ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-13198/2021 от 17.02.2022 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 февраля 2022 года

г. Вологда

Дело № А66-13198/2021

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу акционерного общества «Вышневолоцкий леспромхоз» на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2021 года по делу                          № А66-13198/2021 ,

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Вышневолоцкий леспромхоз» (ОГРН 1026901600220, ИНН 6920000281; адрес: 171157, Тверская область, Вышний Волочек, улица Красноармейская, дом 30; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы Смоленской таможни по Тверской области (ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713; адрес: 214032, Смоленская область, город Смоленск, улица Лавочкина, дом 105; далее – таможня, таможенный орган) от 14.09.2021 № 10113000-2187/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 23 ноября 2021 года, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие вины заявителя в совершении правонарушения, на принятие исчерпывающих мер, направленных на предотвращение совершения правонарушения. Также ссылается на наличие обстоятельств, свидетельствующих, по мнению апеллянта, о малозначительности правонарушения.

В связи с поступлением апелляционной жалобы Арбитражным судом Тверской области на основании части 2 статьи 229 АПК РФ составлено мотивированное решение от 14 декабря 2021 года.

От таможенного органа отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и их рассмотрении без вызова сторон.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для её удовлетворения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество 17.07.2021 представило в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, выполненную в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, за отчетный период – май 2021 года с регистрационным номером 10113000/170721/С982457, с системным номером ED20210717163729759 при установленном сроке до 15.06.2021 включительно (с учетом того, что 14.06.2021 – нерабочий день), то есть с нарушением установленного срока ее представления.

Согласно информации, указанной в статистической форме, в мае                       2021 года осуществлен вывоз товара общей стоимостью 12860,40 EUR с территории Российской Федерации в Республику Беларусь в рамках договора от 01.02.2021 № 1, заключенного заявителем с обществом с ограниченной ответственностью «Белтимбер ПРО» (далее – ООО «Белтимбер ПРО»).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления таможней в отношении общества протокола от 25.08.2021 № 10113000-2187/2021 об административном правонарушении, а также вынесения постановления от 14.09.2021 № 10113000-2187/2021, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Согласно части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.13 КоАП РФ, является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза (далее – Союз) в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государств – членов Союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств – членов Союза.

Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, заключается как в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы, так и в представлении статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.

Частью 2 указанной статьи обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств – членов Союза; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020                   № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329» утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами Союза (далее – Правила), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств – членов Союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств – членов Союза.

Согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств – членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.

Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (пункт 12 Правил).

В силу пункта 6 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.

Пункт 8 Правил определяет, что статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.

Согласно пункту 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.

Исходя из пункта 10 Правил, местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.

Из изложенного следует, что статистическая отчетность за май 2021 года должна быть представлена в таможенный орган не позднее до 15.06.2021 включительно (с учетом того, 14.06.2021 – нерабочий день).

Согласно пункту 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, и не оспаривается заявителем, статистическая форма за май 2021 года по отгрузкам (поручениям) в рамках договора от 01.02.2021 № 1, заключенного с                        ООО «Белтимбер ПРО» (Беларусь), представлена обществом в таможню лишь 17.07.2021, то есть с нарушением установленного срока более чем на 1 месяц.

Следовательно, событие правонарушения, вмененного в вину обществу, доказано и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Апелляционной инстанцией отклоняется как несостоятельная ссылка подателя жалобы, заявленная в обоснование довода о принятии исчерпывающих мер для предотвращения совершения правонарушения и об отсутствии вины в совершении правонарушении, на то, что для своевременного и профессионального обеспечения взаимодействия в сфере таможенных правоотношений обществом введена штатная единица специалиста по таможенному оформлению, на работу по указанной специальности принимаются только лица, имеющие среднее или высшее экономическое образование, что подтверждается пунктом 2 должностной инструкции «Специалиста по таможенному оформлению» от 10.08.2004 № 17 и дополнением от 22.11.2017 к должностной инструкции, утвержденным директором, в силу пункта 4.13 данной должностной инструкции в числе прочего специалист по таможенному оформлению должен знать нормативные правовые акты, другие руководящие материалы и документы, регламентирующие порядок таможенного оформления и условия перемещения товаров через таможенную границу, в силу пункта 16.3 дополнения к должностной инструкции в обязанности специалиста по таможенному оформлению входит подача статистических форм учета перемещения товаров, а также на проведение ежеквартального инструктажа на рабочем месте о порядке и сроках оформления таможенной документации, вводимых изменений в действующее законодательство относительно таможенных правоотношений, что подтверждается приказом о проведении инструктажа от 11.01.2021.

Неисполнение юридическим лицом требований действующего законодательства вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от административной ответственности, а свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны общества за исполнением его работником своих трудовых обязанностей.

В рассматриваемом случае судом первой инстанции не установлено обстоятельств, находящихся вне контроля заявителя и препятствующих исполнению требований законодательства к порядку заполнения и срокам представления статистической формы учета перемещения товаров.

Вопреки доводам жалобы, общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных соответствующим законодательством, не приняло своевременно все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, в связи с этим правомерен вывод суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Доказательства того, что общество было лишено возможности не допустить нарушения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при надлежащей степени заботливости, заявителем в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в деянии общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом таможни, общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 названного Кодекса.

Учитывая изложенное, принимая во внимание характер совершенного нарушения, исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости наказания, индивидуализации ответственности за правонарушение, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что примененное к обществу наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. соответствует тяжести совершенного правонарушения, отвечает критериям разумности, справедливости, а также обусловлено достижением целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9                  КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В данном случае таких исключительных обстоятельств по делу не усматривается.

Общество, являясь лицом, заключившим сделку, в соответствии с которой товары вывозятся с территории Российской Федерации на территорию государства – члена Союза, должно было заблаговременно, до даты фактического вывоза товара, изучить соответствующие нормы законодательства и узнать о законодательно установленной обязанности по представлению статистических форм учета перемещения товаров, а также, возложив исполнение данной обязанности на сотрудника организации, осуществлять надлежащий контроль за его деятельностью.

Апелляционный суд учитывает, что вступая в таможенные правоотношения, общество обязано было отслеживать изменения в законодательстве, касающиеся указанных правоотношений и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Принимая во внимание, что несвоевременная сдача статистической отчетности ведет к искажению таких данных на государственном уровне, с учетом обстоятельств совершенного обществом правонарушения и степени его вины, суд апелляционной инстанции также не усматривает признаков малозначительности в совершенном обществом правонарушении.

Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ в данном случае также не имеется, поскольку выявленное правонарушение совершено общество не впервые, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами первой и апелляционной инстанции по делу                                      № А66-13199/2021 с участием этих же сторон.

Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы апелляционной жалобы лишь выражают несогласие с решением суда, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушений норм процессуального права не допущено, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2021 года по делу № А66-13198/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Вышневолоцкий леспромхоз» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                      Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                             А.Ю. Докшина