу истец уменьшил исковые требования до 512 623 руб. 40 коп.

Решением от 27.06.2014 суд удовлетворил иск.

Постановлением от 11.09.2014 апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска и взыскания судебных расходов и отказала в удовлетворении иска ОАО «Центральная ППК», а в остальной части решение суда оставила без изменения.

Постановлением от 22.12.2014 кассационный суд отменил постановление апелляционного суда от 11.09.2014 и направил дело на новое рассмотрение в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Постановлением от 19.03.2015 апелляционный суд оставил решение от 27.06.2014 без изменения.

 В кассационной жалобе Министерство социальной защиты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановление от 19.03.2015.

В кассационной жалобе Министерство финансов ТО ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 27.06.2014 и постановление от 19.03.2015.

Рассмотрение кассационных жалоб отложено на 14 час. 30 мин. на 20.07.2015.

Определением суда кассационной инстанции от 16.07.2015 находящиеся в отпуске судьи Алешкевич О.А. и Подвальный И.О. заменены на судей Кудина А.Г. и Савицкую И.Г. В силу пункта 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное производство в кассационной инстанции произведено с самого начала.

В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалоб Министерства социальной защиты и Министерства финансов ТО.

Представители иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие согласно статье 284 АПК РФ.   

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалоб.  

Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО «Центральная ППК» с 16.05.2006 в соответствии с лицензией серии ППБ № 7703265 осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

В период с 01.01.2011 по 31.12.2011 ОАО «Центральная ППК» осуществляло перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в межсубъектном пригородном сообщении по территории Москвы, Московской области с заездом на территорию Тверской области. Регулярные перевозки в 2011 году железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении осуществлялись по маршрутам Вязьма - Ржев-Балтийский, Москва - Бутырская - ст. Савелово, ст. Голицино - ст. Савелово.

В силу сложившегося графика движения пригородных электропоездов маршруты Вязьма - Ржев-Балтийский, Москва - Бутырская - ст. Савелово, ст. Голицино - ст. Савелово проходят через станции, относящиеся к территории Тверской области.

Постановлением администрации Тверской области от 29.03.2007 № 97-па «О предоставлении права на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан» (далее – Постановление № 97-па) установлен Порядок предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан, включенным в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, место жительства которых находится на территории Тверской области, в размере 50% стоимости проезда (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка, правом льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения обладают следующие категории граждан, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенные в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, если иное не установлено другими нормативными правовыми актами Тверской области:

- лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

- ветераны труда и граждане, приравненные в соответствии с федеральным законодательством к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года;

- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;

- ветераны труда Тверской области.

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка льгота по проезду распространяется на весь маршрут следования, включая смежные субъекты Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1 Порядка возмещение расходов организаций железнодорожного транспорта на предоставление льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения лицам, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка, а также предоставление организациями железнодорожного транспорта департаменту социальной защиты населения Тверской области ежемесячной отчетности и счетов на оказание услуг для их оплаты производится на основании договоров (соглашений), заключенных между организациями железнодорожного транспорта и департаментом социальной защиты населения Тверской области.

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Тверской области с 01.01.2011 по 29.03.2011 осуществлялась истцом по установленному тарифу приказом РЭК Тверской области от 01.12.2008 № 185-нп «О согласовании предельных зонных тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении», с 30.03.2011 по 31.12.2011 приказом РЭК Тверской области от 17.03.2011 № 0203-00П01-нп «Об установлении единого предельного тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении».

Заявляя исковые требования, Общество исходило из того, что в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 оформило проездные документы с учетом льготного проезда отдельных категорий граждан на общую сумму 512 623 руб. 40 коп., соответственно потери в доходах перевозчика составили 512 623 руб. 40 коп.

ОАО «Центральная ППК» 08.07.2013 направило письмо № 2896-13 в адрес Министерства социальной защиты населения Тверской области с требованием возместить перевозчику причиненные убытки. Письмом от 19.07.2013                   № 5/3899/1248 названное Министерство отказало Обществу  в возмещении выпадающих доходов.

