ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А67-2313/2023 от 10.01.2024 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск Дело № А67-2313/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2024 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кривошеиной С. В.

судей ФИО1, ФИО2 Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гойник А. В. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционные жалобы Комитета государственного финансового контроля Томской области, Департамента финансов Томской области и Департамента по культуре Томской области (№07АП-9165/2023) на решение от 09 октября 2023 года Арбитражного суда Томской области по делу № А67-2313/2023 (судья Чиндина Е.В.) по исковому заявлению Комитета государственного финансового контроля Томской области (634050, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту по культуре Томской области (634069, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 427 263 руб. при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГАУК «ДНТ «Авангард» (<...>), Департамента финансов Томской области,

В судебном заседании принимают участие:

От истца: ФИО3, выписка из ЕГРЮЛ; ФИО4 по дов. от 09.01.2024; ФИО5 по дов. от 09.01.2024, диплом,

От ответчика: ФИО6 по дов. от 09.01.2024, диплом,

От третьих лиц: от Департамента финансов Томской области – ФИО7 по дов. от 24.07.2023, диплом; от ОГАУК «ДНТ «Авангард» - ФИО8 по дов. от 29.03.2023, диплом,

У С Т А Н О В И Л:

Комитет государственного финансового контроля Томской области (далее также – Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области к Департаменту по культуре Томской области (далее также – ответчик, Департамент по культуре) о взыскании 427 263 руб.

Определениями арбитражного суда от 30.03.2023, от 18.07.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОГАУК «ДНТ «Авангард», Департамент финансов Томской области (далее - Департамент финансов).

Решением Арбитражного суда Томской области от 09.10.2023 требования удовлетворены частично, суд взыскал с Департамента по культуре денежные средства в размере 95 000 руб., в удовлетворении остальной части отказал.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент финансов, Департамент по культуре, Комитет обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.

В обоснование апелляционной жалобы Департамент финансов указывает, что Департамент по культуре не является субъектом бюджетного нарушения, предусмотренного статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) «Нецелевое использование бюджетных средств»; выделение Департаментом по культуре Субсидии в адрес ОГАУК «ДНТ «Авангард» не означает её безусловное расходование в полученном объеме;считает, что перечисление Департаментом по культуре средств Субсидии ОГАУК «ДНТ «Авангард» без надлежащей проверки первичных документов, подтверждающих фактическую потребность в средствах Субсидии, может свидетельствовать о нарушении Департаментом по культуре Порядка перечисления Субсидии, определенного главой 3 Соглашения №121/19, но не о совершении бюджетного нарушения - нецелевого использования Субсидии. В апелляционной жалобе просит решение Арбитражного суда Томской области от 09.10.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Комитетом требований в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Департамент по культуре указывает, что перечисляя Субсидию в адрес ОГАУК «ДНТ «Авангард», осуществлял полномочия главного распорядителя бюджетных средств, а не использование/расходование Субсидии; получателем бюджетных средств Субсидии являлся ОГАУК «ДНТ «Авангард», следовательно, именно ОГАУК «ДНТ «Авангард» несет ответственность за целевое их расходование;Департамент по культуре считает, что Комитетом не соблюден Порядок осуществления государственного финансового контроля, установленный бюджетным законодательством. В апелляционной жалобе Департамент по культуре Томской области просит решение Арбитражного суда Томской области от 09.10.2023 отменить полностью, принять по делу новый судебный акт которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В апелляционной жалобе Комитет, не соглашаясь с решением Арбитражного суда Томской области от 09.10.2023 в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с Департамента 332 236,00 руб., указывает, что ответчиком не доказано, что работы по сооружению гаража с обустройством хоздвора выполнялись до проведения фестиваля «Праздник топора»; считает, что Комитетом доказан факт оказания услуг по сооружению гаража с обустройством хоздвора и исполнения ООО «М-Групп» своих обязательств после проведения фестиваля «Праздник топора», в связи с чем направление 26.09.2019 средств Субсидии в размере 332 236,00 руб. на оказание услуг по сооружению гаража с обустройством хоздвора является в соответствии с пунктом 1 статьи 3064 БК РФ нецелевым использованием средств бюджета Томской области и подлежит взысканию с ответчика.

В апелляционной жалобе Комитет просит решение Арбитражного суда Томской области от 09.10.2023 изменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с Департамента по культуре Томской области денежных средств в размере 332 236,00 руб. и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных Комитетом требований в полном объеме: взыскать с Департамента по культуре Томской области денежные средства в размере 427 263,00 руб.

