ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-7394/2021 от 17.02.2022 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 февраля 2022 года

Дело №

А66-7394/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Эльдорадо» ФИО1 (доверенность от 09.08.2021), от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 (доверенность от 22.04.2021),

рассмотрев 15.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 по делу
№ А66-7394/2021,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Эльдорадо», адрес: 170007, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство), о признании недействительным приказа от 27.04.2021 № 42-кв и применении последствий.

Решением суда первой инстанции от 22.07.2021 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.10.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить решение и постановление.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Обществу выдана лицензия от 12.02.2015 серии ТВЕ № 80121 ТЭ на право пользования недрами для разведки и добычи песка строительного месторождения «Савватьевское» в 10 км юго-восточнее г. Тверь, в 1,5 км южнее п. Савватьевское Калининского района Тверской области. Срок действия лицензии до 01.01.2025.

В соответствии с положениями подпункта «д» пункта 4.1, пункта 10.2 условий пользования недрами (приложение № 1 к лицензии) Общество разработало Технический проект разработки и рекультивации месторождения строительных песков «Савватьевское» в Калининском районе Тверской области (блок С1), который согласован приказом Министерства от 25.06.2015 № 78-кв. Корректировка указанного проекта согласована Министерством (приказ от 24.01.2017 № 13-кв).

В дальнейшем Общество 24.03.2021 обратилось в Министерство с заявлением о согласовании проектной документации «Корректировка Технического проекта разработки и рекультивации, месторождения строительных песков «Савватьевское» в Калининском районе Тверской области (блок С1), выполненного закрытым акционерным обществом «Калугагеология» в 2015 году».

Основанием для корректировки технического проекта послужили: решение Общества о дальнейшей эксплуатации месторождения строительных песков на геологическом блоке С1-1 с целью формирования собственной минерально-сырьевой базы на основании лицензии на право пользования недрами
ТВЕ 80121 ТЭ от 12.02.2015 с учетом сложившихся горнотехнических условий и наличия землеройно-транспортной техники; внесение изменений в парк горнотранспортного оборудования; увеличение среднегодового уровня добычи; изменения направления подвигания фронта горных работ.

Согласно заключению от 27.04.2021 при рассмотрении комиссией Министерства проектной документации выявлены следующие замечания и недоработки: в перечне ключевых слов (стр. 16 проекта) дано некорректное определение слова «Берма» – горизонтальная или слабонаклонная площадка на нерабочем борту или нерабочем участке борта карьера. В то же время берма бывает и на рабочем борту карьера; в подразделе 1.3 «Основные положения проекта» (стр. 22 проекта) вызывает вопросы, что почвенно-растительный слой будет вывозиться на 30 км от карьера, что очень далеко; в подразделах 1.3 «Основные положения проема», 3.1 «Проемная мощность и режим работы карьера» и 3.3 «Система разработки» (стр. 25, 37, 40 проекта) указано, что почвенно-растительный слой является вскрышными породами, однако это не соответствует действительности; в подразделе 2.7 «Отходы производства» (стр. 32 проекта) указано, что отходами производства являются вскрышные породы, однако это не соответствует действительности; на чертежах проектной документации нечетко прорисован дополнительно испрашиваемый земельный отвод; на календарном плане добычных работ на втором уступе (обводненная толща) М 1:2000 черт. 1-2021-ПР.ГР-ГП-05 не отражено планируемое положение земснаряда ЗРД 1400/40 в период второго и третьего года отработки, не показана схема подачи электроэнергии на земснаряд с помощью бронированного или гибкого кабеля от берегового распределительного устройства. Не показано планируемое положение берегового распределительного устройства и его подключение к ВЛ (второй и третий год разработки).

На основании заключения экспертной комиссии Министерства
от 27.04.2021 Обществу отказано в согласовании представленной проектной документации, о чем вынесен оспариваемый приказ.

Не согласившись с указанным приказом Министерства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Апелляционный суд поддержал решения суда первой инстанции.

Заслушав пояснения представителей Министерства и Общества, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1) разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения – с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 23.2 Закон № 2395-1).

Согласно части 3 статьи 23.2 Закона № 2395-1 состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (часть 4 статьи 23.2
Закона № 2395-1).

Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 (далее – Положение № 118).

Как предусмотрено пунктом 2 Положения № 118, подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Согласно пункту 12 Положения № 118 в проектную документацию включаются: а) мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; б) мероприятия по рациональному использованию и охране недр; в) мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; г) информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.

