ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-393/20 от 13.10.2020 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 октября 2020 года

г. Вологда

Дело № А66-393/2020

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2020 года .

В полном объёме постановление изготовлено октября 2020 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и                    Докшиной А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания         Даниловой А.С.,

при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Арсеньевой М.А. по доверенности от 12.03.2020, от общества с ограниченной ответственностью «Пестово» Губиной В.В. по доверенности от 03.02.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы                веб-конференции апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 июня 2020 года по делу № А66-393/2020,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Пестово»                        (ОГРН  1086913000437, ИНН 6939011664; адрес: 172215, Тверская область, Селижаровский район, деревня Киселево, улица Центральная, дом 12; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905,                                  ИНН 6950015221; адрес: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97; далее – министерство) о признании незаконным решения                      от 07.10.2019 № 844-пи об отказе во внесении изменений в лицензию на право пользование недрами ТВЕ 80049 ТЭ, выданную обществу сроком действия с 10.07.2008 до 01.01.2019 с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча валунно-гравийно-песчаного материала участка недр «Пестовский» для дорожно-строительных работ (Селижаровский район, Тверская область) (доведено до сведения общества уведомлением от 22.10.2019 № 13074-06); обязании ответчика устранить нарушения прав и законных интересов общества путем оказания государственной услуги по внесению изменений и (или) дополнений в лицензию на право пользования недрами (общераспространенное полезное ископаемое) серии ТВЕ № 80049, тип лицензии ТЭ, зарегистрированной в реестре 10.07.2008 за № 49/ТВЕ80049ТЭ, в части продления срока действия лицензии, как это испрошено в заявлении общества от 24.07.2018.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 июня                     2020 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение министерства признано незаконным, на ответчика возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов общества путем оказания государственной услуги по внесению изменений и (или) дополнений в спорную лицензию в части продления срока ее действия, как это испрошено в заявлении общества от 24.07.2018; с министерства в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 500 руб.; государственная пошлина в сумме 5 500 руб., уплаченная по платежному поручению от 13.01.2020 № 14, возвращена обществу из федерального бюджета.

Дополнительным решением суда первой инстанции от 29 сентября 2020 года обществу возвращена государственная пошлина в сумме 6 000 руб., уплаченная по платежному поручению от 09.01.2020 № 1.

Министерство с решением суда от 30 июня 2020 года не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права. Указывает на то, что обществом нарушены условия пользования недрами, а продление срока действия лицензии по инициативе владельца лицензии возможно только при наличии соответствующих оснований, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах, Закон № 2395-1), и при отсутствии нарушений условий лицензии этим пользователем недр. Полагает, что законодательно не предусмотрена необходимость учитывать факт устранения или неустранения нарушения условий лицензии пользователем недр.

Представитель министерства  в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителей министерства и общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается в материалах дела, обществу Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды выдана лицензия на право пользования недрами (общераспространенное полезное ископаемое) серии ТВЕ                       № 80049, зарегистрированная в реестре 10.07.2008, в отношении участка недр «Пестовский», расположенного в 10 км к востоку от д. Киселево, 1,2 км к северу от д. Лосево, на месте д. Пестово Селижаровского района Тверской области.

Целевое назначение и виды работ, предусмотренное лицензией – разведка и добыча валунно-гравийно-песчаного материала участка недр «Пестовский» для дорожно-строительных работ. Срок окончания действия лицензии – 01.01.2019.

Общество обратилось в Министерство с заявлением от 24.07.2018 N 13441 о внесении изменений и (или) дополнений в Лицензию, а именно о продлении срока ее действия до 01.07.2031.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 23 мая 2019 года по делу № А66-3312/2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 05 августа 2019 года, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 декабря                    2019 года, признано незаконным бездействие министерства, выразившееся в уклонении от рассмотрения по существу заявления общества об оказании государственной услуги по внесению изменений и (или) дополнений в лицензию на право пользования недрами (общераспространенное полезное ископаемое) серии ТВЕ № 80049, тип лицензии ТЭ, зарегистрированную в реестре государственной регистрации лицензий на пользование недрами Тверской области 10.07.2008 за № 49/ТВЕ80049ТЭ, в части продления срока действия лицензии, на министерство возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявления общества от 24.07.2018 с представленным по состоянию на  13.12.2018 комплектом документов.

Уведомлением от 16.10.2019 № 13074-06 министерство сообщило обществу о принятии решения от 07.10.2019 № 844-пи об отказе во внесении изменений в лицензию ввиду наличия нарушений подпунктов 6.1, 6.2, 6.4 Условий пользования недрами, являющихся приложением 1 к названной лицензии, указав на то, что в 2017 году общество осуществляло пользование недрами в отсутствие согласованного Ростехнадзором плана развития горных работ на 2017 год и за границами согласованного земельного отвода, и сославшись на подтверждение данных нарушений актом проверки от 15.08.2017 № 063-п, постановлением министерства от 27.09.2017 № 829, решением Селижаровского районного суда Тверской области от 28.12.2017 по делу № 12-12/2017.

Не согласившись с решением министерства, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно части 5 статьи 12 указанного Закона условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В силу статьи 10 Закона № 2395-1 срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

Таким образом, в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых пользователь недр, не допустивший нарушений условий лицензии, вправе требовать продления срока пользования участком недр.

В соответствии со статьей 4 Закона Тверской области от 06.06.2006 № 57-ЗО «О порядке пользования недрами в Тверской области» (далее – Закон № 57-ЗО) к полномочиям Правительства Тверской области в сфере регулирования отношений недропользования на территории Тверской области относится, в том числе установление порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения.

