ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-8938/18 от 17.06.2019 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 июня 2019 года

Дело №

А66-8938/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.,

рассмотрев 13.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Кувшиновского района на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.10.2018 (судья Трунина Е.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу № А66-8938/2018,

у с т а н о в и л:

прокуратура Тверской области в интересах муниципального образования «Кувшиновский район», место нахождения: 170100, г. Тверь, Симеоновская ул., д. 27, ОГРН 1026900569662, ИНН 6905000777 (далее – Прокуратура), обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации Кувшиновского района, место нахождения: 172110, Тверская обл., Кувшиновский р-н, г. Кувшиново, Советская ул., д. 33, ОГРН 1026901913884, ИНН 6929001850 (далее – Администрация), муниципальному унитарному предприятию Кувшиновского района «Дороги», место нахождения: 172110, Тверская обл., Кувшиновский р-н, г. Кувшиново, ул. Бумажников, д. 5, ОГРН 1156952019960, ИНН 6929005750 (далее – Предприятие), о признании недействительным договора о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования «Кувшиновский район» от 15.12.2016 № 73, заключенного между Администрацией и Предприятием, а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возложения обязанности на Предприятие возвратить в бюджет муниципального образования «Кувшиновский район» денежные средства в размере 1 290 000 руб.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Собрание депутатов Кувшиновского района Тверской области, место нахождения: 172110, Тверская обл., Кувшиновский р-н, г. Кувшиново, Советская ул., д. 33, ОГРН 1066915000096, ИНН 6929004315.   

Решением Арбитражного суда Тверской области от 17.10.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам, а также нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление апелляционного  суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы считает, что судебными инстанциями не дана правовая оценка тому обстоятельству, что в качестве истца и ответчика выступает одно и то же лицо – Администрация. Суды не учли, что согласно статье 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, что означает, что имущество, приобретенное Предприятием, изначально является собственностью муниципального образования «Кувшиновский район». Муниципальные органы муниципального образования «Кувшиновский район» (Администрация и Собрание депутатов) считают передачу транспортного средства фактическим погашением ранее полученной субсидии и претензий не имеют.

В отзыве на кассационную жалобу Прокуратура просит решение и постановление апелляционного суда оставить без изменения, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов от 24.12.2015
№ 66 «О бюджете муниципального образования «Кувшиновский район» на 2016 год» принят бюджет муниципального образования «Кувшиновский район» на 2016 год.

Предприятие 15.12.2016 направило председателю Собрания депутатов письмо с просьбой возместить затраты на развитие материально-технической базы Предприятия в размере 1 290 000 руб.

Администрация (главный распорядитель) и Предприятие (получатель субсидии) заключили договор на предоставление субсидии из бюджета муниципального образования «Кувшиновский район» от 15.12.2016 № 73.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 договора главный распорядитель производит получателю субсидии возмещение затрат на развитие материально-технической базы за счет бюджета муниципального образования «Кувшиновский район». Субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе. Согласно пункту 3.1 договора размер субсидии составляет 1 290 000 руб.

В силу пункта 2.3 договора получатель субсидии обязан соблюдать условия предоставления субсидий, предусмотренные порядком и договором. В случае установления главным распорядителем, а также иными уполномоченными органами муниципального контроля факта нарушения получателем субсидии условий, установленных порядком и данным договором, получатель субсидии обязан в десятидневный срок после принятия главным распорядителем соответствующего решения перечислить в бюджет муниципального образования «Кувшиновский район» суммы субсидий, полученных с нарушением.

Получив указанную субсидию, Предприятие (покупатель) и общество с ограниченной ответственностью «Румос-Киа» (продавец) заключили договор купли-продажи автомобиля от 15.12.2016 № 16/001867, согласно условиям которого продавец взял на себя обязательство передать в собственность покупателя, а покупатель – принять и оплатить автомобиль марки «KIA YD», 2016 года выпуска, идентификационный номер (VIN) XWEFX417BGC000783, стоимостью 1 190 000 руб.

Платежным поручением от 19.12.2016 № 259 Предприятие перечислило на счет продавца 1 190 000 руб.

Покупатель принял приобретенное транспортное средство по акту приема-передачи от 21.12.2016.

