ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-8561/17 от 20.09.2018 АС Северо-Западного округа

23/2018-47103(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2018 года. 

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Боглачевой Е.В., судей Пастуховой М.В., 

Щуриновой С.Ю.,

при участии от Департамента управления имуществом и земельными  ресурсами Администрации города Твери ФИО1 (доверенность от  24.05.2018), 

рассмотрев 20.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами  Администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области  от 25.12.2017 (судья Погосян Л.Г.) и постановление Четырнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018 (судьи Холимнов А.А.,  Моисеева И.Н., Тарасова О.А.) по делу № А66-8561/2017, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Тверская генерация», место  нахождения: 170003, <...>, каб. 12,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в  Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к  Муниципальному образованию город Тверь в лице Департамента управления  имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери, место  нахождения: 170100, <...>, ОГРН <***>,  ИНН <***> (далее - Департамент), о взыскании 11 816 руб. 06 коп.  задолженности по оплате тепловой энергии, образовавшейся за период с  ноября 2016 года по январь 2017 года, и 1044 руб. 63 коп. неустойки,  начисленной за период с 16.12.2016 по 13.06.2017. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  общество с ограниченной ответственностью «Энергогранд», общество с  ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания  Московского района города Твери», место нахождения: 170028, <...>, пом. 19А, 20, 22, 23, 23А, 24, 24А, 25 (далее - Компания). 

Решением суда первой инстанции от 25.12.2017 Обществу в  удовлетворении иска отказано. 

Постановлением апелляционного суда от 04.06.2018 решение суда  первой инстанции отменено, иск Общества удовлетворен. 


В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное  применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие  выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, просит  отменить постановление от 04.06.2018 в части удовлетворения требований  Общества о взыскании стоимости тепловой энергии, постановленной в период с  ноября по декабрь 2016 года, и принять по делу новое решение об отказе  Обществу в иске в спорной части. 

 Податель жалобы считает, что в отсутствие принятого собственниками  помещений в МКД решения о прямых расчетах с ресурсоснабжающей  организацией собственники помещений в период до 01.01.2017 обязаны были  оплачивать стоимость тепловой энергии исполнителю коммунальных услуг  (Компании), а исполнитель коммунальных услуг, в свою очередь, обязан был  производить расчеты с ресурсоснабжающей организацией. По мнению подателя  жалобы, Департамент не может быть признан надлежащим ответчиком по иску  Общества о взыскании стоимости тепловой энергии за период с ноября по  декабрь 2016 года. 

В отзыве Общество просит оставить постановление апелляционного суда  без изменения, а кассационную жалобу Департамента – без удовлетворения. 

В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы  кассационной жалобы. 

Представители истца и третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и  месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует  рассмотрению дела в их отсутствие. 

Законность постановления апелляционного суда проверена в  кассационном порядке. 

Как видно из материалов дела, направленный в адрес Департамента  проект муниципального контракта на поставку тепловой энергии и  теплоносителя в горячей воде № 92160, по условиям которого поставщик  поставляет тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде на отопление,  вентиляцию и горячее водоснабжение до границы ответственности,  оформленной соответствующими актами, а заказчик принимает и оплачивает  потребленную им тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде,  соблюдает предусмотренный настоящим контрактом режим их потребления, со  стороны Департамента не подписан. 

В отсутствие заключенного между сторонами муниципального контракта  Общество в период с ноября 2016 года по январь 2017 года оказывало услуги по  теплоснабжению нежилых помещений – комнат 8, 9, 10, 12, 15, 17, 17А, 18, 19,  расположенных по адресу: г. Тверь, <...> и находящихся в  собственности муниципального образования город Тверь. 

Полагая, что Департамент, представляющий интересы г. Тверь как  собственника спорных нежилых помещений, в соответствии со статьей 210  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) должен нести  бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе вносить плату  за коммунальные услуги, Общество выставило в адрес Департамента счета- фактуры на оплату 11 816 руб. 06 коп. стоимости тепловой энергии, отпущенной  в период с ноября 2016 года по январь 2017 года. 