ОАО «Центральная ППК» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области, о взыскании   512 623 руб. 40 коп. убытков, возникших в результате предоставления   50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении гражданам, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2011 году.

Суд первой инстанции удовлетворил иск, отметив, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции после нового рассмотрения оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

На основании статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или на местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Пунктом 5 статьи 790 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Как установлено пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003        № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка, правом льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения обладают следующие категории граждан, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенные в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, если иное не установлено другими нормативными правовыми актами Тверской области:

- лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

- ветераны труда и граждане, приравненные в соответствии с федеральным законодательством к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года;

- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;

- ветераны труда Тверской области.

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Тверской области с 01.01.2011 по 29.03.2011 осуществлялась истцом по тарифам, установленным приказами РЭК Тверской области.

Размер возмещения за каждый проданный билет осуществляется исходя из половины стоимости полного билета до пункта назначения (пункт 3.2 Порядка).

Пунктом 3.3 Порядка установлено, что Министерство социальной защиты населения Тверской области после проверки отчетности ежемесячно в срок до 9 числа представляет заявку на перечисление средств в Министерство финансов.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы.

При этом публично-правовое образование может предотвратить возникновение у организаций транспорта соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.

Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично, и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, во исполнение установленного органами власти Тверской области Порядка истец представлял льготы гражданам, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2011 году на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории Тверской области в период с 01.01.2011 по 31.12.2011.

Доказательств компенсации перевозчику его потерь в доходах либо отмены или приостановления действия нормативного акта субъекта, установившего льготы гражданам, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2011 году, в материалы дела не представлено.

Суды первой и апелляционной инстанций с учетом положений статей 6, 30, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» пришли к правильному выводу о том, что компенсация потерь в доходах перевозчика в результате предоставления на основании Порядка отдельным категориям граждан льгот по тарифам при оплате проезда железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации - Тверской области, который сам принял на себя такое обязательство.

Исходя из принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования, установленного статьей 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принципа самостоятельности бюджетов, определенного статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитывая принятый Тверской областью нормативный правовой акт о предоставлении льгот отдельной категории граждан, обеспечение льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного возложено на Тверскую область.

Сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидии субъектам Федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, вызванных установлением на региональном уровне соответствующих льгот, при условии, что право на льготный проезд установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не предполагает ответственности Российской Федерации за возмещение потерь организациям, понесшим убытки в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд, и не освобождает субъект Федерации  от обязанности компенсировать потери организации в полном объеме независимо от предоставления субъекту Федерации соответствующей субсидии.

Ввиду изложенного довод подателя жалобы о том, что расходы истца должны возмещаться за счет казны Российской Федерации, правомерно отклонен судами.

Следует признать обоснованным вывод судов о том, что отсутствие соответствующего договора с ответчиком о возмещении предоставленных льгот, не может являться основанием для отказа во взыскании убытков, составляющих сумму реально предоставленных льгот гражданам на основании следующего.

Обязанность перевозчика предоставлять льготные условия проезда предусмотрена Постановлением № 97-па.

Договор перевозки транспортом общего пользования в силу статьи 426        ГК РФ является публичным договором.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, электроснабжение и т.п.).

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Таким образом, в силу публичного характера договора перевозки и закрепленного нормативным актом субъекта права отдельных категорий граждан на льготный проезд, влечет за собой обязанность перевозчика в оказании данных услуг вне зависимости от наличия заключенного договора на предоставление субсидий и объемов финансирования соответствующих расходов, предусмотренных законом о бюджете субъекта.

Как установлено судами, понесенные истцом потери в доходах в сумме      512 623 руб. 40 коп. в рассматриваемый период подтверждаются сменными ведомостями по станциям продажи проездных документов.

