ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-4700/20 от 08.02.2021 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 февраля 2021 года

Дело №

А66-4700/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,

       рассмотрев 03.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Форсаж» на решение Арбитражного суда Тверской области от 10.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 по делу                   № А66-4700/2020,

  у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Форсаж», адрес: 170028, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «Форсаж», Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Центральному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, адрес: 125475, Москва, Петрозаводская ул., д. 32а,          ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление) о признании незаконным постановления от 19.03.2020 № 0111 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 300 000 руб. штрафа.

Решением суда первой инстанции от 10.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2020, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество просит судебные акты отменить в связи с существенным нарушением судами норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы ссылается на то, что действующее законодательство не предусматривает наличие карты маршрута при осуществлении перевозки пассажиров и багажа по заказу - на основании договора фрахтования (заказ-наряда). Настаивает на отсутствии события вменяемого административного правонарушения, поскольку доказательства того, что выявленное Управлением транспортное средство осуществляло регулярные перевозки, отсутствуют. Кроме того, указывает на то, что протокол об административном правонарушении составлен раньше назначенного времени, в связи с чем Общество не смогло реализовать свои права, гарантированные КоАП РФ.

Представители Общества и Управления, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, в соответствии с распоряжением заместителя начальника МУГАДН от 27.01.2020 № 10-1/34-01  при проведении осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации на основании планового (рейдового) задания 11.02.2020 по адресу Тверская обл. Калининский р-н а/д Россия 180 км, было проверено транспортное средство 222700 регистрационный знак <***> (эксплуатируется ООО «Форсаж» согласно путевому листу от 11.02.2020 № 585) под управлением водителя ФИО1, осуществлявшего регулярную перевозку пассажиров и багажа в междугородном сообщении по маршруту (Вышний Волочек - Тверь).

По результатам проверки составлен акт результата планового (рейдового) осмотра транспортного средства от 11.02.2020 № 0027 с приложениями в котором зафиксировано нарушение Обществом требований части 2 статьи 17, части 3 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ                                  «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ).

Управлением в отношении Обществасоставлен протокол об административном правонарушении от 05.03.2020 № 0084 применительно к части 4 статьи 11.33 КоАП РФ.

Постановлением МУГАДН от 19.03.2020 № 0111 Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ в виде               300 000 руб. штрафа.

Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, проверили полномочия административного органа, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанных Управлением событии и составе совершенного Обществом  административного правонарушения по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ. Суд не установил существенных нарушений в рамках административной процедуры.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения в силу следующего.

Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.

Согласно части 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (часть 3 статьи 17 названного Закона).

        При этом в силу части 3 статьи 35 Закона № 220-ФЗ водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.

На основании пункта 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 2 указанной статьи Кодекса).

Так, согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Закон № 259-ФЗ) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.

Определение вида перевозки (регулярные перевозки или перевозки по заказам) имеет существенное значение для квалификации совершенного Обществом деяния и решения вопроса о наличии в его действиях события и состава вменяемого ему административного правонарушения.

Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены главой 3 Закона № 259-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 19 названного Закона регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Положениями пунктов 3, 5, 42 Правил перевозок пассажиров багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила № 112), предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что необходимым условием при осуществлении регулярных перевозок является наличие публичного договора как основания перевозки, системность деятельности по перевозке, наличие расписания движения.

        В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Закона № 259-ФЗ расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.

Согласно пункту 9 статьи 2 Закона № 259-ФЗ маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

На основании части 1 статьи 19 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

Порядок установления, изменения межмуниципального маршрута регулярных перевозок определен в статье 4 этого же Закона, выдача карт межмуниципального маршрута регулярных перевозок производится в соответствии с частью 3 статьи 17 упомянутого Закона.

Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, подтверждающих право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.

В свою очередь, вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Закона № 259-ФЗ.

В силу статьи 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.

