ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-4857/20 от 07.07.2021 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 июля 2021 года

Дело №

А66-4857/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Савицкой И.Г.,

при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 (доверенность от 10.03.2021),

рассмотрев 06.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дорсервис» на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.09.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2021
по делу № А66-4857/2020,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Дорсервис», адрес: 172524, Тверская область, город Нелидово, территория 321 км автодороги Москва-Рига, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, Тверская область,
<...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство), о признании недействительными заключения
от 20.01.2020 и приказа от 20.01.2020 № 12-кв, о возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов Общества путем согласования «Проекта горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения «Курово» и оформления горноотводного акта к лицензии на право пользования недрами ТВЕ 80045 ТЭ в течение 7 дней после вступления решения арбитражного суда в законную силу.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 109147, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>
(далее – Управление).

Решением суда первой инстанции от 06.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.02.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты.

В отзыве Министерство просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Общество и Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами, Обществу выдана лицензия от 25.03.2008 серии ТВЕ № 80045ТЭ (дополнения от 29.10.2012, 07.12.2015, 09.12.2016) на право пользования участком недр в северной части месторождения «Курово» Нелидовского района Тверской области с целевым назначением и видами работ: добыча строительных песков для использования его в строительстве, ремонте и содержании автодорог.

На период действия лицензии на основании заключения Комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения на территории Тверской области (далее – Комиссия) от 01.06.2016 приказом министерства от 01.06.2016 Обществу согласован «Технический проект разработки и рекультивации северной части месторождения строительных песков «Курово» в Нелидовском районе Тверской области».

В соответствии с Правилами подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 № 770, Общество направило в Министерство для согласования Проект горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения «Курово» для использования его в строительстве, ремонте и содержании дорог, расположенного в Нелидовском районе Тверской области, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «ИНЖГЕОРЕСУРС»
(далее – ООО «ИНЖГЕОРЕСУРС»).

Комиссией 03.12.2019 рассмотрен представленный Обществом Проект горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения «Курово» для использования его в строительстве, ремонте и содержании дорог, расположенного в Нелидовском районе Тверской области, выполненный ООО «ИНЖГЕОРЕСУРС» и выявлены следующие замечания:

1. Недропользователем в проекте не представлены данные о состоянии минерально-сырьевой базы на 1 января текущего года (форма 5-гр – запасы месторождения на 01.01.2019).

2. В плане горного отвода должны отображаться: рельеф местности, постоянные предметы местности (ситуация местности), соответствующие текущему состоянию на площади горного отвода и расположенные на удалении не менее 2 километров от границы горного отвода территориях (в данном случае не менее 100 метров).

Заключением Комиссии от 03.12.2019 Министерству рекомендовано утвердить отрицательное заключение по вышеназванной проектной документации, а также отказать обществу в ее согласовании.

В связи с этим Министерством издан приказ от 03.12.2019 № 163-кв об утверждении отрицательно заключения Комиссии от 03.12.2019 и об отказе Обществу в оформлении горноотводного акта к лицензии на право пользования недрами ТВЕ № 80045 ТЭ.

После исправления замечаний, отраженных в заключении Комиссии
от 03.12.2019, Общество представило в Министерство для согласования исправленный Проект горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения «Курово» для использования его в строительстве, ремонте и содержании дорог, расположенного в Нелидовском районе Тверской области, в котором отображен рельеф местности на удалении 100 метров от границы горного отвода.

По результатам рассмотрения указанного проекта заключением Комиссии от 20.01.2020 Обществу вновь отказано в согласовании указанной проектной документации по следующей причине:

В плане горного отвода должны отображаться: рельеф местности, постоянные предметы местности (ситуация местности), соответствующие текущему состоянию на площади горного отвода и расположенные на удалении не менее 2 километров от границы горного отвода территориях
(пункт 11.1 Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденных приказом Ростехнадзора от 01.11.2017 № 461
(далее – Требования № 461).

