ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-22123/17 от 16.08.2018 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 августа 2018 года

г. Вологда

Дело № А66-22123/2017

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2018 года .

В полном объёме постановление изготовлено августа 2018 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Карьероуправление № 2» ФИО1 по доверенности от 20.03.2018,                 от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области               ФИО2 по доверенности от 10.01.2018 № 15,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 марта 2018 года по делу                             № А66-22123/2017 (судья Карсакова И.В.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Карьероуправление № 2» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 172002, <...>; далее – общество, ООО «Карьероуправление № 2») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 170042, <...>; далее - министерство) о признании незаконным решения от 05.09.2017 № 284-кв «Об отказе в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области - месторождение песка строительного «Рамушки».

Решением Арбитражного суда Тверской области от 20 марта 2018 года по делу № А66-22123/2017 заявленные требования удовлетворены.

Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что на основании положений подпункта «в» пункта 24 Положения о комиссии по установлению факта открытия месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 02.12.2014 № 11-нп
«Об отдельных вопросах об установлении факта открытия месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области» (далее -  Положение о комиссии) правомерно принято решение об отказе обществу в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.

ООО «Карьероуправление № 2» в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, ООО «Карьероуправление № 2» является владельцем лицензии на право пользование недрами ТВЕ 800189 ТП сроком действия с 22.03.2016 до 01.03.2019 с целевым назначением и видами работ:  геологическое изучение в целях поиска и оценки месторождения песка строительного на участке недр местного значения «Рамушки».

Указанный участок недр включен в Перечень участков недр местного значения по Тверской области (далее - Перечень), утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 22.01.2013 № 13-пп.

Запасы песка месторождения «Рамушки» утверждены и поставлены на территориальный государственный баланс приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области oт 24.11.2016 № 275-кв на основании заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.

Общество 29.11.2016 обратилось к ответчику с заявлением об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых. Объектом заявки является месторождение песка строительного.

По результатам рассмотрения указанного заявления министерством принято решение, выраженное в приказе от 05.09.2017 № 284-кв «Об отказе в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области», которым  обществу отказано в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а именно месторождения песка строительного «Рамушки».

Не согласившись с таким решением, общество оспорило его в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.3 Закона о недрах участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В  силу статьи 33.1 Закона о недрах установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется комиссией, которая создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов.

Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 90-пп, определено, что министерство является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере осуществления государственного управления в области регулирования отношений недропользования.

К его компетенции отнесено создание  комиссии по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых и утверждает положение о ней.

Во исполнение положений Закона о недрах и  Закона Тверской области от 06.06.2006 № 57-ЗО «О порядке пользования недрами в Тверской области» на территории Тверской области Министерством  природных ресурсов и экологии Тверской области издан приказ от 02.12.2014 № 11-нп «Об отдельных вопросах об установлении факта открытия месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области», которым, как отмечалось ранее утверждено Положение о комиссии.

Пунктом 24 Положения о комиссии определены основания для принятия решения комиссией об отказе в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.

 В частности, подпунктом «в» пункта 24  Положения о комиссии установлено, что в качестве такого  основание является невыполнение заявителем условий пользования участком недр к лицензии на пользование недрами в части геологического изучения участка недр местного значения.

В рассматриваемом случае из протокола от 05.10.2017  заседания комиссии по установлению факта открытия месторождений следует, что обществу  отказано в связи с несоблюдением им условий пользования  участком недр к лицензии ТВЕ 80189 ТП, содержащихся в пункте  6.2 лицензии, поскольку  недропользователем не предоставлена в министерство отчетность за 2016 год и сведения по платежам за пользование недрами в целях геологического изучения.

Из материалов дела усматривается и сторонами не отрицается, что приложением № 1 к лицензии на право пользования недрами ТВЕ 80189 ТП определены условия пользования недрами с целью геологического изучения на песок строительный участка недр местного значения «Рамушки», расположенного на территории  Торжокского района Тверской области.

Эти условия пользования недрами состоят из следующих разделов: общие положения (1), общие сведения об участке недр (2), сроки действия лицензии (3), условия пользования участком недр (4), налоги и платежи при пользовании недрами (5), отчетность (6), географическая информация о недрах (7), контроль за выполнением условий пользования недрами (8), прекращение пользования недрами (9), прочие условия (10), адреса сторон (11).

Из пунктом 6.2 условий пользования недрами  следует, что недропользователь обязан представлять в министерство отчетность, связанную с пользованием недрами (до 1 февраля года, следующего за отчетным годом) в том числе, о выполнении настоящих условий пользования недрами, а также сведения по платежам и налогам при пользовании недрами.

Министерство считает, что несоблюдение любого из условий  пользования недрами, являющихся приложением к лицензии, является основания для принятия решения об отказе в установлении факта открытия месторождения  общераспространенных полезных ископаемых.

Вместе с тем, как правильно отметил суд первой инстанции, из буквального изложения нормы, содержащейся в подпункте «в» пункта 24 Положения о комиссии, следует, что отказ может быть обусловлен только невыполнение условий лицензии в части геологического изучения участка недр местного значения.

Такие условия содержатся в разделе 4 приложении  № 1к указанной выше лицензии. При этом претензий, касающихся невыполнения обществом требований раздела 4 условий,  оспариваемое решение и протокол от 05.09.2017 № 13 не содержат.

Следует также отметить, что факт выполнения лицензионных требований в части, касающейся соблюдения  обществом условий пользования участком недр в связи с его геологическим изучением,  министерством не отрицается.

Помимо того, данный факт следует и из заключения экспертной комиссии министерства от 24.11.2016 на материалы отчета по результатам геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения на участке недр местного значения «Рамушки», предъявленного обществом, в котором отмечено, что условия лицензионного соглашения обществом соблюдаются.

Относительно нарушений положений пункта 6.2 условий пользования недрами апелляционная коллегия также считает необходимым отметить, что из пояснений представителя министерства, данных в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции,  следует, что форма отчетности, связанной с пользованием недрами, а также форма сведений по платежам и налогам при пользовании недрами никаким нормативным актом не установлены.

При этом  в материалы дела обществом представлены квитанции о приеме налоговых деклараций (расчета) в электронном виде датированные 03.10.2016, копия платежного поручения от 01.09.2016 № 12 о перечислении регулярного платежа за пользование недрами в целях геологического изучения лицензионных участков за 2016 год.

Кроме того, как отмечалось ранее, отчет общества по результатам геологического изучения недр являлся предметом оценки министерства, в подтверждение чего в материалы дела предъявлено заключение экспертной комиссии от 24.11.2016.

С учетом изложенных фактов апелляционная инстанция считает, что  наличие нарушений пунктом 6.2 условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии ТВЕ 80189 ТП, в нарушение положений статей 65 и 200 АПК РЫФ министерством не доказано.

Выводы суда, изложенные в решении от 20.03.2018, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.

Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.

Оснований для отмены судебного акта не усматривается.

Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 20 марта 2018 года по делу № А66-22123/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                      Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.Н. Осокина