В порядке статьи 262 Арбитражного апелляционного кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) от Комитета представлены отзывы на апелляционные жалобы Департамента по культуре Томской области и Департамент финансов Томской области

На основании статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство отложено до 10.01.2024.

От Департамента по культуре, ОГАУК «ДНТ «Авангард» и Департамента финансов поступили в порядке статьи 262 АПК РФ отзывы на апелляционные жалобы; от Комитета – возражения на отзывы Департамента финансов и Департамента по культуре.

Представители лиц, участвующих в деле, явившиеся в судебное заседание суда апелляционной инстанции в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали позиции по делу.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, возражений, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно материалам дела, Законом Томской области от 29.12.2018 № 151-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» были предусмотрены бюджетные ассигнования областного бюджета по целевой статье расходов 101А2Д0851 в сумме 26 318,8 тыс. руб. на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждения и иным некоммерческим организациям на реализацию программ, направленных на укрепление единства нации, духовно-нравственное и патриотическое воспитание в рамках Регионального проекта.

До 01.01.2020 действовала государственная программа «Развитие культуры и туризма в Томской области», утвержденная постановлением Администрации Томской области от 12.12.2014 № 489а.

В 2019 году Департаменту по культуре как главному распорядителю бюджетных средств доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств за счет средств областного бюджета по кодам бюджетной классификации Российской Федерации (далее - КБК) 814 0801 101А2Д0851 620 в общей сумме 26 318 753,47 руб. на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям на иные цели.

В целях исполнения полномочий главного распорядителя бюджетных средств по исполнению соответствующей части областного бюджета между Департаментом по культуре и ОГАУК «ДНТ «Авангард» было заключено соглашение от 27.05.2019 № 121/19 о порядке и условиях предоставления субсидии из областного бюджета на иные цели - организацию и проведение мероприятий Календарного плана: организации и проведение XII Международного фестиваля народных ремесел «Праздник топора» (далее - Соглашение № 121/19).

Указанное соглашение № 121/19 было заключено на основании Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из областного бюджета областным государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 05.06.2014 № 213а, и Календарного плана проведения мероприятий в области культуры на 2019 год, утвержденного приказом Департамента по культуре от 28.01.2019 № 026/01-019 (далее - Календарный план).

Предметом Соглашения № 121/19 является определение порядка предоставления Департаментом по культуре субсидии из областного бюджета на организацию и проведение XII Международного фестиваля народных ремесел «Праздника топора» (далее - Субсидия) (п.1.1).

В силу п. 1.2 Соглашения № 121/19 целью предоставления Субсидии является осуществление мероприятий, имеющих ограниченный срок реализации, не относящихся к государственным услугам (работам), оказываемым (выполняемым) учреждениями в качестве основных видов деятельности.

Размер Субсидии определен в соответствии со сметой расходов на организацию и проведение XII Международного фестиваля народных ремесел «Праздник топора» (далее - Смета расходов) в объеме 24 818 753,47 руб., даты проведения мероприятия определены с 20.08.2019 по 25.08.2019 и утверждены протоколом заседания Рабочей группы по проведению двенадцатого международного фестиваля народных ремесел «Праздник топора» (далее - фестиваль «Праздник топора») от 26.02.2019 № 1.

Соглашением № 121/19 установлена обязанность Департамента по предоставлению средств Субсидии на основании полученной от ОГАУК «ДНТ «Авангард» заявки с приложением документов, подтверждающих фактическую потребность в средствах Субсидии, целью предоставления которой является осуществление мероприятий, имеющих ограниченный срок реализации, не относящихся к государственным услугам (работам), оказываемым (выполняемым) учреждениями в качестве основных видов деятельности.

В 2019 году в Департамент от ОГАУК «ДНТ «Авангард» поступило 45 заявок на предоставление субсидии на иные цели по Соглашению № 121/19 с приложением документов, подтверждающих возникновение фактической потребности в средствах субсидии, выражающейся в наступлении установленных сроков выплат, обязательных платежей, оплаты по заключенным контрактам (договорам) на общую сумму 25 258 753, 47 руб.