В соответствии с пунктом 13 Положения № 118 в проектную документацию помимо мероприятий и информации, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения, включаются также обоснованные варианты проектных решений, в том числе: в проектную документацию на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, а также на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых в отношении: объема работ, сроков начала и завершения работ; порядка ввода эксплуатационных объектов в разработку; технико-экономических показателей разработки месторождения полезных ископаемых, в том числе уровней годовой добычи полезных ископаемых, степени извлечения основных и попутных полезных ископаемых из недр; срока выхода на проектную мощность; порядка и условий осуществления первичной переработки (обогащения) Полезных ископаемых (подпункт «а»); б) в проектную документацию на разработку месторождений углеводородного сырья - в отношении: выделения эксплуатационных объектов; выбора способов и агентов воздействия на пласт; выбора системы размещения и плотности сеток добывающих и Нагнетательных скважин (кроме одиночных поисковых и разведочных скважин); уровней, темпов добычи углеводородов и жидкости из пластов, закачки в них вытесняющих агентов; применения методов повышения степени извлечения и интенсификации добычи углеводородов, предупреждения осложнений при эксплуатации скважин и борьбы с ними, контроля и регулирования процессов разработки месторождений; способов и режимов эксплуатации скважин; показателей коэффициентов извлечения углеводородов, эксплуатации и использования фонда скважин; конструкции скважин и технологий производства буровых работ, методов вскрытия пластов и освоения скважин; мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (подпункт «б»); в проектную документацию на разработку месторождений подземных вод в отношении: выбора конструкций эксплуатационных скважин, технологий производства буровых работ и оборудования водоприемной части скважин; выбора контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения ведения мониторинга подземных вод (подпункт «в»); в проектную документацию на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, - в отношении: состава отходов и технологий их предварительной подготовки, объемов отходов, подлежащих захоронению; объемов жидкостей или газов, которые намечается разместить в подземных хранилищах, размеров горных выработок для строительства подземных сооружений в соответствии с их целевым назначением; типа и способа строительства подземных сооружений, технологии строительства и конструкции поглощающих и наблюдательных скважин на целевой пласт или пласты-коллекторы, а также на буферные горизонты и горизонты зоны активного водообмена; оптимальных режимов эксплуатации подземного сооружения; технологической схемы наземных частей подземных сооружений (если проектной документацией предусматривается их наличие) (подпункт «г»).

В пункте 20 Положения № 118 указано, что рассмотрение проектной документации (за исключением проектной документации на разработку месторождений углеводородного сырья) осуществляется комиссией или уполномоченным органом в течение 25 рабочих дней со дня представления материалов пользователем недр. По результатам рассмотрения проектной документации комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации (в отношении углеводородного сырья, угля (горючих сланцев) - с обязательным учетом заключения Министерства энергетики Российской Федерации о результатах рассмотрения проектной документации), которое направляется пользователю недр в течение 5 рабочих дней со дня принятия.

В соответствии с пунктом 21 Положения № 118 основаниями для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации являются: а) несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации; б) несоответствие данных, указанных в проектной документации, заключению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (за исключением проектной документации, предусмотренной подпунктами «в» и «г» пункта 13 Положения); в) несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным пунктами 12 и 13 Положения.

В решении об отказе в согласовании проектной документации приводятся обоснование отказа и рекомендации по доработке проектной документации. Указанное решение подписывается председателем комиссии или лицом, его замещающим (руководителем уполномоченного органа или лицом, его замещающим) (пункт 22 Положения № 118).

Судами двух инстанций установлено, что заключение комиссии Министерства от 27.04.2021 не содержит ссылок на нарушение Обществом требований актов, регламентирующих данную сферу деятельности.

Суды указали, что определение термина «Берма» в корректировке технического проекта приведено на основании положений ГОСТ Р 57719-2017 «Горное дело. Выработки горные» (пункт 142). При этом точная формулировка используемого термина не оказывает влияние на толкование информации, изложенной в проектной документации.

Суды также указали, что позиция Министерства о том, что складирование почвенно-растительного слоя в 30 км удаленности от объекта приведет к потере необходимого материала для рекультивации карьера документально не подтверждена. Кроме того, параметры временного складирования почвенно-растительного слоя нормативно не закреплены.

Судами установлено, что согласно СП 11-109-98 «Изыскания грунтовых строительных материалов (приложение А) вскрышные породы (вскрыша) - часть геологической среды или (и) техногенных образований, перекрывающая полезную толщу сверху, подлежащая удалению в отвалы при разработке. Согласно пункту 2 ГОСТ 17.5.1.03-86 плодородный слой почвы относится к вскрышным породам, пригодным для рекультивации земель.

В силу положений ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» к отходам производства подлежат отнесению образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве, в том числе вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (код 20010000000), утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017      № 242, вскрышные породы отнесены к отходам проведения вскрышных работ при добыче полезных ископаемых в составе отходов добычи полезных ископаемых.

Судами также установлено, что на чертежах проектной документации отсутствует нечеткость прорисовки дополнительного испрашиваемого отвода. Земельный отвод на чертежах прорисован (нанесен) посредством компьютерного программного обеспечения и соответствует условным обозначениям, вынесенным в свободную область чертежа.

Отклоняя довод Министерства о том, что на календарном плане добычных работ на втором уступе (обводненная толща) М 1:2000 черт. 1-2021-ПР.ГР-ГП-05 не отражено планируемое положение земснаряда ЗРД 1400/40 в период второго и третьего года отработки, не показана схема подачи электроэнергии на земснаряд с помощью бронированного или гибкого кабеля от берегового распределительного устройства, не показано планируемое положение берегового распределительного устройства и его подключение к ВЛ (второй и третий год разработки), суды указали, что нормативные акты, содержащие требования к обязательному отражению данных элементов, планируемых к размещению на будущее, в период второго и третьего года отработки, Министерством не приведены.

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов и не являются основанием для отмены судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 22.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 26.10.2021 по делу № А66-7394/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области – без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

Л.Б. Мунтян

В.М. Толкунов