На основании доверенности от 28.12.2016 сроком действия до 27.12.2019 Предприятие передало автомобиль в безвозмездное пользование главе Администрации Аваеву М.С. С момента покупки и до 06.03.2018 Предприятие фактически не пользовалось приобретенным автомобилем.

Считая, что при заключении договора допущены нарушения требований статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), постановления Администрации от 29.03.2016 № 156 «О предоставлении в 2016 году субсидий из бюджета муниципального образования «Кувшиновский район», статей 167, 168, 170 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Прокуратура в интересах муниципального образования «Кувшиновский район» обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела и представленные доказательства, пришли к выводу о нарушении Предприятием и Администрацией при заключении договора требований действующего законодательства, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Доводы подателя жалобы о том, что истцом и ответчиком выступает одно и то же лицо (Администрация), правомерно отклонены судами, поскольку Прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим иском в интересах муниципального образования «Кувшиновский район», при этом иск предъявлен к Администрации как стороне сделки.

Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В пункте 2 статьи 166 ГК РФ предусмотрено, что оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность (абзац 2 пункта 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», далее – Постановление № 25).

Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75 Постановления № 25).

В силу статьи 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.

Как верно указали суды, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).

В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно пункту 8 статьи 78 БК РФ решения о предоставлении субсидий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации в определяемом ими порядке.

Предоставление субсидий, предусмотренных абзацем первым данного пункта, осуществляется в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия. В указанный договор (соглашение) подлежат включению положения, определяющие обязанность юридического лица, которому предоставляется субсидия, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, осуществлять закупки за счет полученных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также положение о возврате в соответствующий бюджет остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году (за исключением субсидии, предоставляемой в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых является указанная субсидия), если получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, не принято в порядке, установленном нормативными правовыми (правовыми) актами, указанными в абзаце четвертом настоящего пункта, решение о наличии потребности в использовании этих средств на цели предоставления субсидии в текущем финансовом году.

Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, включая требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации .

Суды установили и материалами дела подтверждается, что субсидия по возмещению затрат Предприятия на развитие материально-технической базы за счет бюджета муниципального образования «Кувшиновский район» в размере
1 290 000 руб. выделена Администрацией с нарушением установленного порядка предоставления субсидий, предусмотренного требованиями статьи 78 БК РФ, постановления Администрации от 29.03.2016 № 156 «О предоставлении в 2016 году субсидий из бюджета муниципального образования «Кувшиновский район» (далее – Постановление № 156).

В соответствии с пунктами 1, 2 Постановления № 156 субсидии из бюджета муниципального образования «Кувшиновский район» предоставлялись юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг; автономным учреждениям муниципального образования «Кувшиновский район». В частности, юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) субсидии предоставлялись в целях возмещения затрат или недополученных доходов, связанных с осуществлением деятельности по государственным регулируемым ценам (тарифам), устанавливаемым нормативным правовым актом, при участии собственными и (или) привлеченными средствами в реализации мероприятий и программ, утвержденных администрацией Кувшиновского района.

В пункте 4 Постановления № 156 установлено, что в 2016 году расходы в форме субсидий осуществлялись за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Кувшиновский район» главным распорядителем бюджетных средств: на возмещение затрат или недополученных доходов при производстве (реализации) товаров, выполнении работ и оказания услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам) по соответствующему коду бюджетной классификации; получателям субсидий, указанным в бюджете муниципального образования «Кувшиновский район» на 2016 год и плановый период 2017 – 2018 годов; на реализацию целевых мероприятий и муниципальных программ, утвержденных правовыми актами муниципального образования «Кувшиновский район».

Согласно пунктам 6, 7.4 Постановления № 156 в случаях, не указанных в пункте 5 данного постановления, предоставление субсидий из бюджета муниципального образования «Кувшиновский район» осуществляется по результатам отбора, проводимого главными распорядителями бюджетных средств.

При этом неисполнение или ненадлежащее исполнение получателями субсидий условий их предоставления рассматривается как нецелевое использование средств бюджета муниципального образования «Кувшиновский район» с применением мер ответственности, предусмотренных законодательством.

