ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-3559/18 от 21.02.2019 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 февраля 2019 года

г. Вологда

Дело № А66-3559/2018

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года .

В полном объеме постановление изготовлено февраля 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и
ФИО1

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ерофеевой Т.В.,

при участии от муниципального образования Бурашевское сельское поселение в лице администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» ФИО2 по доверенности от 02.03.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседанииапелляционную жалобу товарищества собственников жилья «52-55» на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 октября 2018 года по делу № А66-3559/2018 (судья Борцова Н.А.),

у с т а н о в и л:

товарищество собственников жилья «52-55» (место нахождения: 170546, Тверская область, район Калининский, <...>;
ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к муниципальному образованию Бурашевское сельское поселение в лице администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» (место нахождения: 170546, Тверская область, Район Калининский, село Бурашево; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Администрация), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (место нахождения: 170100, <...>;
ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Министерство) о взыскании
за счет казны муниципального образования 1 641 146 руб. 62 коп. убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по соглашению от 13.12.2012  №1-ОБЛ в редакции соглашения от 28.08.2013 (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

В процессе рассмотрения дела Товарищество отказалось от исковых требований к Министерству.

Отказ от иска в данной части принят судом первой инстанции, производство по делу в части исковых требований к Министерству прекращено на основании пункта 4 статьи 150 АПК РФ.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 18.10.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.

Товарищество с решением не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на несогласие с выводами суда первой инстанции о недоказанности вины ответчика в причинении Товариществу убытков в заявленном размере, о непринятии истцом мер для получения субсидии из областного бюджета в 2013году. Считает ошибочным вывод суда о том, что поскольку вина ответчика не установлена рамках дела № А66-6837/2014, то данное обстоятельство имеет значение для настоящего спора, в котором иной субъектный состав.

Администрация в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании против ее удовлетворения возражали.

Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил. Дело рассмотрено в отсутствие представителей истца в соответствии со статьями 123, 156, 266
АПК РФ.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, решением от 14.11.2012 № 47 Советом депутатов Бурашевского сельского поселения второго созыва утвержден Порядок финансирования и расходования средств областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 год в рамках долгосрочной целевой программы Тверской области «Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы» (далее - Порядок), средств бюджета муниципального образования «Бурашевское сельское поселение», средств получателей субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории муниципального образования «Бурашевское сельское поселение».

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка средства областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 год в рамках реализации долгосрочной целевой программы Тверской области «Развитие жилищнокоммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы, средства бюджета МО «Бурашевское сельское поселение» предоставляются товариществам собственников жилья.

Согласно пункту 2.5 Порядка орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 2.4 настоящего Положения, перечисляет средства бюджета муниципального образования «Бурашевское сельское поселение», предусмотренные на софинансирование проведения капитального ремонта многоквартирного дома, на банковские счета, указанные в пункте 2.4 настоящего Положения.

Пункт 2.7 Порядка устанавливает, что для осуществления финансирования из областного бюджета Тверской области муниципальное образование «Бурашевское сельское поселение» предоставляет в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищнокоммунального хозяйства Тверской области, следующие документы:

а) отчет о финансировании за счет средств местного бюджета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку;

б) справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3, утвержденная постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11.11.1999г. № 100);

в) акты о приемке выполненных работ (форма КС-2, утвержденная постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11.11.1999г. № 100).

На Бурашевское сельское поселение субсидия была распределена следующим образом:

7 921 668 руб. - средства областного бюджета;

6 337 335 руб. - средства муниципального бюджета;

1 584 336 руб. - средства Товарищества.

В рамках вышеуказанного нормативно-правового акта, между Товариществом (Получатель) и Администрацией заключено соглашение от 13.12.2012 № 1-ОБЛ (далее - Соглашение), в соответствии с пунктом 1.1 которого, Администрация предоставляет субсидию Получателю на проведение капитального ремонта многоквартирных домов № 10, 52 - 55 по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Бурашевское с.п., с. Бурашево.

По условиям пункта 1.3 Соглашения Администрация обязывалась предоставить Товариществу целевое финансирование в форме субсидии, которое должно быть направлено Получателем субсидии на капитальный ремонт домов указанных в пункте 1.1 Соглашения.

Пунктом 1.5 Соглашения стоимость капитального ремонта многоквартирных домов определена как сумма расходов на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработку проектной документации для капитального ремонта, осуществление технического надзора.

В Соглашении указано, что сумма расходов на проведение капитального ремонта домов определяется на основании сметы расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной Получателем субсидии, согласованной в установленном законодательством порядке и составляет 15 843 339 руб., что составляет 100 % всего финансирования на капитальный ремонт многоквартирных домов, из них:

- 10 % от общей суммы капитального ремонта – 1 584 336 руб. составляет размер финансирования Получателем собственной доли в расходах;

- 40 % от общей суммы на проведение капитального ремонта
6 337 335 рублей - размер предоставляемой Администрацией субсидии за счет средств бюджета муниципального образования «Бурашевское сельское поселение»;

- 50 % от общей суммы на проведение капитального ремонта
7 921 668 рублей - размер субсидии, предоставляемой за счет средств бюджета Тверской области.

Пунктом 2.3 Соглашения стороны установили срок предоставления субсидии за счет средств бюджета муниципального образования «Бурашевское сельское поселение».

