ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-8909/2021 от 15.07.2022 АС Северо-Западного округа

071/2022-46252(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина Г.В., 

 рассмотрев 13.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Компания Росконтракт» на  решение Арбитражного суда Тверской области от 22.12.2021 и постановление  Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 по делу 

 № А66-8909/2021,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Компания Росконтракт»,  адрес: 170026, Тверь, ул. Павлова, д. 10/10, оф. 1Б, ОГРН <***>, ИНН  <***> (далее – ООО «Компания Росконтракт», Общество), обратилось в  Арбитражный суд Тверской области с заявлением об оспаривании  постановления Министерства Тверской области по обеспечению контрольных  функций, адрес: 170026, Тверь, просп. Комсомольский, д. 4/4, ОГРН  <***>, ИНН <***> (далее – Министерство), от 15.06.2021 по делу   № 37-2020/ГСН о привлечении к административной ответственности,  предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде 500 000 руб.  штрафа. 

Решением суда первой инстанции от 22.12.2021, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 16.03.2022, постановление  Министерства от 15.06.2021 по делу № 37-2020/ГСН признано незаконным и  отменено в части назначения административного наказания, превышающего  250 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований  отказано. 

В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты,  ссылаясь на обстоятельства дела и необоснованность выводов судебных  инстанций о невозможности неприменение судами статьи 4.1.1 КоАП РФ.  Податель жалобы указывает на отсутствие угрозы жизни и здоровью людей при  эксплуатации здания, факт которого установлен преюдициальным судебным  актом (дело № А66-9302/2019), в связи с чем штраф подлежит замене на  предупреждение. Податель жалобы также обращает внимание на то, что на  момент рассмотрения данного дела судом перовой инстанции основания для  привлечения Общества к административной ответственности отпали. 

Представители Общества и Министерства, надлежащим образом  извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба  рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). 

В отзыве на жалобу Министерство просит оставить обжалуемые судебные  акты без изменения, как законные и обоснованные. 


[A1] Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как видно из материалов дела и установлено судами, в Министерство  поступило обращение ООО «Энергосистемы» от 11.03.2021 № 74, содержащее  информацию об эксплуатации объекта капитального строительства – нежилого  здания, расположенного по адресу: <...> (далее-  Объект), в отсутствие разрешения на строительство и ввод объекта в  эксплуатацию. 

Согласно сведениям, представленным Росреестром, указанное в  обращении здание принадлежит ООО «Компания Росконтракт». 

Установив, что Общество в нарушение требований части 1 статьи 55  Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ)  эксплуатирует спорный Объект без разрешения на ввод его в эксплуатацию,  Министерство составило в отношении ООО «Компания Росконтракт» протокол  от 26.04.2021 № 33 об административном правонарушении и вынесло  постановление от 15.06.2021 № 37-2020/ГСН, которым заявитель привлечен к  административной ответственности по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ в виде 

Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в  арбитражный суд. 

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства,  представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства  дела, проверили соблюдение административной процедуры и пришли к выводу  о доказанных Министерством событии и составе вмененного Обществу  административного правонарушения. Суды не установили существенных  нарушений порядка привлечения к административной ответственности,  оснований для назначения наказания в виде предупреждения, а равно  оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным  (статья 2.9 КоАП РФ). 

Вместе с тем суды (исходя из конкретных обстоятельств дела) сочли  возможным применить положения статьи 4.1 КоАП РФ (часть 3.2), снизив  назначенный Обществу административный штраф до 250 000 руб. 

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не  находит оснований для ее удовлетворения. 

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и  имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении  норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания  и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 

статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.

При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из  следующего. 

Частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ установлена административная  ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без  разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для  осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов  капитального строительства не требуется выдача разрешения на  строительство. 

Санкция указанной нормы права предусматривает в отношении  юридических лиц наложение административного штрафа в размере от пятисот  тысяч до одного миллиона рублей. 

Понятие объекта капитального строительства дано в части 10 статьи 1 ГрК  РФ - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не 


[A2] завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением  некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного  участка (замощение, покрытие и другие). 

Оспариваемым постановлением Обществу вменена эксплуатация Объекта  без разрешения на ввод его в эксплуатацию. 

Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в  эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение  строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном  объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной  документацией, а также соответствие построенного, реконструированного  объекта капитального строительства требованиям к строительству,  реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату  выдачи представленного для получения разрешения на строительство  градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию  земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного  объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за  исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции  линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке  территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на  ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется  образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в  соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. 

Частью 10 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на ввод  объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на  государственный учет построенного объекта капитального строительства,  внесения изменений в документы государственного учета реконструированного  объекта капитального строительства. 

