ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-9021/2021 от 31.03.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 марта 2022 года

Дело №

А66-9021/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,

при участииМежрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО1 (доверенность от 27.12.2021 № 1-118),

рассмотрев 30.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу                     № А66-9021/2021,

установил:

Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, адрес: 123022, Москва, Большая Декабрьская ул., д. 7, корп. 3, ОГРН <***>,                      ИНН <***> (далее – Управление), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Акрополь Тверь», адрес: 170033, <...>, лит. А, комн. 54, этаж 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество, ООО «Акрополь Тверь»), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен конкурсный управляющий ООО «Акрополь Тверь» ФИО2.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 27.09.2021 Общество  привлечено к административной ответственности по части 3 статьи                     14.17 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 1 500 000 руб.;         алкогольная продукция, изъятая по протоколу изъятия от 30.03.2021                             № 0101/290321/00967-4ю, признана подлежащей утилизации в установленном порядке.

Постановлением  Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 решение суда первой инстанции изменено в части признания алкогольной продукции подлежащей утилизации, соответствующий абзац исключен из резолютивной части решения от 27.09.2021.

 В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить постановление от 13.12.2021 в части изменения решения от 27.09.2021, то есть в части отказа в признании изъятой алкогольной продукции подлежащей утилизации. Управление настаивает на том, что в соответствии с действующим законодательством алкогольная продукция, изъятая из оборота в связи с отсутствием у ООО «Акрополь Тверь» соответствующей лицензии, должна быть уничтожена. Вывод апелляционного суда о том, что такая мера, как утилизация (уничтожение) алкогольной продукции, включенной в конкурсную массу должника, повлечет причинение вреда кредиторам, по мнению Управления, противоречит как действующему законодательству, так и сложившейся судебной практике.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании поступившей от Управления лицензирования и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка информации (письма от 02.03.2021 № 3610/01-02, акта снятия остатков от 09.02.2021 № у1-а102/08, отчета об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по дате розлива/ввоза по товарно-транспортной накладной) по 1-му регистру на 29.03.2021 на 15 ч 36 мин) Управлением в отношении ООО «Акрополь Тверь» определением от 29.03.2021 возбуждено дело № 0101/290321/00967 об административном правонарушении и проведении по нему административного расследования.

В ходе административного расследования Управлением установлено, что полученная Обществом лицензия на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции от 28.01.2016 № 693АП0005173 прекратила свое действие 28.01.2021. При этом 30.03.2021, то есть по истечении установленных пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) двух месяцев с момента прекращения действия лицензии,  Общество в нарушение пункта 2 статьи 20, пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ хранило остатки спиртосодержащей продукции, количество и перечень которой отражены в протоколе осмотра от 30.03.2021 № 0101/290321/00967-3ю и протоколе изъятия от 30.03.2021                         № 0101/290321/00967-4ю.

В связи с выявленным нарушением Управление 07.05.2021 составило в отношении ООО «Акрополь Тверь» протокол № 0101/290321/00967-8ю об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, и на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по указанной квалификации.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях                       ООО «Акрополь Тверь» состава вменяемого правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере                                 1 500 000 руб. и признал изъятую алкогольную продукцию подлежащей утилизации в установленном порядке.

Суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции в части привлечения Общества к административной ответственности.

Однако, установив введение в отношении ООО «Акрополь Тверь»  конкурсного производства и включение спорной алкогольной продукции в конкурсную массу должника (банкрота), апелляционная инстанция изменила решение суда первой инстанции, исключив из его резолютивной части применение дополнительного наказания в виде утилизации изъятой алкогольной продукции.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Управления не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 19.05.2020 по делу № А66-3836/2020 ООО «Акрополь Тверь»  признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев. В рамках указанного дела конкурсное производство неоднократно продлевалось.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закона № 127-ФЗ) все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Судами установлено и Управлением не оспаривается, что имеющиеся у Общества остатки алкогольной продукции включены в конкурсную массу и были   22.12.2020 выставлены на торги, которые признаны несостоявшимися.

Учитывая указанные обстоятельства, а также позицию, изложенную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2011               № 6-П и от 18.02.2019 № 11-П и пункте 14 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018 (далее –  Обзор ВС РФ от 19.09.2018), апелляционный суд счел возможным не применять к Обществу дополнительное наказание в виде утилизации изъятой алкогольной продукции.

Указанное действие суда апелляционной инстанции, повторно рассматривающего административное дело, соответствует положению части 3 статьи 3.3 КоАП РФ. Согласно указанной норме, если санкция статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -                КоАП РФ) предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.

В пункте 14 Обзора ВС РФ от 19.09.2018 разъяснено, что включенные в конкурсную массу остатки алкогольной и спиртосодержащей продукции по истечении предусмотренных пунктом 5 статьи 20 Закона № 171-ФЗ двух месяцев изъятию на основании пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ не подлежат.

Как указано в названном Обзоре, при оценке судом решения уполномоченного органа требуется совокупное толкование норм Закона                        № 127-ФЗ и Закона № 171-ФЗ в их нормативном единстве, которое позволяет принять судебный акт, отвечающий целям законодательства, положенным как в основу регулирования оборота алкогольной продукции, так и в основу норм о банкротстве.

Применительно к рассматриваемому случаю следует отметить, что на складе Общества  хранится алкогольная продукция, остатки который сняты под контролем уполномоченного органа и легальность которой подтверждена.

То обстоятельство, что у Общества окончился срок действия соответствующей лицензии, который в силу объективных причин не мог быть продлен, само по себе не влечет признание данной продукции находящейся в незаконном обороте, и в целях реализации положений Закона № 127-ФЗ (удовлетворения требований кредиторов) такая продукция может быть выставлена на торги с   учетом требований Закона № 171-ФЗ.

В таком случае следует признать обоснованным вывод апелляционного суда о достаточности назначения Обществу основного наказания в виде административного штрафа и отсутствии оснований для применения дополнительного наказания в виде утилизации алкогольной продукции.

Применение дополнительного наказания в виде утилизации включенной в конкурсную массу должника (банкрота) продукции, которая соответствует требованиям, законодательно предъявляемым к такого рода продукции, не отвечает принципам дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы Управления не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу № А66-9021/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу – без удовлетворения.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

А.Г. Кудин

С.В. Соколова