На основании распоряжения Комитета от 23.04.2021 № 25 в период с 26.04.2021 по 23.06.2021 сотрудником Комитета проведена плановая выездная проверка Департамента по культуре по вопросу предоставления и использования средств, предоставленных из бюджета Томской области на реализацию регионального проекта «Творческие люди» в рамках национального проекта «Культура» на реализацию программ, направленных на укрепление единства нации, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, за 2019 - 2020 годы.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки № 79-18/17 от 23.06.2021 содержащий указания на выявленные нарушения. В частности, согласно акту № 79-18/17 от 23.06.2021 средства Субсидии «Праздник топора» на оказание услуг по реставрации фигур, изготовленных в рамках «Праздника топора» 2017-2018 годов, в сумме 95 000 руб. (средства областного бюджета: КБК 814 0801 101А2Д0851 622 241), а также на оказание услуг по сооружению гаража с обустройством хоздвора в сумме 332 236 руб. (средства областного бюджета: КБК 814 0801 101А2Д0851 622 241) для организации и проведения XII Международного фестиваля народных ремесел «Праздник топора», имеющего ограниченный срок реализации с 20.08.2019 по 25.08.2019, фактически использованы не в рамках организации и проведения мероприятия, что не соответствует цели предоставления Субсидии «Праздник топора», определенной пунктом 1.2 Соглашения № 121/19, что в соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

По результатам рассмотрения акта выездной проверки от 23.06.2021 № 79-18/17, и иных материалов проверки, проведенной в отношении Департамента по культуре, председателем Комитета 19.08.2021 вынесено решение о направлении представления в Департамент. Представление от 26.08.2021 № 79-118/26 направлено в Департамент по культуре исходящим письмом от 27.08.2021 № 79-0157. Согласно пункту 9 данного представления Департаменту надлежало в срок до 15.12.2021 осуществить возврат в доход бюджета Томской области средств субсидии из областного бюджета в общей сумме 427 236 руб., по которым допущено нецелевое использование бюджетных средств.

Письмом от 15.12.2021 № 79-0245 Комитетом в адрес Департамента направлено решение о продлении срока исполнения требования пункта 9 представления от 26.08.2021 № 79-118/26 до 15.06.2022.

14.06.2022 от Департамента в адрес Комитета поступило информационное письмо (исх. от 14.06.2022 № 61-0694) с приложением документов, не подтверждающих исполнение пункта 9 представления от 26.08.2021 № 79-118/26. Комитетом письмом от 23.06.2022 № 79-0125 в Департамент направлено предписание от 21.06.2022 № 79-117/03, составленное по результатам неустранения нарушения по пункту 9 представления от 26.08.2021 № 79-118/26 в установленный в представлении срок.

Согласно данному предписанию Департаменту по культуре надлежало в срок до 16.01.2023 принять меры по возмещению причиненного ущерба бюджету Томской области в размере средств субсидии, предоставленных Департаменту из областного бюджета, в общей сумме 427 236 руб., по которым допущено нецелевое использование бюджетных средств при направлении их ОГАУК «ДНТ «Авангард», в том числе меры, предусматривающие направление Департаментом по культуре требований о возврате средств к юридическим или физическим лицам, необоснованно их получившим, и (или) виновным должностным лицам, осуществление претензионно - исковой работы.

По состоянию на 19.01.2023 предписание от 21.06.2022 № 79-117/03 Департаментом по культуре не исполнено, документы, подтверждающие его исполнение в Комитет не представлены.

В связи с невозмещением ответчиком причиненного ущерба в размере средств субсидии, предоставленных Департаменту из областного бюджета, в общей сумме 427 236 руб., Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.

Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.

В целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется внутренний государственный финансовый контроль (пункты 1, 3 статьи 265 БК РФ).

Органы государственного финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации объектами государственного финансового контроля, в том числе главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств (пункты 1, 2 статьи 266.1 БК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ, подпунктом «ж» пункта 4 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 100, пунктом 7 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, при осуществлении своих полномочий органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляют объектам контроля представления, предписания.

Пунктом 15 федерального стандарта № 1095 установлено, что в случае неисполнения предписания о возмещении причиненного субъекту Российской Федерации ущерба орган, уполномоченный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, обращается в суд с исковым заявлением о возмещении объектом контроля ущерба, причиненного субъекту Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Комитете государственного финансового контроля Томской области, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 20.09.2013 № 118 (далее - Положение № 118), целью деятельности Комитета является эффективный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений. Одной из задач Комитета является осуществление в пределах компетенции контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

В соответствии с пунктом 9 Положения № 118 Комитет для реализации целей и задач, в том числе осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ.

Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, Комитет вправе обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании ущерба.