Льготная сменная ведомость представляет собой отчет контрольно кассовой техники об оформленных проездных документах за смену билетного кассира, в которой отражена фамилия имя отчество последнего, номер смены, маршрут следования пассажира, указание на льготу и количество оформленных билетов. Льготная сменная ведомость является унифицированным первичным учетным документом, предназначенным для отражения совершенных хозяйственных операций на контрольно - кассовой технике, является свидетельством их совершения.

В соответствии со Справочником кодов льгот, предоставляемых в пригородном сообщении (02.60.5802-01 КЛ), утвержденным заместителем начальника управления пригородных пассажирских перевозок открытого акционерного общества «РЖД» (далее – ОАО «РЖД») Калининым С.А., коды льготы 2918, 2919, 2920, 3058 указанные в сменных ведомостях, подтверждает оформление проездного документа лицам, проработавшие в тылу в период с     22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, ветеранам труда и гражданам, приравненным в соответствии с федеральным законодательством к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», ветеранам труда Тверской области.

Для обслуживания пассажиров по вышеуказанным маршрутам, между ОАО «Центральная ППК» (Перевозчик) и ОАО «МТ ППК» (агент продаж проездных документов) был заключен агентский договор от 31.05.2011 № 05/12/11 на оформление железнодорожных проездных документов пассажирам в 2011 году.

В рамках агентского договора от 31.05.2011 № 05/12/11 ОАО «МТ ППК» предоставляло ОАО «Центральная ППК» отчеты о количестве реализованных проездных документов по станциям продаж Савелово, Ржев Октябрьской железной дороги-филиала ОАО «РЖД».

Кроме того, ОАО «МТ ППК» предоставляло Реестры оформленных льготных проездных документов, которые свидетельствуют о факте перевозки льготных категорий граждан. ОАО «МТ ППК» использует в своей деятельности данные автоматизированной системы продажи билетов. Указанный Реестр формируется путем полной выгрузки всей информации о проданном проездном документе из МКТК и ПКТК. В соответствии с пунктом 22 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002  № 30 (далее - Правила), факт продажи проездного документа (билета) может быть подтвержден соответствующей распечаткой из системы. В автоматизированной системе, используемой в соответствии с Правилами (пункт 8), для оформления проездных документов при распечатке бланка билета фиксируются вся необходимая информация для определения объема выпадающих доходов перевозчика (код льготы, дата и время оформления проездного документа, станции отправления и назначения, стоимость льготного проездного документа).

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2.1 Порядка приобретение льготного проездного билета для проезда в пригородном железнодорожном транспорте лицами, указанными в пункте 1.2 настоящего Порядка, производится в билетных кассах при предъявлении удостоверения установленного образца, подтверждающего право на получение государственной социальной помощи; паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность; документа, подтверждающего место жительства в Тверской области (при отсутствии в паспорте отметки о регистрации по месту жительства на территории Тверской области).

При таких обстоятельствах следует признать, что подобный учет оформленных льготных проездных документов позволяет достоверно установить количество перевезенных пассажиров, имеющих право на льготы, а также сумму выпадающих доходов перевозчика.

Ведение персонифицированного учета в отношении всех граждан льготных категорий, которым выдавались билеты на проезд в пригородном железнодорожном транспорте, действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с Реестром оформленных льготных проездных документов, представленных агентом ОАО «Центральная ППК» сумма выпадающих доходов перевозчика составляет 512 623 руб. 40 коп. Кроме того, указанная информация подтверждается письмом ОАО «МТ ППК» от 30.04.2014 № 58-Ф.

Доказательств, подтверждающих неправомерность представленного Обществом расчета, в материалы дела не представлено.

Доказательств исполнения обязанности по полному возмещению истцу затрат, связанных с предоставлением услуг по перевозке граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.

Руководствуясь статьями 286 – 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 27.06.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу № А66-12537/2013 оставить без изменения, а кассационные жалобы Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области и Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.А. Самсонова

Судьи

А.Г. Кудин

И.Г. Савицкая