ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-18882/17 от 04.09.2018 АС Северо-Западного округа

609/2018-43614(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., 

ФИО1,

рассмотрев 04.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2  на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.03.2018 (судья  Голубева Л.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 30.05.2018 (судьи Докшина А.Ю., Алимова Е.А.,  Осокина Н.Н.) по делу № А66-18882/2017, 

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав  потребителей и благополучия человека по Тверской области (место  нахождения: <...>; ОГРН <***>; ИНН  <***>; далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской  области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя  ФИО2 (ОГРНИП <***>) к  административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 

(далее – КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 05.03.2018 ФИО2  привлечена к указанной административной ответственности, ей назначено  наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. с возложением обязанности  передать продукцию, арестованную по протоколу ареста товаров и иных вещей  от 01.11.2017, в службу судебных приставов для уничтожения. 

Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.05.2018 решение суда  первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе ФИО2, ссылаясь на неправильное  применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов  фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и  постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы,  оснований для назначения ей административного наказания в виде штрафа, а  также для уничтожения арестованной продукции не имелось. 

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,  надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного  разбирательства. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление на  основании распоряжения от 30.10.2017 № 04/1190 в период с 01.11.2017 по 


17.11.2017 провело внеплановую выездную проверку соблюдения Смоленской  Е.В. обязательных требований к обороту на территории Российской Федерации  продукции легкой промышленности при осуществлении деятельности по адресу:  г. Тверь, ул. Трехсвятская, д. 6, корп. 1. 

В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 17.11.2017, что в нарушение  требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности  продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011) при розничной продаже  изделий из меха (шубы, полушубки) на маркировке отсутствует информация о  стране-изготовителе, едином знаке обращения продукции на рынке государств- членов Таможенного союза, дате изготовления, виде меха и виде обработки  меха (крашеный или некрашеный); продукция не подвергнута процедуре  обязательного подтверждения соответствия в форме декларирования или  сертификации. 

На указанную продукцию наложен арест, по протоколу ареста товаров и иных  вещей от 01.11.2017 она передана на ответственное хранение ФИО2 

По факту реализации ФИО2 изделий из меха с нарушением  требований статей 9 и 11 ТР ТС 017/2011 Управление составило в отношении  нее протокол от 17.11.2017 № 789/04 об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и обратилось в арбитражный  суд с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, заявление удовлетворил.  Признав арестованную продукцию находящейся в незаконном обороте, суд  возложил на ФИО2 обязанность передать ее в службу судебных  приставов для уничтожения. 

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой  инстанции и оставил решение без изменения. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, считает, что  жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002

 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ)  содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к  продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам  проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,  наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,  правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования  к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения  имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут  быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в  соответствующий технический регламент. 

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере  независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны  и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с  требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания),  производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,  перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или)  физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями,  исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с  учетом положений пункта 9 настоящей статьи (пункт 6 статьи 7 Закона 

 № 184-ФЗ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 ТР ТС 017/2011 маркировка продукции из 


меха должна содержать информацию о стране-изготовителе, едином знаке  обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза, дате  изготовления, виде меха и виде обработки меха (крашеный или некрашеный). 

Перед выпуском в обращение на рынок продукция легкой промышленности  должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения  соответствия требованиям настоящего Технического регламента, которая  осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации  (пункт 1 статьи 11 ТР ТС 017/2011). 

В силу пункта 2 статьи 28 Закона № 184-ФЗ заявитель обязан, в частности,  обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;  выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному  подтверждению соответствия, только после осуществления такого  подтверждения соответствия. 

Как указано в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992   № 2300-1 «О защите прав потребителей», если законами или в установленном  ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе,  услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар  (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. 

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено,  что в нарушение упомянутых требований ФИО2 при розничной  продаже изделий из меха не обеспечила наличие на маркировке информации о  стране-изготовителе, едином знаке обращения продукции на рынке государств- членов Таможенного союза, дате изготовления, виде меха и виде обработки  меха, а также не осуществила процедуру обязательного подтверждения  соответствия этой продукции в форме декларирования или сертификации. 

Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции  иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов  или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих  технических регламентов обязательных требований к продукции либо к  продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования  (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки,  эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в  обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за  исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8,  частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ,  влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи  14.43 КоАП РФ

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в отношении  которых установлена его вина. 

В силу части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение  признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало  противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его  вредные последствия и желало наступления таких последствий или  сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. 

Каких-либо процессуальных нарушений, допущенных Управлением в ходе  производства по делу об административном правонарушении, судами не  установлено. 

Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения  ФИО2 требований технических регламентов, обязательных  требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к  продукции процессам ее изготовления и выпуска в обращение в силу 


чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть и  предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и  осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в ее  действиях состава указанного административного правонарушения,  удовлетворив заявление Управления. С этим согласился и суд апелляционной  инстанции. 

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным  по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы  материального и процессуального права применены судами правильно,  кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств  дела и отмены обжалуемых судебных актов. 

Довод подателя жалобы о возможности замены назначенного ему наказания  в виде штрафа на предупреждение был предметом рассмотрения в суде  апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка. Несогласие  подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений  действующего законодательства не свидетельствует о неправильном  применении судами первой и апелляционной инстанций норм права. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо- Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 05.03.2018 и  постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от  30.05.2018 по делу № А66-18882/2017 оставить без изменения, а кассационную  жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2  – без удовлетворения. 

Председательствующий О.А. Алешкевич
Судьи Л.Б. Мунтян

 И.О. Подвальный