Частью 1 статьи 27 Закона № 259-ФЗ предусмотрено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Согласно части 2 и части 3 статьи 27 Закона № 259-ФЗ договор фрахтования, указанный в части 1 названной статьи, должен включать в себя: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); маршрут и место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством; порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). Договор фрахтования, указанный в части 1 названной статьи, может включать в себя иные не содержащиеся в части 2 этой статьи условия Согласно части 2 и части 3 статьи 27 Закона № 259-ФЗ.

При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров (часть 4 статьи 27 Закона № 259-ФЗ).

Согласно пункту 90 Правил № 112 договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.

В силу пункта 91 вышеназванных Правил договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил.

На основании пункта 92 Правил № 112 посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.

Пунктом 94 упомянутых Правил установлено, что договор фрахтования или его копия должны находиться у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляться в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.

При осуществлении пассажирских перевозок по заказу именно пассажирами определяется время отправления автобуса и место посадки в автобус.

Применительно к рассматриваемому случаю, судами установлено, что пассажир, как потребитель услуги по перевозке, ориентируется на время отправления, установленное Обществом, т.е. данные условия характерны для регулярных перевозок и выражаются в четко определенном месте отправления и времени отправления, т.е. расписании.

Означенный вывод сделан на основании следующей информации.

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте TVERTAS.RU http://www.tvertas.ru, rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru, https://bus.tutu.ru, размещено расписание движение автобусов по маршруту «Вышний Волочек - Тверь» (от кассы расположенной по адресу: на Казанском пр-те д.90 (у магазина Дикси) 6:10, 6:20, 7:00, 7:15, 8:00, 9:00, 10:00, 11:00, 12:00, 13:25, 14:30, 15:15, 16:45, 17:00, 18:15, 19:00, 20:00, 20:20).

Согласно материалам дела Общество осуществляет публичную продажу на перевозку пассажиров по заказу через кассы «Автоэкспресс», так же бронирование мест осуществляется через интернет продажи на сайте TVERTAS.RU, rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru, https://bus.tutu.ru.

В копиях договоров фрахтования части транспортного средства на рейс «Вышний Волочек - Тверь» (время отправления 11.02.2020 в 11 час. 00 мин.), совпадает со временем отправления, указанным на информационных сайтах TVERTAS.RU, rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru, https://bus.tutu.ru

Исходя из приложений к акту осмотра транспортного средства (копии договора фрахтования на 11.02.2020 по маршруту «Вышний Волочек - Тверь», заказ-наряда №947456 от 11.02.2020, распечатки с сайта TVERTAS.RU (http://www.tvertas.ru) расписания движения по маршруту «Вышний Волочек - Тверь», водителем транспортного средства 222700 регистрационный знак <***> ФИО1 осуществлялась перевозка пассажиров и иных лиц автобусом по фиксированному расписанию (одинаковое время отправления и прибытия), с одним и тем же пунктом отправления и прибытия, одинаковой стоимостью проезда.

О регулярном характере перевозок свидетельствует также, размещенное на сайтах агрегаторов по продаже билетов TVERTAS.RU, rasp.yandex.ru. www.e-traffic.ru. https://bus.tutu.ru расписания на будущие дни, наличие постоянно действующей возможности по приобретению билетов (договоров фрахтования части транспортного средства).

Проанализировав способ организации перевозок и публичный характер взаимоотношений между сайтами - агрегаторами по продаже билетов TVERTAS.RU, www.e-traffic.ru, заявителем и пассажирами, суды обосновано сочли, что Общество осуществляло регулярные перевозки пассажиров согласно расписанию, в котором содержалось время отправления каждого рейса.

