АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 октября 2021 года | Дело № | А66-834/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Современные технологии обработки древесины» ФИО1 (доверенность от 19.05.2021 № 66), рассмотрев 18.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Современные технологии обработки древесины» на решение Арбитражного суда Тверской области от 10.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу № А66-834/2021, у с т а н о в и л: общество с ограниченной ответственностью «Современные технологии обработки древесины», адрес: 191186, Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 14, лит. А, пом. 120-Н, оф. 314, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - ООО «СТОД», Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения государственного казенного учреждения Тверской области «Удомельское лесничество Тверской области», адрес: 171843, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Учреждение), от 22.12.2021 № 1497 об отказе в принятии лесной декларации от 18.12.2020 № 18/2020/1449, о возложении обязанности принять указанную лесную декларацию Общества, с отнесением на ответчика расходов по оплате государственной пошлины. Решением суда первой инстанции от 10.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.05.2021, в удовлетворении заявления отказано. Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, отвод лесосеки в рубку в 2020 году в квартале № 31 (выдел 19) своим расположением по отношению к лесосеке в квартале № 37 (выдел 2), не противоречит и не нарушает Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 (далее - Правила № 474, Правила заготовки древесины). Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.10.2021 рассмотрение кассационной жалобы в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отложено на 18.10.2021. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы. Учреждение в отзыве на кассационную жалобу, ссылаясь на необоснованность приведенных Обществом доводов, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения. В соответствии с положениями статей 156, 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Учреждения, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерством лесного хозяйства Тверской области (арендодателем) и ООО «СТОД» (арендатором) заключен договор аренды лесного участка от 03.03.2016 № 18, по условиям которого арендатору сроком на 49 лет во временное владение и пользование предоставлен находящийся в государственной собственности лесной участок общей площадью 22 165 га, расположенный по адресу: Тверская обл., Удомельский р-н, Удомельское лесничество Тверской обл., Удомельский отдел лесного хозяйства, Куровское участковое лесничество (по материалам лесоустройства - Котлованское): квартал № 1-139 в пределах кадастровых номеров 69:35:0000009:1464, 69:35:0000009:1466, 69:35:0000008:192, 69:35:0000008:193, 69:35:0000000:9993, 69:35:0000000:9994, 69:35:0000008:195, 69:35:0000008:196, 69:35:0000008:197: Гриблянское участковое лесничество (по материалам лесоустройства - Гриблянское) квартал № 1-43 в пределах кадастровых номеров 69:35:0000009:1463, 69:35:0000016:757, 69:35:0000016:758, 69:35:0000015:742, 69:35:0000015:744, 69:35:0000015:745, 69:35:0000015:746, 69:35:0000015:743. Границы лесного участка определены в кадастровом паспорте, а также указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложением 1 к данному договору. Государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена 07.04.2016 в установленном законом порядке. Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду по указанному договору, прошел государственную экспертизу и утвержден приказом Министерства лесного хозяйства Тверской области от 28.11.2018 № 258-у. Подпунктом «д» пункта 12 договора на Общество возложена обязанность ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию. С целью использования лесов для заготовки древесины в квартале № 31, выдел 19 лесосека № 2 Куровского участкового лесничества в период с 29.12.2020 по 28.12.2021 Общество в соответствии с проектом освоения лесов 18.12.2020 подало лесную декларацию № 18/2020/1449. Учреждение решением, изложенным в письме от 22.12.2020 № 1497, отказало Обществу в приеме указанной лесной декларации, ссылаясь на то, что лесосека общей площадью 5,7 га, расположенная в квартале 31 выделе 19 лесосеки № 2 Куровского участкового лесничества по материалам лесоустройства Котлованского лесничества отведена с нарушением положений пунктов 47, 48, 49 Правил № 474 (действовавших до 01.01.2021), а именно: нарушены сроки примыкания по отношению к лесосеке в квартале 37 выделе 7, фактически вырубленной в 2019 году; не соблюдено примыкание лесосек, предусмотренное проектом освоения лесов, так как в приложение 3 к декларации включена лесосека в квартале 31 выделе 19 делянке № 2 для освоения в 2020 году, имеющая угловое (шахматное) примыкание к лесосеке в квартале 31 выделе 2 делянке № 2, освоенной в 2019 году (копия отчета использования лесов, акт осмотра лесосеки). Не согласившись с названным отказом в принятии лесной декларации, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 12, 26, 88 ЛК РФ, пунктами пунктов 47, 48, 49 Правил заготовки древесины, Порядком заполнения и подачи лесной декларации, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 № 17 (далее - Порядок № 17), отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что отвод лесосеки в рубку в квартале № 31 выделе 19 лесосеке № 2 своим расположением по отношению к лесосеке, Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества подлежащей удовлетворению в силу следующего. В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии со статьей 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Согласно части 2 статьи 26 ЛК РФ ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 ЛК РФ). Согласно пункту 2 Порядка № 17 лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. В соответствии с пунктом 6 Порядка № 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа. Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 № 641, определен перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги в части приема лесных деклараций: непредставление документов, указанных в Административном регламенте; недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов (пункт 2.11.1). В рассматриваемом случае в качестве основания для отказа в приеме лесной декларации Учреждение указало на нарушение сроков примыкания лесосек, а также несоблюдение примыкания лесосек, предусмотренное проектом освоения лесов. Пунктом 43 Правил № 474 (действовавших на момент подачи Обществом лесной декларации) предусмотрено, что сплошные рубки спелых, перестойных лесных насаждений осуществляются с соблюдением параметров организационно-технических элементов рубок, к которым относятся: площадь и ширина лесосек, количество зарубов, направление рубки, направление лесосеки, сроки и способы примыканий лесосек. Лесосеки одного года рубки (зарубы) должны быть размещены на определенном расстоянии друг от друга в зависимости от ширины лесосеки и других условий. Количество зарубов устанавливается в расчете на 1 км. Направление рубки характеризуется направлением, в котором каждая последующая лесосека примыкает к предыдущей. Размещение лесосек в квартале или на лесном участке, отводимых в рубку в разные годы (примыкание), осуществляется с учетом срока (числа лет), по истечении которого проводится рубка на непосредственно примыкающей лесосеке. Аналогичные требования содержат Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанные в статье 23 ЛК РФ, утвержденные приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993, действующие с 01.01.2021. В ГОСТ 18486-87 «Государственный стандарт Союза ССР. Лесоводство. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие постановлением Госстандарта СССР от 10.12.1987 № 4445, определено, что примыкания лесосек - это последовательность размещения лесосек в квартале или участке леса (пункт 87). ГОСТ 18486-87 также раскрывает содержание терминов и понятий способов примыкания, а именно: непосредственное примыкание лесосек - это примыкание лесосек, при котором очередная лесосека размещается рядом с предыдущей (пункт 88); чересполосное примыкание - примыкание лесосек, при котором очередная лесосека размещается через полосу леса шириной, равной ширине лесосеки (пункт 89); кулисное примыкание - примыкание лесосеки, при котором очередная лесосека размещается через полосу леса шириной, превышающей ширину лесосеки (пункт 90); шахматное примыкание лесосек - примыкание лесосек, при котором очередная лесосека размещается в шахматном порядке (пункт 91). Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество представило лесную декларацию, в которую включило лесосеку с угловым (шахматным) примыканием. Согласно приложению № 3 к лесной декларации (т.д. 1 л. 11) было выявлено примыкание лесосеки в квартале 31 выделе 19, делянке № 2 поданной в 2020 году, к лесосеке в квартале 37, выделе 2 делянке № 2, освоенной в 2019 году (копия отчета использования лесов, акт осмотра лесосеки). В соответствии с положениями пунктов 47 и 48 Правил № 474 при сплошных рубках во всех лесах устанавливается непосредственное примыкание лесосек как по короткой, так и по длинной стороне, а в лесах, произрастающих в поймах рек, - чересполосное примыкание. При непосредственном примыкании очередная лесосека вырубается с учетом срока примыкания следом за предыдущей лесосекой. Сроки примыкания лесосек при сплошных рубках устанавливаются, не считая года рубки, с учетом периодичности плодоношения древесных пород, обеспечения их успешного естественного восстановления или условий создания лесных культур, сохранения экологических свойств лесов. При искусственном восстановлении лесов на лесосеке или при сохранении подроста целевых пород допускается установление срока примыкания по любой стороне лесосеки не менее двух лет. В рассматриваемом случае в расположении лесосек разных годов рубки отсутствует непосредственное примыкание. Таким образом, отвод Обществом в 2020 году лесосеки в рубку в квартале № 31 выделе 19 лесосеке № 2 своим расположением по отношению к лесосеке, вырубленной 2019 году (квартал 37 выдел 2 лесосека 2) не нарушает Правила заготовки древесины. Ввиду изложенного отказ Учреждения в принятии лесной декларации не соответствует требованиям, установленным Лесным кодексом Российской Федерации, Порядку № 17 и Правилам заготовки древесины, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности. Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права. Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами, но при этом ими неправильно применены нормы материального права, кассационная инстанция полагает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ решение Арбитражного суда Тверской области от 10.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу № А66-834/2021 следует отменить, а заявленные ООО «Современные технологии обработки древесины» требования удовлетворить. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Тверской области от 10.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу № А66-834/2021 отменить. Заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Современные технологии обработки древесины» требования удовлетворить. Признать незаконным решение государственного казенного учреждения Тверской области «Удомельское лесничество Тверской области» от 22.12.2021 № 1497 об отказе в принятии лесной декларации от 18.12.2020 № 18/2020/1449. Обязать государственное казенное учреждение Тверской области «Удомельское лесничество Тверской области» принять лесную декларацию общества с ограниченной ответственностью «Современные технологии обработки древесины» от 18.12.2020 № 18/2020/1449 по договору аренды лесного участка от 03.03.2016 № 18. Взыскать с государственного казенного учреждения Тверской области «Удомельское лесничество Тверской области», адрес: 171843, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Современные технологии обработки древесины», адрес: 191186, Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 14, лит. А, пом. 120-Н, оф. 314, ОГРН <***>, ИНН <***>, Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Современные технологии обработки древесины», адрес: 191186, Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 14, лит. А, пом. 120-Н, оф. 314, ОГРН <***>, ИНН <***>, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 19.07.2021 № 5196. | ||||
Председательствующий | Е.А. Аникина | |||
Судьи | О.А. Алешкевич И.Г. Савицкая | |||