В статье 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что основанием предоставления средств областного бюджета на организацию и проведение фестиваля «Праздник топора» являются Закон Томской области от 29.12.2018 № 151-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», постановление Администрации Томской области от 05.06.2014 № 213а «Об утверждении порядка определения объема и условия предоставления субсидий из областного бюджета областным государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели», приказ Департамента по культуре от 28.01.2019 № 026/01-019 «Об утверждении Календарного плана проведения мероприятий в области культуры на 2019 год» (далее - Календарный план).

Судом установлено, что ОГАУК «ДНТ «Авангард» утверждено исполнителем по организации и проведению двенадцатого Международного фестиваля народных ремесел «Праздник топора» в Календарном плане только на 2019 год.

Даты проведения мероприятия - фестиваль «Праздник топора», имеющего ограниченный срок реализации, не относящегося к государственным услугам (работам), оказываемым (выполняемым) учреждением в качестве основных видов деятельности, определены с 20.08.2019 по 25.08.2019 и утверждены протоколом заседания Рабочей группы по проведению двенадцатого международного фестиваля «Праздник топора» от 26.02.2019 № 1.

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 213а объем субсидии, планируемой к предоставлению в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), определяется исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждений (далее - учредитель) путем расчета затрат, необходимых для достижения цели, на которую предоставляется субсидия. В соответствии с пунктом 4 Порядка № 213а предложение о перечне и объемах субсидий, планируемых к предоставлению в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) (далее - Предложение), составляется ежегодно по форме, устанавливаемой Департаментом финансов Томской области, и направляется учредителем в Департамент финансов Томской области в составе обоснований бюджетных ассигнований при составлении проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. При этом, согласно Закону Томской области от 11.10.2007 № 231-ОЗ «О бюджетном процессе в Томской области» (далее - Закон № 231-ОЗ) проект бюджета на очередной финансовый год и плановый период рассматривается и принимается Законодательной Думой Томской области.

В случае, если Предложение формируется на субсидию, целью предоставления которой является осуществление мероприятий, имеющих ограниченный срок реализации, не относящихся к государственным услугам (работам), оказываемым (выполняемым) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в правовом обосновании предоставления субсидии указывается срок реализации мероприятия, планируемого к осуществлению за счет средств субсидии.

Таким образом, как правомерно отмечено судом первой инстанции, в соответствии с Законом № 231-ОЗ срок реализации мероприятия, на которое предоставляется субсидия из областного бюджета, а также обоснование проведения самого мероприятия является важной составляющей при формировании бюджета на очередной финансовый год, имеет конкретные даты его завершения, сроки исполнения; при определении объема субсидии, необходимого для достижения цели, а также рассматривается, утверждается и согласовывается с Департаментом финансов Томской области, Согласительной комиссией, образованной Законодательной Думой Томской области из представителей Законодательной Думы Томской области с одной стороны и Администрации Томской области и иных исполнительных органов Томской области с другой стороны, Контрольно-счетной палатой Томской области и бюджетно-финансовым комитетом по проекту закона, а также Законодательной Думой Томской области, т.е. средства, предусмотренные в областном бюджете, учитываются на конкретное мероприятие с конкретными сроками его достижения.

Согласно Соглашению № 121/19 и Смете расходов ОГАУК «ДНТ «Авангард» необходимо было организовать реставрацию фигур при подготовке территории парка «Околица» для проведения фестиваля «Праздник топора».

Судом первой инстанции установлено, что ОГАУК «ДНТ «Авангард» заключен договор на оказание услуг от 25.09.2019 № 109541 с ООО «ЦО ВОЛНА» на реставрацию фигур, изготовленных в рамках праздника Топора 2017 - 2018 годов в количестве 20 штук, на сумму 95 000 руб. (далее - договор № 109541) в сроки, установленные техническим заданием (с 25.09.2019 по 30.09.2019), т.е. после проведения фестиваля «Праздник топора», имеющего ограниченный срок реализации с 20.08.2019 по 25.08.2019.

Фактически услуги по договору № 109541 оказаны ООО «ЦО ВОЛНА» 01.10.2019 после проведения фестиваля «Праздника топора», что подтверждается актом об оказании услуг ООО «ЦО ВОЛНА» от 01.10.2019 № 139 на сумму 95 000 руб.

ОГАУК «ДНТ «Авангард» 02.10.2019 направлена в Департамент заявка № 83 на предоставление субсидии на иные цели по Соглашению № 121/19 на сумму 95 000 руб. с приложением договора № 109541 и счета от 01.10.2019 № 141 на сумму 95 000 руб. Департаментом платежным поручением от 03.10.2019 № 482144 перечислена ОГАУК «ДНТ «Авангард» Субсидия «Праздник топора» в сумме 95 000 руб. (средства областного бюджета: КБК 814 0801 101А2Д0851 622 241) по заявке и документам, подтверждающим факт оказания услуг не в рамках организации и проведения фестиваля «Праздник топора».

