ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-14005/2021 от 22.07.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 июля 2022 года

Дело №

А66-14005/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Савицкой И.Г.,

при участии от акционерного общества «Атомэнергосбыт» ФИО1 (доверенность от 17.11.2021),

рассмотрев 19.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Атомэнергосбыт» на решение Арбитражного Тверской области от 07.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу № А66-14005/2021,

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Атомэнергосбыт», адрес: 115432, <...>, ОГРН <***>,
ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, адрес: 170026, <...>
д. 4/4, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Инспекция), о признании недействительным предписания от 06.09.2021 № 036/11618/ОГ-21.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Фирма «Энергия», адрес: 170036, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>.

Решением суда первой инстанции от 07.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.03.2022 заявленные требования удовлетворены в части обязания Общества осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям индивидуального прибора учета.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт – удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Инспекция и общество с ограниченной ответственностью Фирма «Энергия» надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения Инспекции от 10.08.2021 № 036/11618/ОГ-21 в период с 16.08.2021 по 10.09.2021 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения обращения ФИО2 от 29.07.2021 № 036/11618/ОГ, проживающего по адресу: <...>, по вопросу определения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную в жилом помещении с марта 2020 года. По результатам проверки составлен акт от 06.09.2021 № 036/11618/ОГ-21.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что Общество при начислении в период июля 2020 года по июнь 2021 года ФИО2 платы за электрическую энергию нарушило подпункт «г» пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

В адрес Общества Инспекцией направлено предписание от 06.09.2021
№ 036/11618/ОГ-12 об устранении выявленных нарушений в срок до 08.10.2021, в соответствии с которым Обществу предписано осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за июль 2020 года – июнь 2021 года исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям индивидуального прибора учета (далее – ИПУ).

Не согласившись с указанным предписанием Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Инспекцией  факта невозможности использования показаний ИПУ для проведения расчетов за потребленную электроэнергию, в связи с чем признал требования предписания в части возложения на Общество обязанности осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям ИПУ не соответствующими положениям Правил № 354.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации                            (далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В абзаце первом пункта 42 Правил № 354 указано, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «г» пункта 59 Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3, в следующем случае и за указанные расчетные периоды: в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 года, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета. В случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80 (1) настоящих Правил) наступили до 1 июля 2020 года и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020 года и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном настоящими Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.

В силу пункта 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

В силу пункта 81(10) Правил № 354 эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Из пункта 81(12) Правил № 354 следует, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: неотображения приборами учета результатов измерений (подпункт а); нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки (подпункт б); механического повреждения прибора учета (подпункт в); превышения допустимой погрешности показаний прибора учета (подпункт г); истечения межповерочного интервала поверки приборов учета (подпункт д).

Согласно подпункту «б» пункта 82 Правил № 354 исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

Порядок проведения поверки индукционных приборов учета закреплен в Межгосударственном стандарте ГОСТ 8.259-2004 «Счетчики электрические индукционные активной и реактивной энергии» (далее – ГОСТ 8.259-2004).

Суды двух инстанций, делая вывод о том, что надлежащим документом, подтверждающим факт несоответствия прибора учета метрологическим требованиям к средствам измерений и, как следствие, подтверждающим непригодность такого прибора учета к эксплуатации и использованию в расчетах, является извещение, оформленное в соответствии с требованиями названного ГОСТа, или запись в паспорте прибора учета. Однако таких документов, как и иных доказательств того, что сроки поверки индивидуальных приборов учета, сроки эксплуатации приборов учета истекли, что привело к искажению данных об объеме электроэнергии, потребленной в спорный период, в материалы дела не представлено.

В рассматриваемом случае суды указали, что согласно акту замены прибора учета № 3436 в квартире № 57 Обществом произведена замена прибора учета 08.10.2021 в связи с истечением срока поверки.

Судами также установлено, что акты ввода и допуска в эксплуатацию ИПУ, техпаспорт прибора учета, документы о проведенных поверках не представлены, доказательств наличия нарушений в работе прибора учета не имеется, в связи с чем отсутствуют основания для вывода о непригодности прибора учета для целей проведения расчетов в спорный период.

Между тем судами не учтено следующее.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из положений части 3.1 статьи 70 АПК РФ следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Часть 5 статьи 70 АПК РФ предусматривает, что обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном этой статьей, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу.

В кассационной жалобе Общество ссылается на то, что сторонами не оспаривалась непригодность к расчетам ИПУ потребителя ФИО2

Согласно акту проверки Инспекции от 06.09.2021 «по адресу: <...>, установлен ИПУ № 03941870 тип СО-2, дата выпуска 1963 год, дата истечения срока поверки 1979 год (межповерочный интервал 16 лет), дата истечения срока эксплуатации 1993 год (срок службы 30 лет). С 01.03.2020 ИПУ снят с расчетов с показаниями 2615 кВтч. С 02.03.2020 расчет размера платы за коммунальную услугу по электроэнергии выполнен исходя из среднемесячного объема потребления, с 02.06.2020 по нормативу, в том числе по 30.06.2020 с применением повышающего коэффициента 1,5, далее повышающий коэффициент не применен». В абзаце 4 на странице 4 акта Инспекцией сделан вывод о правильности расчета Общества за указанный период (02.03.2020 по 30.06.2020).

Суды двух инстанций в отсутствие на то оснований опровергли обстоятельство не оспариваемое сторонами (о непригодности к расчетам ИПУ потребителя ФИО2), тем самым нарушив такие фундаментальные принципы арбитражного процесса, как состязательность и равноправие сторон, что могло привести к принятию неправильного решения.

При этом довод кассационной жалобы о правомерности расчета платы по нормативу с 01.07.2020 со ссылкой на редакцию пунктов 59, 60 Правил № 354, действовавших до 30.06.2020 подлежит отклонению с учетом введения нового правового регулирования согласно которому в случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) наступили до 1 июля 2020 г. и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020 г. и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном настоящими Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги (второе предложение подпункта «г» пункта 59 Правил № 354).

Довод кассационной жалобы о невозможности определения реального объема среднемесячного потребления для расчета платы за коммунальную услугу электроснабжения, суд кассационной инстанции находит не обоснованным с учетом самостоятельного определения такового Обществом в период с марта по май 2020 года.  

По делу требуется дополнительное исследование и повторная оценка доказательств. В силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.

В связи с вышеизложенным судебные акты в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо – Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного Тверской области от 07.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу
№ А66-14005/2021 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

Л.Б. Мунтян

 И.Г. Савицкая