АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 января 2019 года | Дело № | А66-21917/2017 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Алешкевича О.А., при участии от акционерного общества «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» ФИО2 (доверенность от 26.12.2018 рассмотрев 21.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.04.2018 (судья Трунина Е.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 (судьи Шадрина А.Н., Романова А.В., Чередина Н.В.) по делу № А66-21917/2017, установил: Акционерное общество «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания», место нахождения: 170002, <...>, К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Тверской области, место нахождения: 170000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>. Решением суда первой инстанции от 28.04.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.08.2018, в удовлетворении заявленных Компанией требований отказано. В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 28.04.2018 и постановление от 08.08.2018, принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленных Компанией требований. По мнению подателя кассационной жалобы, обязательства субъекта Российской Федерации – Тверской области по компенсации потерь доходов, понесенных в результате перевозки льготных категорий граждан, возникли из закона, а не договора; Компания в полном объеме и добросовестно исполнила обязанности по перевозке льготных категорий граждан железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, что подтверждается представленными Компанией отчетами; суды не учли, что в период действия договора от 13.05.2014 № 8 увеличился тариф на перевозку пассажиров, в обжалуемых судебных актах не указали мотивов, по которым отказали Компании в удовлетворении требований к Минфину России. В отзывах на кассационную жалобу Министерство и правительство Тверской области просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Компании – без удовлетворения. В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители Министерства соцзащиты, Министерства, правительства Тверской области возражали против ее удовлетворения. Минфин России, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направил, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2014 году на основании лицензии от 24.03.2010 № ППБ 6905200 Компания осуществляла перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Постановлением правительства Тверской области от 18.04.2012 № 175-пп (далее – постановление № 175-пп) утвержден Порядок предоставления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении учащимся и студентам и компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (далее - Порядок). Положения данного постановления распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2012. В целях реализации постановления № 175-пп Компания (исполнитель) и Министерство соцзащиты (заказчик) 13.05.2014 заключили договор № 8 о компенсации расходов в связи с предоставлением льготного проезда учащимся железнодорожным транспортном пригородного сообщения на территории Тверской области (далее – Договор), в соответствии с пунктом 1.2 которого исполнитель обязался обеспечить перевозку учащихся и студентов, из числа лиц, указанных в приложении № 1 к Договору, железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по маршрутам движения пригородных поездов (указаны в приложении № 2 к Договору), в период с 01.01.2014 по 15.06.2014, с 01.09.2014 по 31.12.2014 при оплате проезда на территории Тверской области на основании льготного проездного билета. Согласно пункту 1.4 Договора его цена определяется на основании фактических расходов исполнителя и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 27.12.2013 Условиями Договора предусмотрена обязанность Компании организовать предоставление обучающимся льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в виде 50% скидки от действующего тарифа в период с 01.01.2014 по 15.06.2014 и с 01.09.2014 по 31.12.2014 включительно. В период с 01.01.2014 по 15.06.2014 и с 01.09.2014 по 31.12.2014 Компания оформила льготных проездных документов на 35 837 524 руб. 40 коп. Министерством соцзащиты в соответствии с пунктом 1.4 Договора Компании компенсировано 19 400 000 руб. потерь в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан. Поскольку потери Компании от перевозки пассажиров, имеющих право на льготный проезд, в полном объеме не компенсированы, разница между выплаченной на основании Договора компенсацией и суммой фактических потерь составила 16 437 524 руб. 40 коп., Компания обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании указанной суммы. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных Компанией требований. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы на проезд в транспорте для отдельных категорий граждан. В соответствии с Законом № 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях названного Закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Льготы студентам и учащимся при проезде железнодорожным транспортом в пригородном сообщении установлены постановлением № 175-пп. В соответствии с пунктом 6 Порядка в редакции, действовавшей в рассматриваемом периоде, финансирование расходов за предоставление льготного проезда обучающимся осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, и в пределах средств федерального бюджета, предоставляемых областному бюджету Тверской области в виде субсидий. Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в 2014 году субъектам Российской Федерации субсидии на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении не были предусмотрены. В силу пункта 7 Порядка в редакции, действовавшей в рассматриваемом периоде, компенсация организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, производится на основании договора (соглашения), заключенного между организацией железнодорожного транспорта и Министерством соцзащиты. Поскольку Тверской областью в полном объеме – в пределах суммы, определенной в пункте 1.4 Договора, выполнены обязательства по Договору по возмещению Компании потерь в доходах за 2014 год в связи с перевозкой льготных категорий граждан, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Компании о взыскании 16 437 524 руб. 40 коп., составляющих разницу между выплаченной на основании Договора компенсацией и суммой фактических потерь Компании. В связи с отсутствием оснований для удовлетворения заявленных Компанией требований заявителю было отказано в иске ко всем ответчикам: Министерству соцзащиты, Министерству и Минфину России. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают и направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств по делу, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции. Все доводы, приведенные Компанией в кассационной жалобе, получили полную и объективную оценку судов на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки. Кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Компании не имеется. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда Тверской области от 28.04.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 по делу № А66-21917/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | С.В. Соколова | |||
Судьи | О.А. Алешкевич ФИО1 | |||