Статьей 7 названного Закона установлено, что порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается Правительством Тверской области.

Порядок оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения утвержден постановлением администрации Тверской области от 27.09.2006 № 249-па (далее – Порядок № 249-па).

Согласно пункту 28 названного Порядка, изменение условий пользования участком недр местного значения, предусмотренных в лицензии, внесение дополнений, продление сроков действия лицензии производятся по решению министерства по инициативе недропользователя (по согласованию с недропользователем).

В силу пункта 30 Порядка № 249-па для внесения изменений в лицензию на право пользования участком недр местного значения недропользователь предоставляет в министерство следующие документы: а) заявление о внесении изменений в лицензию на право пользования участком недр местного значения; б) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), полученную не ранее чем за две недели до момента регистрации заявления в министерстве; в) оригинал действующей лицензии со всеми приложениями и зарегистрированными дополнениями к ней; г) краткий отчет владельца лицензии о выполнении условий пользования недрами; д) копию акта последней проверки, проведенной министерством, и его предписания (уведомления) (если выдавалось); е) справку налогового органа об отсутствии (о наличии) задолженности владельца лицензии по уплате налогов и платежей за пользование недрами; ж) обоснование необходимости внесения изменений в лицензию на право пользования участком недр местного значения.

При этом из названного Порядка следует, что министерство вправе отказать претенденту во внесении изменений в лицензию только в определенных случаях, а именно при непредставлении документов, установленных пунктом 29 настоящего Порядка и при представлении заявителем недостоверных сведений о себе (пункт 33 Порядка № 249-па).

В силу пунктов 6.1, 6.2, 6.4 Условий пользования недрами (приложение 1 к спорной лицензии) общество обязано соблюдать требования Закона о недрах, пункта 16.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российский Федерации от 15.07.1992 № 3314-1; разработку месторождения вести в соответствии с проектом разработки месторождения и требованиями плана; ежегодно согласовывать и утверждать план развития добычных работ, нормативов потерь и качественно-количественной схемы переработки полезного ископаемого в установленном порядке.

Исходя из позиции министерства, основанием принятия оспариваемого решения послужили указанные в уведомлении от 16.10.2019 допущенные обществом в 2017 году нарушения условий пользования недрами, установленных лицензией.

Вместе с тем, вопреки доводам ответчика, осуществление обществом в 2017 году пользования недрами за границами согласованного земельного отвода не подтверждается документами, на которые указал министерство, поскольку из содержания акта проверки от 15.08.2017 № 063-п, постановления министерства от 27.09.2017 № 829, решения Селижаровского районного суда Тверской области от 28.12.2017 по делу № 12-12/2017 следует выявленный факт осуществления обществом добычи полезных ископаемых за границами предоставленного земельного отвода в 2016, а не в 2017 году.

Наличие указанного нарушения в 2017 году министерством не доказано.

Материалами дела подтверждается факт привлечения общества к административной ответственности за осуществление в 2017 году пользования недрами без согласованного с территориальными органами Ростехнадзора годового плана развития горных работ на указанный год. Данное нарушение выявлено министерством согласно акту проверки от 15.08.2017 № 063-п.

Вместе с тем допущенное обществом нарушение не послужило основанием для прекращения, приостановления, ограничения пользования обществом недрами по инициативе природоохранных или других административных органов.

Обществом доказано принятие мер к устранению допущенного нарушения.

Так, общество в 2017 году с привлечением маркшейдерской организации выполнило подготовку плана развития горных работ на 2017 год.

План развития горных работ на 2017 год, подготовленный обществом, в порядке Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных Постановлением Правительства Российский Федерации от 06.08.2015 № 814, согласован Ростехнадзором, что следует из протокола технического совещания от 21.09.2017 № 271/опи.

Разработка обществом недр с нарушением указанного плана развития горных работ на 2017 год, согласованного Ростехнадзором, министерством не установлена.

Возражений со стороны министерства при рассмотрении отчетно-статистической документации общества, представлявшейся им в министерство по итогам деятельности за 2017 год, в том числе относительно состава и (или) содержания документов, министерством не заявлялось.

Таким образом, указанное в уведомлении от 16.10.2019 нарушение, выразившееся в осуществлении обществом в 2017 году пользования недрами за границами согласованного земельного отвода, министерством не доказано.

Заявленное подателем жалобы нарушение, выразившееся в невыполнении согласованных объема добычи полезного ископаемого, не свидетельствует о правомерности оспариваемого решения министерства, поскольку не положено в основание отказа во внесении изменений в лицензию.

Вместе с тем материалы дела свидетельствуют о том, что общество не уклонилось от устранения выявленного нарушения в части согласования плана развития горных работ на 2017 год и приняло активные меры к его устранению.

Право недропользователя обратиться в министерство за внесением изменений в лицензию в случае устранения выявленных нарушений следует из положений пункта 33 Порядка № 249-па.

Данный вывод соответствует также правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.10.2019 по делу № А66-466/2019.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к справедливому выводу о предоставлении обществом достаточных документов для принятия решения о внесении изменений в лицензию в порядке статьи 10 Закона о недрах.

Ввиду изложенного суд первой инстанции верно заключил об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Возражений относительно определенного судом в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества министерством не заявлено.

Несогласие министерства с толкованием судом первой инстанции правовых норм, подлежащих применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.

Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 30 июня 2020 года по делу № А66-393/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                               Е.Н. Болдырева

Судьи                                                                                             Е.А. Алимова

                                                                                                        А.Ю. Докшина