АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03 сентября 2018 года | Дело № | А66-9712/2017 | ||
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2018 года. Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2018 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Захаровой М.В., Преснецовой Т.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Сельхоз-Инвест» ФИО1 (доверенность от 16.04.2018), от Правительства Тверской области ФИО2 (доверенность от 15.12.2016), рассмотрев 27.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сельхоз-Инвест» на решение Арбитражного суда Тверской области от 27.12.2017 (судья Романова Е.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 (судьи Чередина Н.В., Зорина Ю.В., Романова А.В.) по делу № А66-9712/2017, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Сельхоз-Инвест», место нахождения: 172065, Тверская обл., Торжокский р-н, дер. Большое Петрово, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к правительству Тверской области, место нахождения: 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Правительство области), о признании незаконным отказа в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 69:33:0000012:263, 69:33:0000012:264, 69:33:0000012:265, 69:33:0000012:277 из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», выраженного в распоряжении Правительства области от 09.06.2017 № 187-рп «Об отказе о переводе земельных участков из одной категории в другую», и об обязании Правительства области принять акт о переводе названных участков в соответствующую категорию земель. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство имущественных отношений), Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, место нахождения: 170042, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство природных ресурсов), министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (далее - Министерство природных ресурсов), Прокуратура Тверской области, место нахождения: 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>. Решением Арбитражного суда Тверской области от 27.12.2017 в удовлетворении заявления отказано. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 данное решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 27.12.2017 и постановление от 18.04.2018, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области. Суды, полагает податель жалобы, неправильно истолковали положения статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ). По мнению Общества, наличие официально подтвержденного и принятого на учет месторождения полезных ископаемых является исключительным случаем, позволяющим осуществить перевод участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в иную категорию. Общество выражает несогласие с выводами судов о невыполнении им требования о непредоставлении им проекта рекультивации земель, указывает, что работы по рекультивации земельных участков учтены в составе технического проекта разработки месторождения «Малая Песочная», а также обращает внимание, что отсутствие проекта рекультивации не было указано Правительством области в качестве основания для принятия оспариваемого распоряжения. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что Правительством области при рассмотрении заявления о переводе земельную участков в иную категорию были нарушены требования регламента организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденного распоряжением Правительства области от 16.11.2011 № 262-рп (далее - Регламент), выразившиеся в рассмотрении заявления Общества в отсутствие его представителей. В отзывах на кассационную жалобу Правительство области, Министерство имущественных отношений и Министерство природных ресурсов просят оставить решение от 27.12.2017 и постановление от 18.04.2018 без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Правительства области возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве. Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество как собственник земельных участков с кадастровыми номерами 69:33:0000012:263, 69:33:0000012:264, 69:33:0000012:265 и 69:33:0000012:277 обратилось в Правительство области с заявлением от 11.07.2016 о переводе названных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, на основании лицензий на разведку и добычу песка строительных месторождений «Большая Песочня» и «Малая Песочня». Общество указало, что на основании лицензий серии ТВЕ № 80169 ТЭ, серии ТВЕ № 80141 ТЭ ему предоставлено право на использование участков недр для добычи полезных ископаемых на спорных земельных участках. Заявление Общества было рассмотрено на заседании межведомственной комиссии при Правительстве области (протокол от 13.01.2017 № 1). Распоряжением Правительства области от 09.06.2017 № 187-рп принято решение об отказе в переводе участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в иную категорию. Ссылаясь на то, что распоряжение Правительства области от 09.06.2017 № 187-рп не соответствует Закону № 172-ФЗ и нарушает права Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 198, 200 АПК РФ, статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 3, 4 и 7 Закона № 172-ФЗ, Регламентом, отказали в удовлетворении заявления. Арбитражный суд Северо-Западного округа, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим. Земельный кодекс Российской Федерации в качестве основного принципа земельного законодательства закрепляет принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; данный принцип призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, к которым в том числе относятся земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1) и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3). Согласно статье 7 Закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 статьи 7). В силу части 1 статьи 2 Закона № 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок (часть 3 статьи 2 Закона № 172-ФЗ). Согласно части 4 названной статьи для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы: выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка; копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую. В силу пункта 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Согласно пункту 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, занятые многолетними насаждениями, - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В соответствии со статьей 7 Закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 статьи 7). Как правильно указали суды, в силу положений статей 19, 23 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» проекты рекультивации относятся к числу землеустроительной документации. Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России) и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) от 22.12.1995 № 525/67 (далее - Основными положениями о рекультивации земель), принятыми во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» предусмотрено, что в перечень материалов, представляемых при обращении за разрешением на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова должна быть включена схема (проект) рекультивации нарушенных земель, согласованный с местными органами Минприроды России и Роскомземом. Суды установили, что в состав спорных земельных участков входят сельскохозяйственные угодья - пашня, а изменение категории земельных участков испрашивается Обществом исключительно для осуществления работ по добыче полезных ископаемых (песка), связанных с нарушением почвенного плодородного слоя, образованием песчаного карьера и осуществлением выемки песка в крупных размерах. Оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу, что при обращении с ходатайством о переводе земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию Общество не исполнило требования, предусмотренные Основными положениями о рекультивации земель. Суды также учли, что на дату рассмотрения настоящего дела на основании решений Министерства природных ресурсов от 13.06.2017 № 542-пи и 543-пи право Общества на использование участков недр по лицензиям серии ТВЕ № 80169 ТЭ, серии ТВЕ № 80141 ТЭ было досрочно прекращено. При таком положении суды, не установив совокупности предусмотренных статьей 198 АПК РФ оснований для признания распоряжения Правительства области от 09.06.2017 № 187-рп недействительным, обоснованно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований. Доводы подателя жалобы о недействительности оспариваемого распоряжения со ссылкой на нарушение Регламента и неуведомление представителей Общества о рассмотрении межведомственной комиссией при Правительстве области по земельным отношениям его заявления о переводе спорных земельных участков в иную категорию отклоняются судом кассационной инстанции. Согласно пункту 20 Регламента решение межведомственной комиссии при Правительстве области по земельным отношениям имеет рекомендательный характер. Из положений пункта 21 Регламента следует, что согласование и принятие Правительством области проекта распоряжения о переводе либо об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Тверской области. Участие представителей заявителя в рассмотрении непосредственно Правительством области вопроса о переводе земель или об отказе в таком переводе не предусмотрено. Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены правильно, оснований для их отмены не имеется. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Тверской области от 27.12.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 по делу № А66-9712/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сельхоз-Инвест»- без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Е.В. Чуватина | |||
Судьи | М. В. Захарова Т.Г. Преснецова | |||