ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-14822/20 от 06.12.2021 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 декабря 2021 года

Дело №

А66-14822/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «Капитель-Агро» Гулиппа А.А. (доверенность от 21.10.2020), от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Арсеньевой М.А. (доверенность от 10.03.2021 № 47),

рассмотрев 29.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торгового дома      «Капитель-Агро» на решение Арбитражного суда Тверской области от 04.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу № А66-14822/2020,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «Капитель-Агро», адрес: 141730, Московская обл., г. Лобня, ул. Ленина, д. 20, ОГРН 1155047005706, ИНН 5047169280 (далее - Общество, ООО ТД «Капитель-Агро»), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, Тверская обл., г. Тверь, ул. Горького, д. 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее - Министерство), в предоставлении права пользования участком недр местного значения «Крючково» Лихославльского района Тверской обрасти, выраженного в уведомлении от 23.10.2020 № 14502-06, а также о возложении на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия в течение 7-и дней со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу решения о предоставлении обществу по заявлению от 21.09.2020 № 15351 права пользования указанным участком недр для разведки и добычи песка строительного сроком на 25 лет.

Решением суда первой инстанции от 04.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.07.2021, в удовлетворении заявления отказано.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, заявление удовлетворить.

В обоснование доводов кассационной жалобы Общество указывает на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, а также выражает несогласие с произведенной судами оценкой представленных в материалы дела доказательств.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Министерства возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу выдана лицензия на право пользования недрами от 20.11.2015 серии ТВЕ № 80154 тип ТП, сроком действия до 01.11.2020 с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение на песок строительный участка недр местного значения «Крючково».

Общество 24.07.2020 обратилось в Министерство с заявлением (вх. № 13042) о предоставлении без аукциона права пользования в отношении участка недр местного значения «Крючково» с целью разведки и добычи песка строительного.

Уведомлением от 26.08.2020 № 11921-06 Министерство отказало Обществу в предоставлении права пользования недрами на основании пункта 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) в связи с непредставлением заявителем необходимых документов, в том числе документов, подтверждающих перечисление денежных средств по договору займа от 18.07.2020 № 07/2020; расшифровки бухгалтерской отчетности, а также информации о чистых активах Общества с учетом того, что размер краткосрочных заемных средств Общества составляет 1 514 000 руб.; дополнительного соглашения к договору подряда от 13.07.2020 № 07/2020.

Общество 21.09.2020 повторно обратилось в Министерство с заявлением (вх. № 15351) о предоставлении без аукциона права пользования названным участком недр, приложив документы, указанные в уведомлении от 26.08.2020.

Уведомлением от 23.10.2020 № 14502-06 Министерство вновь сообщило Обществу об отказе в предоставлении права пользования недрами в связи с нарушением им положений пункта 3 статьи 14 Закона о недрах и подпункта 3 пункта 8 Порядка оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 28.08.2020 № 380-пп (далее - Порядок № 380-пп). Отказ мотивирован тем, что представленные заявителем документы не свидетельствуют о его финансовых возможностях; не подтверждено наличие квалифицированных специалистов и технических средств для эффективного и безопасного проведения работ.

Не согласившись с отказом Министерства, изложенным в уведомлении 23.10.2020 № 14502-06, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Министерства правовых оснований для отказа в выдаче спорной лицензии и отказал в удовлетворении заявления.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене на основании следующего.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган. При этом факт нарушения обжалованными действиями прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.

Правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

На основании пункта 9 части 1 статьи 4 Закона о недрах установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.

Основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права (пункт 6 статьи 10.1 Закона о недрах).

Порядок предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 18 Закона о недрах).

В силу пунктов 3 и 10 статьи 4 Закона Тверской области от 06.06.2006    № 57-ЗО «О порядке пользования недрами в Тверской области» (далее - Закон № 57-ЗО) к полномочиям правительства Тверской области в сфере регулирования отношений недропользования на территории Тверской области, в том числе относятся распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Тверской области, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения; установление порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения.

Участок недр местного значения «Крючково», содержащий месторождение песка строительного, включен под номером 107 в Перечень участков недр местного значения по Тверской области, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 22.01.2013 № 13-пп.