Данное положение Требований № 461 не полностью отражено на топографическом (маркшейдерском) плане горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения «Курово», что необходимо исправить.

В связи с изложенным Проект горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения «Курово» для использования его в строительстве, ремонте и содержании дорог, расположенного в Нелидовском районе Тверской области не может быть согласован, а горноотводный акт к лицензии на право пользования недрами ТВЕ № 80045 ТЭ не может быть оформлен.

На основании данного заключения Комиссии от 20.01.2020 Министерством издан приказ от 20.01.2020 № 12-кв об утверждении отрицательно заключения Комиссии от 03.12.2019 и об отказе Обществу в оформлении горноотводного акта к лицензии на право пользования недрами ТВЕ № 80045 ТЭ.

Общество, не согласившись с заключением и приказом от 20.01.2020, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности вынесенных Министерством заключения и приказа, в удовлетворении заявления отказал. Апелляционный суд поддержал решения суда первой инстанции.

Заслушав пояснения представителя Министерства, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1) разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 23.2 Закон № 2395-1).

Согласно части 3 статьи 23.2 Закона № 2395-1 состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (часть 4 статьи 23.2
Закона № 2395-1).

Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 (далее – Положение № 118).

Как предусмотрено пунктом 2 Положения № 118, подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Согласно пункту 15 Положения № 118 для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию (его территориальный орган) или в уполномоченный орган соответственно заявление с указанием своих полного и сокращенного наименований, организационно-правовой формы и места нахождения, а также перечня прилагаемых к заявлению документов.

Представленные на согласование материалы рассматриваются Федеральным агентством по недропользованию (его территориальным органом) или уполномоченным органом соответственно на предмет соответствия требованиям, предусмотренным пунктами 15 - 17 указанного Положения. Материалы, представленные на согласование в уполномоченный орган, соответствующие установленным требованиям, подлежат рассмотрению уполномоченным органом (пункт 18 Положения № 118).

В пункте 20 Положения № 118 указано, что рассмотрение проектной документации (за исключением проектной документации на разработку месторождений углеводородного сырья) осуществляется комиссией или уполномоченным органом в течение 25 рабочих дней со дня представления материалов пользователем недр. По результатам рассмотрения проектной документации комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации (в отношении углеводородного сырья, угля (горючих сланцев) - с обязательным учетом заключения Министерства энергетики Российской Федерации о результатах рассмотрения проектной документации), которое направляется пользователю недр в течение 5 рабочих дней со дня принятия.

В соответствии с пунктом 21 Положения № 118 основаниями для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации являются: а) несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации; б) несоответствие данных, указанных в проектной документации, заключению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (за исключением проектной документации, предусмотренной подпунктами «в» и «г» пункта 13 Положения); в) несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным пунктами 12 и 13 Положения.

В силу пункта 11.1 Требований № 461 (действовавших в спорный период) на топографическом (маркшейдерском) плане горного отвода в зависимости от видов полезных ископаемых и целей пользования недрами, должны отображаться, в том числе рельеф местности, постоянные предметы местности (ситуация местности), соответствующие текущему состоянию на площади горного отвода и расположенные на удалении не менее 2 километров от границы горного отвода территориях.

Как установлено судами двух инстанций, Обществу отказано в согласовании указанной проектной документации в связи тем, что в нарушение пункта 11.1 Требований № 461 на топографическом (маркшейдерском) плане горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения «Курово» не полностью отображены рельеф местности, постоянные предметы местности (ситуация местности), соответствующие текущему состоянию на площади горного отвода и расположенные на удалении не менее 2 километров от границы горного отвода территориях.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание, что отказ Обществу в согласовании Проекта горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения «Курово» и оформлении горноотводного акта к лицензии на право пользования недрами ТВЕ N 80045 ТЭ был обусловлен несоответствием данного проекта требованиям законодательства Российской Федерации о недрах, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.

Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 14.09.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2021 по делу № А66-4857/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дорсервис» - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

Л.Б. Мунтян

 И.Г. Савицкая