В рамках административного дела должностным лицом Министерства  получены объяснения представителя Общества, согласно которым в 1998 году  ООО «ПК Альтернатива» на аукционе приобрело объект незавершенного  строительства – двухэтажную пристройку по адресу: <...>, находящуюся на тот момент на балансе ГУПП «Тверьоблбыт». 

После приобретения здания ООО «ПК Альтенатива», на основании  договора подряда от 10.12.2000 № 15, заключенного с ООО «Рейтер-Холдинг»,  осуществило реконструкцию здания путем устройства третьего этажа и кровли  (акт сдачи-приемки выполненных работ от 11.05.2001). 

По договору от 10.10.2002 указанное здание продано ООО

«Компания Росконтракт» (без предоставления ООО «ПК Альтернатива» каких-либо разрешительных документов, кроме архитектурно-планировочного задания  на составление проекта 3 этажной кирпичной пристройки к зданию учебно-производственного комбината от 30.01.1989). С указанной даты и до настоящего  времени Объект эксплуатируется ООО «Компания Росконтракт». 

Арбитражный суд Тверской области в рамках рассмотрения дела

 № А66-9302/2019, решением от 07.07.2021 признал право собственности на  Объект за Обществом. 

Вопрос о субъекте правонарушения решен судами в соответствии с  нормативными требованиями и условиями договора купли-продажи Объекта. 

 Ввиду установленных обстоятельств суды обоснованно сочли, что в рамках  спорных правоотношений Общество эксплуатировало с 2002 года  реконструированный Объект (с увеличенной этажностью) без разрешения на  ввод его в эксплуатацию, что им не отрицается. Как было указано выше, право  собственности на Объект признано за Обществом только в 2021 году, что 


[A3] доказывает его вину в инкриминируемом ему деянии. 

Соблюдение Министерством административной процедуры в полном  объеме подтверждено ввиду требований раздела IV КоАП РФ

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и  обстоятельств, исключающих производство по делу об административном  правонарушении, судом округа не установлено; срок давности привлечения к  ответственности на момент вынесения постановления не истек. 

Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае  статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность административного правонарушения). 

Изменение судом меры ответственности Обществу мотивировано, не  является абстрактным (основано на конкретных обстоятельствах дела),  согласуется с превентивными целями административного наказания (статья 3.1  КоАП РФ), отвечает требованиям статей 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам  юридической ответственности. 

Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1

статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела  позволил судам сделать обоснованный вывод об отсутствии оснований для  замены административного штрафа на предупреждение. 

Однако с таким выводом судов Общество не согласилось, настаивая на  отсутствии угрозы жизни и здоровью людей от эксплуатации здания и  установлении такого факта судом в рамках рассмотрения дела 

 № А66-9302/2019.

Однако данное утверждение не соответствует действительности. Напротив,  из решения суда по делу № А66-9302/2019 следует, что по результатам первого  экспертного заключения (исх. 19/11-07/0338 от 07.11.2019) ООО Группа  компаний «Эксперт», эксперты пришли к следующим выводам: 

- по третьему вопросу: при реконструкции (строительстве) Объекта  нарушены технические регламенты, строительные, противопожарные нормы и  правила; 

 - по четвертому вопросу: сохранение Объекта нарушает права третьих лиц  по причине отступления от градостроительных норм и правил. Сохранение  исследуемого объекта без проведения мероприятий по устранению выявленных  нарушений противопожарных норм создают угрозу жизни и здоровью граждан. 

И только после устранения Обществом названных нарушений судом  14.04.2021 была назначена дополнительная строительно-техническая  экспертиза. Согласно заключению эксперта от 01.06.2021 № 688/21:  административно-производственное здание общей площадью 494,6 кв.м. по  адресу: <...> после проведенных работ соответствует  техническим регламентам, строительным и противопожарным нормам и  правилам, и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. 

Следовательно, с 2002 года и на дату составления протокола об  административном правонарушении (26.04.2021), т.е. фиксации события  правонарушения, угроза жизни и здоровью граждан присутствовала. 

Исходя из перечня отраженных в судебном акте по делу № А66-9302/2019  нарушений в области градостроительных норм и требований пожарной  безопасности (их количества и существенности) доводы о возможной замене  административного штрафа на предупреждение суд округа не принимает. Иные  реабилитирующие Общество основания были учтены судом первой инстанции  при снижении административного штрафа до 1/2 минимального размера  санкции, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ

У суда кассационной инстанции нет процессуальных предпосылок к иной  оценке выводов судебных инстанций применительно к спорному вопросу. 


[A4] При изложенных обстоятельствах и доказательствах, основания для  изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288  АПК РФ). 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1)  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 22.12.2021 и  постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда 16.03.2022  по делу № А66-8909/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Компания Росконтракт» - без  удовлетворения. 

Председательствующий Л.Б. Мунтян
Судьи Е.А. Аникина

ФИО1