Согласно пункту 2.4 Соглашения субсидия за счет средств бюджета Тверской области в размере 50 % от общего объема финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов предоставляется Получателю после проведения капитального ремонта многоквартирных домов и представления в Администрацию акта выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов форме КС-2; справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3; копии выписки с отдельного банковского счета, открытого в кредитной организации, подтверждающей перечисление средств подрядной организации за выполненные работы по промежуточным актам от цены контракта.

Пунктом 2.5 соглашения предусмотрено, что срок выполнения капитального ремонта многоквартирных домов составляет 01.09.2013.

По условиям пункта 4.1.1 Соглашения, Администрация обязана после предоставления Получателем субсидии документов, предусмотренных пунктом 2.4. Соглашения, в течение 5 рабочих дней направить в Министерство топливно-энергетического жилищно-коммунального хозяйства Тверской области отчет о финансировании за счет средств местного бюджета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов по установленной форме; справку о стоимости выполненных работ и затрат; акты о приемке выполненных работ.

В соответствии с пунктом 4.1.2 в течение 5 рабочих дней с момента получения средств из бюджета Тверской области Администрация перечисляет денежные средства на расчетный счет Получателя субсидии, открытый для этих целей.

Товарищество и Администрация 28.02.2013 подписали дополнительное соглашение, которым внесли изменения в пункт 2.5 Соглашения, определив, что срок выполнения капитального ремонта многоквартирных домов 01.12.2013, в пункте 7.1 указав, что настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до 01.12.2013.

В рамках исполнения Соглашения Товарищество заключило договоры для проведения капитального ремонта домов, в том числе договор подряда с генподрядчиком обществом с ограниченной ответственностью «Грейд - Сервис» (далее – ООО «Грейд - Сервис») от 13.12.2012 на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по лоту № 1, выбранным на основе конкурсного отбора, и дополнительное соглашение № 1 к указанному договору на общую сумму 14 441 845 руб. 81 коп.

Всего Товариществом с подрядчиками заключены договоры на общую сумму 15 044 324 руб. 29 коп.

30.10.2013 подписан акт о приемке законченных капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов в эксплуатацию.

Претензий по объему, срокам и качеству выполненных работ не предъявлено.

Фактически Администрация выполнила частично обязательства в части финансирования Получателя, перечислив Товариществу 6 337 335 руб.

Денежные средства в размере 7 202 556 руб. 40 коп. (субсидия из бюджета Тверской области) не перечислены.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 16.05.2014 по делу № А66-16096/2013 удовлетворены требования ООО «Грей-Сервис» о взыскании с Товарищества 6 654 239 руб. 71 коп. задолженности по оплате работ.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 16.09.2015 по делу № А66-8524/2015 удовлетворены требования
ООО «Грей-Сервис» к Товариществу о взыскании 984 315 руб. 93 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12.11.2013 по 12.08.2015.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 08.06.2017 по делу № А66-13613/2016 удовлетворены требования
ООО «Грей-Сервис» к Товариществу о взыскании 688 415 руб. 54 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 13.08.2015 по 27.04.2017.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 03.03.2015 по делу № А66-6837/2014 с Администрации в пользу Товарищества взыскано 7 202 556 руб. 40 коп. задолженности по Соглашению от 13.12.2012.

Ссылаясь на то, что взысканные на основании решений Арбитражного суда Тверской области по делам № А66-8524/2015, № А66-13613/2016 суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, являются убытками Товарищества, причиненными в результате ненадлежащего исполнения Администрацией соглашения от 13.12.2012 № 1-ОБЛ (в редакции соглашения от 28.08.2013 (просрочка перечисления денежных средств)), Товарищество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 13.01.2016 по делу № А66-6837/2014 установлены обстоятельства, явившиеся причиной просрочки исполнения Администрацией обязательств по соглашению от 13.12.2012 № 1-ОБЛ (в редакции соглашения от 28.08.2013) в части перечисления Товариществу субсидии из бюджета Тверской области в размере 7 2302 556 руб. 40 коп. и сделан вывод об отсутствии вины Администрации в такой просрочке.

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из содержания изложенной нормы следует, что факты, которые входили в предмет доказывания, были исследованы и затем отражены в судебном акте, приобретают качества достоверности и незыблемости, пока акт не отменен или не изменен путем надлежащей процедуры.

В связи с этим соответствующий довод истца о невозможности применения статьи 69 АПК РФ правомерно отклонен судом первой инстанции.

Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу, что истец не доказал наличие вышеуказанных условий для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, как доказательств его вины, так и наличие прямой причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и суммой, которую он просит взыскать в качестве убытков.

Кроме того, в соответствии с порядком предоставления субсидии предполагается несение затрат получателем субсидии, поскольку ее предоставление направлено именно на возмещение затрат.

Своевременное исполнение Товариществом обязательств по оплате выполненных работ не повлекло бы предъявление исков о взыскании задолженности и процентов за просрочку оплаты.

Следовательно, суд пришел к правильному выводу, что несвоевременное перечисление Администрацией субсидии, предоставляемой в целях возмещения затрат, нельзя признать виновными действиями, связанными с возникновением у истца убытков.

Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 18 октября 2018 года по делу № А66-3559/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «52-55» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.В. Романова

Судьи

Ю.В. Зорина

Н.В. Чередина