Постановлением № 156 также утверждено Положение о порядке организации работы в администрации Кувшиновского района по предоставлению субсидий из бюджета муниципального образования «Кувшиновский район» (далее – Положение).

Согласно пунктам 2.1, 2.3, 2.4, 3.1 Положения заявки претендентов на получение субсидий направляются в орган исполнительной власти Администрации - главному распорядителю бюджетных средств, наделенный полномочиями по предоставлению средств из бюджета в форме субсидий, в установленные им сроки и подлежат обязательной регистрации. Претенденты на получение субсидий при проведении отбора предоставляют документы, определенные уполномоченным органом, проводящим отбор. В отношении всех претендентов на получение субсидий обязательным является представление документов, подтверждающих отсутствие на дату подачи заявки просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, по средствам бюджета, выданным на возвратной основе.

В пункте 3 Положения установлен порядок рассмотрения вопросов и принятия решений о предоставлении субсидий.

Как установили суда, в нарушение приведенных нормативных положений Предприятие не направляло заявку на получение субсидии в уполномоченный орган - Администрацию. Отраслевая комиссия по рассмотрению заявки и документов на предоставление Предприятию субсидии не создавалась, документы, обосновывающие право Предприятия на получение данной субсидии, не предоставлялись и уполномоченным органом не истребовались. Отбор получателей субсидий главным распорядителем бюджетных средств не проводился, документы, подтверждающие отсутствие на дату подачи заявки просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, по средствам бюджета, выданным на возвратной основе не истребовались, Предприятие не представляло. Решение о предоставлении Предприятию субсидии в размере 1 290 000 руб. не оформлялось. Отчет об использовании субсидии и выполнении условий Предприятие не представило.

Учитывая изложенное, суды обоснованно сочли, что Администрация на дату договора не вправе была предоставлять Предприятию субсидию и, соответственно, заключать оспариваемый договор. Незаконное получение субсидии Предприятием в размере 1 290 000 руб. затрагивает интересы муниципального образования «Кувшиновский район», из бюджета которого она незаконно перечислена, и нарушает публичные интересы в сфере бюджетных правоотношений.

При этом суды также установили, что Предприятие и Администрация нарушили условия договора.

В данном случае субсидия в размере 1 290 000 руб. выделена Администрацией из бюджета муниципального образования «Кувшиновский район» на возмещение затрат Предприятия на развитие материально-технической базы.

Однако после получения субсидии Предприятие приобрело автомобиль и передало в его пользование главе Администрации сроком на три года, тем самым нарушило условия договора, установленный порядок и цели предоставления субсидии. Данные действия ответчиков правомерно расценены судами, как свидетельствующие о формальном характере договора и отсутствии у Предприятия тех целей, ради которых данный договор заключен.

На основании изложенного суды обоснованно признали оспариваемый договор недействительным.

В силу статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Ссылки подателя жалобы на фактический возврат ранее полученной субсидии путем передачи транспортного средства в бюджет правомерно не приняты судами во внимание.

Суды установили, что согласно распоряжениям Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями Кувшиновского района от 30.12.2016 № 48, от 10.01.2017 № 1.2 , от 03.04.2018 № 7 Администрация и Предприятия решили вопросы местного значения, связанные с прекращением права хозяйственного ведения Предприятия на имущество по его заявлению и закрепление его в муниципальную собственность.

Вместе с тем сведения о том, что приобретенное получателем субсидии транспортное средство передано и принято именно в целях возмещения затрат бюджета на предоставление спорной субсидии, о соответствии денежного эквивалента размера полученной субсидии стоимости принятого имущества, о согласии муниципального образования на принятие в бюджет такого эквивалента взамен выданных бюджетных денежных средств, а также о соблюдении установленного порядка компенсации бюджетных денежных средств и передачи имущества в этих целях в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования Прокуратуры в полном объеме.

Доводы подателя жалобы, основанные на иной оценке обстоятельств спора и представленных в дело доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.

Поскольку выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, процессуальных нарушений судами при рассмотрении дела не допущено, то основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 17.10.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019  по делу № А66-8938/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Кувшиновского района – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Н. Александрова

Судьи

О.Р. Журавлева

Л.И. Корабухина