Как определено статьей 7 Закона № 57-ЗО, порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается Правительством Тверской области.

В Тверской области порядок оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения утвержден постановлением Правительства Тверской области от 28.08.2020 № 380-пп.

В соответствии с пунктом 8 Порядка № 380-пп документы (сведения), необходимые для получения права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, для целей, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 7 настоящего Порядка, представляются в Министерство в одном экземпляре независимо от способа подачи: лично, почтой или в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).

К числу необходимых для предоставления документов подпунктом 3 пункта 8 Порядка № 380-пп отнесены сведения о финансовых возможностях субъекта предпринимательской деятельности, претендующего на получение лицензии, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами (копия бухгалтерского баланса заявителя и приложений к нему с отметкой налогового органа о его принятии (за отчетный год), банковские и иные гарантии на получение средств для освоения месторождения и другое).

В случае, если по результатам рассмотрения поступивших документов выявлены основания для отказа в приеме заявления в соответствии со статьей 14 Закона о недрах, Министерство в срок, установленный пунктом 25 Порядка  № 380-пп, принимает решение об отказе в приеме заявления и в течение 7-и рабочих дней со дня принятия такого решения направляет заявителю уведомление об отказе в приеме заявления с указанием причин отказа (пункт 26 Порядка № 380-пп).

Согласно пункту 3 статьи 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в случае, когда заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

Решение об отказе в предоставлении в пользование участка недр Министерство мотивировало непредставлением Обществом документов о наличии достаточных финансовых возможностей, а также отсутствием квалифицированных специалистов, необходимых для выполнения планируемых работ.

Между тем, положения пункта 3 статьи 14 Закона о недрах судами истолкованы и применены неправильно. С учетом его буквального содержания, представленный договор займа от 18.07.2020 № 07/2020 подтверждает, что Общество будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, а также является иной гарантией на получение средств для освоения месторождения (подпункт 3 пункта 8 Порядка № 380-пп.

В силу подпункта 4 пункта 8 Порядка № 380-пп в подтверждение наличия технических средств заявитель представляет справку, подписанную руководителем организации, содержащую сведения о наличии у заявителя или у привлекаемых им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, подрядных организаций технических средств, технологического оборудования и квалифицированных специалистов для эффективного и безопасного ведения работ на участке недр.

Во исполнение названного требования Обществом представлен договор подряда от 13.07.2020 № 07/2020, заключенный с ООО «Мытищинское ДРСУ». 

В составе документов, приложенных к заявлению от 21.09.2020, Обществом представлен договор от 13.07.2020 № 09/М-20 на выполнение ООО «ПДО» работ по маркшейдерскому обеспечению месторождения «Крючково» и приложена копия лицензии ООО «ПДО» на производство маркшейдерских работ.

Таким образом Общество представило вместе с заявлением от 21.09.2020, предусмотренные пунктом 8 Порядка № 380-пп, доказательства того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

С учетом изложенного следует признать, что выводы нижестоящих судебных инстанций основаны на неправильном применении приведенных выше норм материального права, что привело к принятию ошибочных по сути судебных актов. По делу не требуется дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции считает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Принимая во внимание, что при рассмотрении кассационной жалобы заявленное требование удовлетворено в полном объеме, с учетом подпунктов 4 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче иска, апелляционной и кассационной жалобы, взыскивается с Министерства.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 04.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу № А66-14822/2020 отменить.

Признать незаконным отказ Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью Торговому дому «Капитель-Агро» права пользования участком недр местного значения «Крючково» Лихославльского района Тверской обрасти, выраженный в уведомлении от 23.10.2020 № 14502-06.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью Торговому дому «Капитель-Агро» право пользования участком недр местного значения «Крючково» Лихославльского района Тверской обрасти по его заявлению от 21.09.2020 № 15351.

Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221, в пользу общества с ограниченной ответственностью Торгового дома «Капитель-Агро», адрес: 141730, Московская обл., г. Лобня, ул. Ленина, д. 20, ОГРН 1155047005706, ИНН 5047169280, 6 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

О.А. Алешкевич

И.Г. Савицкая