ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
19 ноября 2018 года | г. Вологда | Дело № А66-13205/2018 | |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Весьегонском районе Тверской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 сентября 2018 года, принятое в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу № А66-13205/2018 (судья Бачкина Е.А.),
у с т а н о в и л:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Весьегонском районе Тверской области (межрайонное) (ОГРН 1166952063662, ИНН 6919003418; место нахождения: 171720, Тверская область, Весьегонский район, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 37б; далее – управление, УПФ) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Регион Теплосбыт» (ОГРН 1166952052189, ИНН 6919003390; место нахождения: 171721, Тверская область, Весьегонский район, город Весьегонск, Свободный проезд, дом 2; далее – общество, ООО «Регион Теплосбыт») о взыскании 17 000 рублей штрафа (финансовой санкции) по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 21 сентября 2018 года, принятым в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу № А66-13205/2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что из положений пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н) следует, что под исправлением сведений понимаются случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом. Следовательно, на основании пункта 39 Инструкции № 766н страхователь может быть освобожден от ответственности только в случае самостоятельного представления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений относительно уже представленных ранее сведений, касающихся конкретного застрахованного лица
ООО «Регион Теплосбыт» в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет выплаты физическим лицам, следовательно, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является страхователем.
Во исполнение обязанностей страхователя общество 05.09.2017 представило в управление сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М (исходные) за август 2017 года.
В дальнейшем, самостоятельно выявив ошибки в ранее представленных сведениях, общество 27.02.2017 представило в адрес УПФ дополняющие сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М за август 2017 года в отношении 1 застрахованного лица, которое не было указано в исходных сведениях.
В ходе проведенной управлением проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что указанные дополнительные сведения формы СЗВ-М за август 2017 года представлены обществом после истечения предусмотренного законодательством срока.
Выявленное нарушение зафиксировано управлением в акте от 28.02.2018 № 078S18180001411.
Решением УПФ от 05.04.2018 № 078S19180001936 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб. за август 2017 года.
В адрес общества заявителем направлено требование от 27.04.2018 № 078S01180003600 об уплате финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в добровольном порядке. Срок исполнения данного требования установлен до 16.05.2018.
Во исполнение обязанностей страхователя общество 13.10.2017 представило в управление сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М (исходные) за сентябрь 2017 года.
В дальнейшем, самостоятельно выявив ошибки в ранее представленных сведениях, общество 05.03.2017 представило в адрес УПФ дополняющие сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М за сентябрь 2017 года в отношении 4 застрахованных лиц, которые не были указаны в исходных сведениях.
В ходе проведенной управлением проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что указанные дополнительные сведения формы СЗВ-М за сентябрь 2017 года представлены обществом после истечения предусмотренного законодательством срока.
Выявленное нарушение зафиксировано управлением в акте от 07.03.2018 № 078S18180001500.
Решением УПФ от 12.04.2018 № 078S19180002196 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 2 000 руб. за сентябрь 2017 года.
В адрес общества заявителем направлено требование от 10.05.2018 № 078S01180003868 об уплате финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в добровольном порядке. Срок исполнения данного требования установлен до 30.05.2018.
Во исполнение обязанностей страхователя общество 13.11.2017 представило в управление сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М (исходные) за октябрь 2017 года.
В дальнейшем, самостоятельно выявив ошибки в ранее представленных сведениях, общество 05.03.2017 представило в адрес УПФ дополняющие сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М за октябрь 2017 года в отношении 27 застрахованных лиц, которые не были указаны в исходных сведениях.
Также общество 12.03.2017 представило в адрес УПФ дополняющие сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М за октябрь 2017 года еще в отношении 1 застрахованного лица, которое не было указано в исходных сведениях.
В ходе проведенной управлением проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что указанные дополнительные сведения формы СЗВ-М за октябрь 2017 года представлены обществом после истечения предусмотренного законодательством срока.
Выявленные нарушения зафиксированы управлением в актах от 07.03.2018 № 078S18180001501 и от 13.03.2018 № 078S18180001566.
Решениями УПФ от 12.04.2018 № 078S19180002197 и от 19.04.2018 № 078S19180002317 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафов в размере 13 500 руб. и 500 руб. соответственно за октябрь 2017 года.
В адрес общества заявителем направлено требование от 10.05.2018 № 078S01180003869 и от 14.05.2018 № 078S01180003955об уплате финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в добровольном порядке. Срок исполнения данных требований установлен до 30.05.2018 и до 01.06.2018 соответственно.
Во исполнение обязанностей страхователя общество 14.01.2018 представило в управление сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М (исходные) за декабрь 2017 года.
В дальнейшем, самостоятельно выявив ошибки в ранее представленных сведениях, общество 12.03.2017 представило в адрес УПФ дополняющие сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М за декабрь 2017 года в отношении 1 застрахованного лица, которое не было указано в исходных сведениях.
В ходе проведенной управлением проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что указанные дополнительные сведения формы СЗВ-М за декабрь 2017 года представлены обществом после истечения предусмотренного законодательством срока.
Выявленное нарушение зафиксировано управлением в акте от 13.03.2018 № 078S18180001567.
Решением УПФ от 19.04.2018 № 078S19180002318 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб. за декабрь 2017 года.
В адрес общества заявителем направлено требование от 14.05.2018 № 078S01180003956 об уплате финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в добровольном порядке. Срок исполнения данного требования установлен до 01.06.2018.
Поскольку указанные требования в добровольном порядке обществом не исполнены, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением о взыскании с ответчика финансовой санкции.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, пришел к выводу о том, что основания для привлечения общества к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ и взыскания финансовой санкции в рассматриваемом случае отсутствуют.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Закон № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.
Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части третьей статьи 17 данного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, общество обязано было представить перечисленные сведения за август 2017 года, сентябрь 2017 года, октябрь 2017 года и декабрь 2017 года не позднее 15.09.2017, 15.10.2017, 15.11.2017 и 15.01.2018 соответственно в отношении всех застрахованных лиц.
Отчетность, представляемая формы СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п.
Этим постановлением в поле «Тип формы» предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»:
- код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В материалах дела усматривается, что предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения формы СЗВ-М за август, сентябрь, октябрь и декабрь 2017 года (исходные) представлены заявителем в установленный Законом срок.
Вместе с тем, самостоятельно выявив ошибку в указанных сведениях, страхователь предъявил в управление сведения СЗВ-М формы «дополняющая» за спорные отчетные периоды 2017 года.
Часть третья статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает ответственность за различные правонарушения: непредставление сведений в установленный срок, представление неполных сведений, представление недостоверных сведений.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2018 года № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017, а также в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2018 года по делу № А05-12494/2017, в соответствии с положениями статьи 15 Закона № 27-ФЗ и пункта 39 Инструкции № 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения управлением, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за август, сентябрь, октябрь и декабрь 2017 года, откорректировав их путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дополнительных сведений в отношении дополнительного количества застрахованных лиц за эти периоды.
В свою очередь проверка, по результатам которой установлено нарушение обществом требований Закона № 27-ФЗ, и принято решение о привлечении страхователя к ответственности, проведены управлением только после получения от общества дополнительно представленных сведений.
Самостоятельное выявление и устранение страхователем ошибки в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах, в силу приведенных выше нормативных положений, допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Данный правовой подход соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П).
При таких обстоятельствах оснований для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ, у управления не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для изменения судебного акта в обжалуемой части.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясьстатьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 21 сентября 2018 года по делу № А66-13205/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Весьегонском районе Тверской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | Н.В. Мурахина |