ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-6950/18 от 13.09.2018 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 сентября 2018 года

г. Вологда

Дело № А66-6950/2018

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2018 года .

В полном объёме постановление изготовлено сентября 2018 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гасымовой Л.Ф.,

при участии от акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» ФИО1 по доверенности от 21.12.2017 № 29, от Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области ФИО2 по доверенности от 10.01.2018 № 2,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 июня 2018 года по делу                                № А66-6950/2018 (судья Карсакова И.В.),

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Газпром газораспределение Тверь» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 170026, <...>; далее – общество, АО «Газпром газораспределение Тверь») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 170028, <...>; далее – управление, энергетическая комиссия,                   ГУ РЭК Тверской области) о признании недействительным изложенного в письме от 16.03.2018 № 610 решения об отказе в установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения по индивидуальному проекту объекта «Газопровод к зданию торгового павильона по адресу: <...>».

Решением Арбитражного суда Тверской области от 18 июня 2018 года по делу № А66-6950/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

АО «Газпром газораспределение Тверь» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Ссылается на то, что действующее законодательство не содержит в себе норм  об отказе регулирующему органу в установлении платы за подключение объекта капитального строительства к газораспределительным сетям по договорам по индивидуальному проекту, а также на то, что судом первой инстанции не приняты во внимание положения пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -  ГК РФ).

Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления общества от 14.03.2018 № 29/1255 «Об установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения по индивидуальному проекту объекта «Газопровод к зданию торгового павильона по адресу: <...>» (далее - проект) управление направило обществу  письмо от 16.03.2018 № 610, в котором отметило, что поскольку проектом не предусмотрено выполнение работ, определенных  пунктом 26 (23) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения), то плата за подключение должна быть рассчитана заявителем по стандартизированным ставкам, утвержденным приказом управления от 27.12.2017 № 559-нп.

Не согласившись с таким отказом, общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.

По смыслу статей 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 31.03.1999                    № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ)  плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314).

Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021.

Согласно пункту 112 Правил № 1314 подключение к сетям газораспределения за границами земельного участка относится к сфере государственного регулирования и осуществляется в соответствии с устанавливаемыми региональными органами исполнительной власти фиксированными и стандартизированными тарифными ставками на подключение, за исключением установления ставок за подключение по индивидуальным проектам, когда фактически подключение имеет договорную стоимость. В случае подключения по индивидуальному проекту в целях возможного снижения стоимости подключения заявителю предоставлено право осуществлять часть работ по подключению не силами исполнителя, а собственными силами, включая привлечение третьих лиц.

Пунктом 96 этих Правил предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В связи с этим, приказом ГУ РЭК Тверской области от 29.12.2016                     № 395-нп «Об установлении стандартизированных ставок платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Тверь» на 2017 год» (далее -  приказ № 395-нп) установлены стандартизированные тарифные ставки, используемые для определения величины платы за технологическое присоединение к распределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тверь» газоиспользующего оборудования заявителя с максимальным расходом газа 500 м3/час и менее и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе 0,6 МПа и менее, на 2017 год.

В рассматриваемом случае в материалах дела усматривается, что                           АО «Газпром газораспределение Тверь» и ФИО3 (заказчик) заключен  договор от 30.05.2017 о подключении объекта капитального строительства к газораспределительным сетям по индивидуальному проекту  № ТОГ-Вол-Д-00768 (далее - договор), в рамках которого общество обязуется осуществить подключение (технологическое подключение) объекта капитального строительства ФИО4 к принадлежащей обществу на праве собственности сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях и дополнительной информации (приложение 1), а заказчик обязуется оплатить услуги по подключению.

Из пункта 2.6.4 договора следует, что размер платы за подключение в соответствии с расчетом (приложение 5) составляет 87 295 руб. 98 коп., в том числе согласно стандартизированным ставкам, утвержденным приказом               № 395-нп – 42 295 руб. 98 коп., прокладка газопровода методом наклонно-направленного бурения – 45 000 руб.

Приложением 5 к договору является предварительный расчет платы за технологическое присоединение.

Из письма общества от 14.03.2018 № 029/1255, полученного энергетической комиссией 15.03.2018, следует, что обращение вызвано наличием указанного договора, заключенного с ФИО4, согласно пункту 2.6.5 которого окончательный размер платы за подключение уточняется сторонами после утверждения размера платы за подключение решением ГУ РЭК Тверской области

Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, это заявление общества на установление размера платы по индивидуальному проекту представлено в энергетическую комиссию после  внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 № 82 в Основные положения изменений, вступивших в силу 09.02.2018.

В частности, в соответствие с пунктом 26 (23) действующей редакции Основных положений, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают:

проведение лесоустроительных работ,

проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа,

переходы через водные преграды,

прокладку газопровода диаметром свыше 158 мм и протяженностью более 30 м бестраншейным способом,

прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий.

При этом рассматриваемым пунктом установлен исчерпывающий перечень оснований, при которых расчет платы за технологическое присоединение производится по индивидуальному проекту и в результате внесенных в нормативный правовой акт изменений, заявленные в договоре от 30.05.2017 работы не относятся к категории работ, стоимость которых рассчитывается по индивидуальному проекту.

В соответствии с дополнительной информацией к техническим условиям от 24.11.2016 № 04/7499 по параметрам сетей газораспределения и газопотребления к договору от 30.05.2017 о подключении № ТОТ-Вол-Д 00768 в целях осуществления газоснабжения здания торгового павильона расположенного по адресу: <...>,  не предусмотрена ни одна из вышеуказанных работ.