Поскольку оплата потребленного энергоресурса не была произведена,  Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. 

Суд первой инстанции отказал Обществу в иске, указав, что обязанность  по оплате коммунальных услуг лежит на Компании, как исполнителе  коммунальных услуг. 


Апелляционный суд, установив, что договор теплоснабжения между  Компанией и Обществом заключен только в отношении жилых помещений  многоквартирного дома, отменил решение суда первой инстанции и  удовлетворил иск Общества о взыскании с Департамента стоимости  энергоресурса, поставленного в спорный период в принадлежащие ответчику  нежилые помещения. 

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы  кассационной жалобы, не находит оснований для отмены постановления  апелляционного суда исходя из следующего. 

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения  энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю)  через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую  энергию. 

Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии  производится за фактически принятое абонентом количество энергии в  соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом,  иными правовыми актами или соглашением сторон. 

Отсутствие письменного договора с организацией, чьи  теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей  организации, не освобождает потребителя от обязанности своевременно  произвести оплату фактически принятой энергии (пункт 3 Информационного  письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  17.02.1998 № 30). 

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя  содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено  законом или договором. 

Судами установлено, что в период с ноября 2016 года по январь

Апелляционный суд правомерно указал, что обязанность по оплате  тепловой энергии, поставленной в спорный период в муниципальные  помещения, должен нести собственник помещений, а не управляющая  компания. 

Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых  домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 06.05.2011 № 354, поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии,  электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а  также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров  ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с  ресурсоснабжающей организацией. 

Из материалов дела видно, что между Обществом и Компанией заключен  договор от 01.09.2014 № 90107, согласно которому Общество поставляет 


Компании ресурсы для оказания последней коммунальных услуг отопления и  горячего водоснабжения потребителям, проживающим (находящимся) в  многоквартирных домах, в том числе в спорный многоквартирный дом. При этом  договор от 01.09.2014 № 90107 заключен только в отношении жилых помещений  спорного дома. Так, в приложении № 1 к данному договору согласованы  максимальные тепловые нагрузки и расчетные максимальные расходы  теплоносителя лишь для жилых помещений, а в приложении № 2 -  ориентировочные планы потребления теплоэнергии и теплоносителя также  лишь для жилых помещений. Направленный в адрес Департамента проект  муниципального контракта на поставку тепловой энергии и теплоносителя в  горячей воде № 92160 ответчиком не подписан. 

Учитывая, что договор теплоснабжения между Обществом и Компанией  заключен исключительно в отношении жилых помещений, Компания не  выставляла Департаменту счета на оплату и Департамент не производил  оплату тепловой энергии в адрес Компании, апелляционный суд сделал  правильный вывод о наличии у Департамента, как собственника нежилых  помещений, обязанности оплатить Обществу фактически потребленный в  спорный период энергоресурс. 

Поскольку Департамент не исполнил в установленный срок обязательство  по оплате тепловой энергии, Общество на основании пункта 9.1 статьи 15  Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» начислило  1044 руб. 63 коп. неустойки за период с 16.12.2016 по 13.06.2017 исходя из 1/130  ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы основного долга за каждый день  просрочки. Расчет неустойки ответчиком не оспорен. 

Исследовав и оценив материалы дела и признав, что Общество  документально подтвердило наличие задолженности в виде стоимости тепловой  энергии, поставленной в период с ноября 2016 года по январь 2017 года в  находящиеся в муниципальной собственности нежилые помещения,  апелляционный суд правомерно удовлетворил иск Общества о взыскании с  Департамента 11 816 руб. 06 коп. задолженности и 1044 руб. 63 коп. 

Суд кассационной инстанции считает, что выводы апелляционного суда  соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.  Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.  В связи с этим основания для отмены постановления апелляционного суда и  удовлетворения кассационной жалобы Департамента отсутствуют. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от  04.06.2018 по делу № А66-8561/2017 оставить без изменения, а кассационную  жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами  администрации города Твери – без удовлетворения. 

Председательствующий Е.В. Боглачева 

Судьи М.В. Пастухова   С.Ю. Щуринова