139/2018-38124(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Ломакина С.А. и
Щуриновой С.Ю.,
при участии от Администрации муниципального образования «Аввакумовское сельское поселение» Калининского района Тверской области Жукова Р.С. (распоряжение от 27.08.2014 № 12), Богдановой О.Г. (доверенность от 04.06.2018),
рассмотрев 01.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения Администрация Аввакумовского сельского поселения на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.11.2017 (судья Янкина В.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 (судьи Кутузова И.В., Моисеева И.Н., Холминов А.А.) по делу № А66-17467/2015,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ», место нахождения: 170538, Тверская обл., Калининский р-н, д. Савватьево, д. 1а, ОГРН 1056900172152, ИНН 6924013066 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском (с учетом уточнения требований) о взыскании:
- с муниципального унитарного предприятия Управляющая компания «Аввакумово» Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области, место нахождения: 170533, Тверская обл., Калининский р-н, д. Аввакумово, д. 5, ОГРН 1126952027400, ИНН 6949009760 (далее - Управляющая компания), 431 467 руб. 68 коп. задолженности по оплате тепловой энергии за ноябрь 2015 года;
- с муниципального образования «Аввакумовское сельское поселение» Калининского района Тверской области в лице муниципального учреждения Администрация Аввакумовского сельского поселения (после переименования - Администрация муниципального образования «Аввакумовское сельское поселение» Калининского района Тверской области), место нахождения: Тверская обл., Калининский р-н, д. Аввакумово, д. 5, ОГРН 1056900235292,
ИНН 6924013370 (далее - Администрация), 348 980 руб. 54 коп. сверхнормативных потерь в тепловых сетях.
Определением от 26.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области.
Решением суда от 29.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2016, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от
15.03.2017 решение от 29.08.2016 и постановление от 26.10.2016 в части взыскания с Администрации в пользу Общества 348 980 руб. 54 коп. стоимости потерь в тепловых сетях отменено. Дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
При новом рассмотрении истец уточнил требования и просил взыскать с Администрации 245 809 руб. 82 коп.
Определением от 19.09.2017 к участию в деле привлечен временный управляющий Обществом ФИО1.
Решением суда от 28.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.04.2018, с Администрации в пользу Общества за счет казны муниципального образования взыскано
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит изменить решение и постановление, взыскать с Администрации 158 023 руб. 19 коп. Податель жалобы не согласен с расчетом и указывает, что в него неправомерно включены потери во внутридомовых подвальных сетях многоквартирных жилых домов.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представители Администрации поддержали доводы, приведенные в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является арендатором газовой котельной, водонапорной башни, насосной над скважиной № 33277, насосной над артезианской скважиной № 33278 в дер. Аввакумово Калининского р-на Тверской обл., оказывает услуги ресурсоснабжения и водоотведения.
Обществом (поставщиком) и Управляющей компанией (исполнителем) заключен договор от 01.12.2012 ресурсоснабжения и водоотведения (далее - Договор), по условиям которого поставщик обязался осуществлять поставку питьевой воды, теплоносителя для нужд отопления и приготовления горячей воды, прием через присоединенную канализационную сеть сточных вод в централизованную систему водоотведения, с установленным качеством для оказания исполнителем коммунальных услуг, а исполнитель обязался оплачивать поставленный объем коммунальных ресурсов и услуг.
Договор заключен в отношении многоквартирных домов 1 - 9 дер. Аввакумово.
Согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности по тепловым сетям граница эксплуатационной ответственности сторон определена на фундаментах зданий.
В дальнейшем, в связи с тем, что распоряжением главы Администрации от 19.06.2015 № 25 тепловая сеть дер. Аввакумово передана в оперативное управление Управляющей компании, Общество и Управляющая компания в акте от 19.06.2015 № 1 разграничения эксплуатационной ответственности по тепловым сетям к Договору установили, что граница эксплуатационной ответственности сторон находится на узле тепловой энергии «прием-2», установленном в газовой котельной.
Распоряжением от 14.08.2015 № 44 глава Администрации изъял тепловую сеть из оперативного управления Управляющей компании, и в
спорный период эта сеть кому-либо передана не была.
Во исполнение Договора Общество в ноябре 2015 года поставило тепловую энергию в жилые дома, находящиеся на обслуживании Управляющей компании, а также другим потребителям.
Поскольку тепловая сеть протяженностью 1080 м находится в собственности муниципального образования, истец просил взыскать с Администрации 245 809 руб. 82 коп. сверхнормативных потерь тепловой энергии, возникших в сетях в ноябре 2015 года.
Суды удовлетворили иск, посчитав его обоснованным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
По положениям статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что спорная тепловая сеть протяженностью 1080 м является муниципальной собственностью, и бремя ее содержания лежит на Администрации.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ).
Частью 10 статьи 15 Закона № 190-ФЗ установлено, что теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 55 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам).
Общество, осуществляющее теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. Собственник и владелец тепловых сетей несет гражданско-правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией).
Тепловая сеть дер. Аввакумово принадлежит Администрации и в спорный период не передавалась на обслуживание хозяйствующему субъекту, который, являясь теплосетевой организацией, обеспечивал бы эксплуатацию сетей и производил бы взаиморасчеты с Обществом. В связи с этим суды обоснованно признали, что Общество в результате лишилось возможности
возместить часть своих затрат, связанных с оплатой тепловых потерь в муниципальных сетях, а потому эти потери должна возместить Администрация.
Расчет объема тепловых потерь произведен истцом как разность между объемом тепловой энергии, зафиксированным прибором учета, установленным в котельной, нормативными потерями и объемом тепловой энергии, отпущенной потребителям (Управляющей компании и владельцам нежилых помещений).
Объем тепловой энергии, отпущенной Управляющей компании, был определен при первом рассмотрении дела. В ходе повторного рассмотрения спора стороны достигли соглашения относительно количества тепловой энергии, поставленной в нежилые помещения, в том числе те, с владельцами которых не заключены договоры теплоснабжения.
Администрация считает, что в расчет включены потери во внутридомовых подвальных сетях многоквартирных жилых домов.
Между тем, из расчета истца данное обстоятельство не следует.
Приведенному доводу Администрации суд апелляционной инстанции дал надлежащую правовую оценку, верно указав, что исходя из норм жилищного законодательства объем потребляемых многоквартирным жилым домом коммунальных услуг определяется по показаниям общедомовых приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что объем тепловой энергии, поставленной в многоквартирные дома, определен с нарушением норм жилищного законодательства, и что при его определении не учитывались потери во внутридомовых сетях.
Материалы дела суды исследовали полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам и доводам ответчика дали надлежащую правовую оценку, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.11.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 по делу № А66-17467/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования «Аввакумовское сельское поселение» Калининского района Тверской области – без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Старченкова Судьи С.А. Ломакин
ФИО2