При этом, как верно отметили суды, составленные договоры фрахтования, по сути, являются лишь намерением, а не формой договорных отношений, поскольку установить фактическое их исполнение не представляется возможным в связи с тем, что невозможно отследить движение денежных средств за полученную услугу по перевозке. Документы, подтверждающие оказание услуги по перевозке, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, суды удостоверились в том, что маршрут осуществляемых Обществом регулярных перевозок совпадает с межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок № 551 (Вышний Волочек (автостанция) - Тверь (автовокзал) и № 553 (Высший Волочек (привокзальная площадь) - Тверь (автовокзал)), которые включены в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области (согласно сайту Министерства транспорта Тверской области). По маршрутам № 551, 553 осуществляют перевозки юридические лица, отраженные в этом реестре.

В виду изложенного, поскольку Общество использовало транспортное средство для осуществления регулярных перевозок пассажиров, на него возложена обязанность по соблюдению положений части 2 статьи 17, части 3 статьи 35 Закона № 220-ФЗ (при том, что Общество не отрицает факт систематического характера выполняемых им рейсов).

При этом у Общества отсутствовали свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок и карта данного маршрута регулярных перевозок, а значит, как верно указали суды, водитель используемого для осуществления регулярных перевозок транспортного средства 222700 (регистрационный знак <***>) ФИО1, не мог иметь и не имел при себе карты маршрута регулярных перевозок.

Наличие в рассматриваемом случае объективных признаков административного правонарушения (использования для регулярных перевозок пассажиров транспортного средства 222700, регистрационный знак <***> без обязательной карты маршрута регулярных перевозок) обусловлено требованиями пункта 20 части 1 статьи 3, части 3 статьи 17 и части 3 статьи 35 Закона № 220-ФЗ, а также предъявленным путевым листом от 11.02.2020                   № 585.

Поскольку в нарушение пункта 3 статьи 35 Закона № 220-ФЗ Общество использовало автобусы для осуществления регулярных перевозок пассажиров при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, вывод судов о том, что им совершено правонарушение, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, вопреки доводам подателя жалобы является правильным.

Вина заявителя установлена судами в соответствии с критериями виновности юридического лица согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. Суды учли, что, нарушение установленного порядка использования автобуса для осуществления регулярных перевозок пассажиров, в том числе использование автобуса для таких перевозок без карты маршрута по произвольному (не зарегистрированному) маршруту регулярных перевозок, нарушает безопасность дорожного движения, снижая степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

На основании вышеизложенных обстоятельств суды пришли к правомерному выводу о доказанности в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2019 № 310-ЭС19-10668.

Имеющиеся в деле доказательства оценены судами в совокупности и взаимной связи с учетом критериев относимости, допустимости, достоверности и достаточности; фактическая сторона дела установлена судами с должной полнотой и объективностью (статья 71 АПК РФ).

Судами не выявлено процедурных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности; срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не пропущен (статья 4.5 КоАП РФ).

Применительно к рассматриваемой проверке, Управление на основании Закона № 294-ФЗ осуществляло плановый (рейдовый) осмотр транспортного средства, а не досмотр, не проводилось задержание транспортного средства,  изъятие заказ-наряда и договора фрахтования.

Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, как следует из абзаца третьего пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», не является существенным нарушением и, само по себе не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Как следует из требования от 18.02.2020 № 0254-03, Общество приглашалось на составление протокола об административном правонарушении на 05.03.2020 на 12 час. 00 мин. В составленном Управлением протоколе означенное время зафиксировано. Поскольку в назначенное время представитель Общества не явился, протокол составлен без его участия.

Попытка соотнести время присвоения трек-номера Почтой России почтовому отправлению ко времени составления протокола – некорректно. Представитель Общества принимал участие при рассмотрении материалов дела и подписал постановление без каких-либо замечаний. При изложенных обстоятельствах, суд округа не усматривает нарушения прав Общества.

Оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, судами не установлено.

Назначение Обществу штрафа не сопряжено с нарушением процедурных требований (раздел IV КоАП РФ), отвечает превентивным целям административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), положениям статей 2.4, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                                 п о с т а н о в и л:

        решение Арбитражного суда Тверской области от 10.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 по делу № А66-4700/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Форсаж» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

Е.А. Аникина

В.М. Толкунов