Ссылка общества на то, что фактически оно ведет речь о прокладке газопровода диаметром свыше 158 мм и протяженностью более 30 м бестраншейным способом, установленным пунктом 26 (23) Основных положений, не может быть принята, поскольку из приложения 5 к договору от 30.05.2017 следует, что  диаметр газопровода составляет 63 мм.

Исходя из содержания приложения 5 расчет платы за технологическое присоединение произведен с применением стандартизированныхставок ставок С2, С5, С6.1, С 6.2, С7.1 и С8, установленных вышеуказанным приказом ГУ РЭК Тверской № 395-нп.

При этом ставка С2 - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов ГРО, связанных с разработкой проектной документации, для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения ГРО, составляет 150 метров и менее - размер которой 1633,22 руб./м3 в час;

ставка С5 - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов ГРО, связанных со строительством (реконструкцией) газопроводов всех диаметров, материалов труб и типов прокладки, для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения ГРО, составляет 150 метров и менее - размер которой 1050,37 руб./м3 в час;

ставка С8 - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов ГРО, связанных с проверкой выполнения заявителем технических условий и осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения посредством осуществления комплекса технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов исполнителя и стального газопровода ГРО i-того диапазона диаметров (полиэтиленового газопровода ГРО k-того диапазона диаметров), и проведением пуска газа - размер которой исходя из заявленных в дополнениях к ТУ параметров составляет 29 726,33 руб./1 присоединение.

Следовательно, как верно отметил суд первой инстанции, приказом ГУ РЭК Тверской области № 395-нп  предусмотрен расчет ставки С5 исходя из мероприятия «Строительство (реконструкция) газопроводов всех диаметров», при этом метод осуществления прокладки данного газопровода не конкретизируется, соответственно затраты на прокладку газопровода не зависят от выбранного организацией метода осуществления технических мероприятий.

В связи с этим у общества не имелось препятствий для определения в 2018 году платы за подключение по стандартизированным ставкам, утвержденным приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 27.12.2017 № 559-нп.

Более того, в приложении 5 к указанному выше договору представлен расчет еще одного из мероприятий технологического присоединения, обозначенный как примерный расчет стоимости наклонно-направленного бурения для прокладки газопровода 25 п.м. стоимость которого составляет                    45 000 руб.

Вместе с тем данный расчет нормативно не обоснован.

В приложении 5 отражено, что данная сумма получена произведением 1 800 руб. (примерная стоимость ННБ 1п. м.) и 25 п. м.

Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденные приказом ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/З (далее - Методические указания), не содержат инструкции по расчету стоимости наклонно-направленного бурения. Кроме того, принятый к расчету показатель 1 800 руб. (примерная стоимость ННБ 1 п. м.) отсутствует в Методических указаниях, а также он не содержится в нормативных актах, регулирующих порядок технологического подключения к газораспределительным сетям.

Однако данный расчет общество в судах первой и апелляционной инстанции не обосновало.

Довод общества о том, что у управления не имелось оснований для отказа в установлении платы за технологическое присоединение объекта к сетям газораспределения по индивидуальному проекту также не может быть принят как противоречащий положениям Закона № 69-ФЗ, а также пункту 112 Правил № 1314, согласно которым подключение к сетям газораспределения за границами земельного участка относится к сфере государственного регулирования и осуществляется в соответствии с устанавливаемыми региональными органами исполнительной власти фиксированными и стандартизированными тарифными ставками на подключение, за исключением установления ставок за подключение по индивидуальным проектам, когда  фактически подключение имеет договорную стоимость. В случае подключения по индивидуальному проекту, в целях возможного снижения стоимости подключения, заявителю предоставлено право осуществлять часть работ по подключению не силами исполнителя, а собственными силами, включая привлечение третьих лиц.

Пунктом 96 Правил № 1314 предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Следовательно, функции по определению  правомерности и размера платы возложены на энергетическую комиссию.

При этом, как отмечалось ранее, при направлении обществу письма от 16.03.2018 № 610 ответчик руководствовался в том числе и пунктом 26 (23) Основных положений.

Кроме того, применительно в рассматриваемой ситуации размер стандартизированных ставок платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования АО «Газпром газораспределение Тверь» установленный приказом ГУ РЭК Тверской области от 27.12.2017 № 559-нп на 2018 год, остался на уровне размеров ставок платы, определенных приказом              № 395-нп, что не препятствует АО «Газпром газораспределение Тверь» произвести соответствующий расчет, руководствуясь пунктом 26 (23) действующей редакции Основных положений.

Общество ссылается на нарушение положений ГК РФ и считает, что ГУ РЭК Тверской области должен был руководствоваться редакций Основных положений, действующих на дату заключения договора (30.05.2017).

Вместе с тем ответчик не является стороной по этому договору.

Кроме того, как верно отмечает управление, государственное регулирование в случае индивидуального проекта возникает  с момента подачи заявки от газораспределительной организации.

Данный вывод следует в том числе и из положений пункта 107 Правил                № 1314, которыми предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту, в течение 22 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.

Таким образом, поскольку законодательством определено, что утверждение платы производится со дня поступления заявления об ее установлении, то подлежат применению положения нормативных правовых актов, действующих на момент предоставления органу регулирования соответствующих документов на установление платы за технологическое присоединение.

Ссылка общества на нарушение его прав и законных интересов, поскольку в отношении него могут быть применены санкции, не может быть принята как необоснованная и документально неподтвержденная.

Выводы суда, изложенные в решении от 18.06.2018, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.

Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.

Оснований для отмены судебного акта не усматривается.

Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 18 июня 2018 года по делу № А66-6950/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                      Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.Н. Осокина