ОГАУК «ДНТ «Авангард» за счет средств Субсидии платежным поручением от 04.10.2019 № 489214 на сумму 95 000 руб. (средства областного бюджета: КБК 814 0801 0000000000 244 225) произведена оплата за реставрацию фигур, изготовленных в рамках праздника Топора 2017 - 2018 годов в количестве 20 штук, по договору № 109541, счету от 01.10.2019 № 141 на сумму 95 000 руб., акту от 01.10.2019 № 139 на сумму 95 000 руб.

При этом в соответствии с п. 3.1 Соглашения №121/19 т 27.05.2019 перечисление субсидии осуществляется в течение трех рабочих дней после получения Учредителем письменной заявки от Учреждения с приложением к ней документов (договоры, контракты, счета, счет-фактуры, накладные, акты выполненных работ и т.д.), подтверждающих возникновение фактической потребности в средствах Субсидии, выражающейся в наступлении установленных сроков выплат, по форме согласно приложению №1 к Соглашению.

Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, при принятии решения о перечислении средств субсидии по заявке Учреждения, Департамент имел возможность провести анализ документов, подтверждающих обоснованность данной заявки и лишь после этого перечислить средства. Вместе с тем, работы по реставрации фигур осуществлены после проведения фестиваля «Праздник топора», о чем Департамент не мог не знать исходя из представленных ОГАУК «ДНТ «Авангард» документов.

На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно заключил, что средства субсидии направлены не на организацию и проведение данного мероприятия, что не соответствует цели, определенной законом о бюджете, Соглашением № 121/19, Порядком № 213а, являющимся основанием для предоставления указанных средств, и в соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

В данном случае ущерб выражается в утрате имущественных прав Томской области на сумму допущенных Департаментом излишних расходов средств областного бюджета, в результате направления средств субсидии на цели, не соответствующие цели предоставления определенной Соглашением о предоставлении субсидии. В результате неисполнения законного требования Комитета и не осуществления возврата в областной бюджет бюджетных средств, израсходованных незаконно не по целевому назначению, недопоступление неналоговых доходов составило в сумме 95 000 руб. Размер ущерба сопоставим с суммой нецелевого использования бюджетных средств.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции в части удовлетворения требований Комитета в сумме 95 000 руб.

Кроме того, Комитетом в состав причиненного ущерба также включена сумма субсидии в размере 332 236 руб. на оказание услуг по сооружению гаража с обустройством хоздвора для проведения фестиваля «Праздник топора», поскольку услуги по сооружению гаража с обустройством хоздвора для проведения фестиваля «Праздник топора» фактически оказаны после проведения фестиваля «Праздник топора».

Из материалов дела следует, что согласно Соглашению № 121/19 и Смете расходов ОГАУК «ДНТ «Авангард» необходимо было организовать сооружение гаража с обустройством хоздвора для проведения фестиваля «Праздник топора», имеющего ограниченный срок реализации с 20.08.2019 по 25.08.2019.

В целях исполнения указанных положений ОГАУК «ДНТ «Авангард» был заключен договор от 30.07.2019 № 965542 с ООО «М-Групп» на оказание услуг по сооружению гаража с обустройством хоздвора на сумму 372 200 руб. (далее - договор № 965542) в сроки, установленные техническим заданием, а именно с 30.07.2019 по 14.08.2019. Перечень и наименование подлежащих выполнению работ определен сторонами в Техническом задании на сооружение гаража с обустройством хоздвора, являющимся приложением № 1 к договору № 965542. Акт о приемке выполненных работ № 15 составлен сторонами 23.09.2019.

Указанное обстоятельство, по мнению Комитета, свидетельствует о том, что фактически услуги по договору № 965542 от 30.07.2019 оказаны ООО «М-Групп» после проведения фестиваля «Праздник топора».

Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, подписание акта выполненных работ 23.09.2019 не свидетельствует о том, что фактически услуги оказаны после проведения фестиваля «Праздник топора», а также что здание гаража было непригодно для использование в момент проведения праздника.

Так, судом установлено, что договор с ООО «М-Групп» заключен 30.07.2019, то до начала проведения праздника в целях обеспечения постройки гаража к началу события. Выполнение ООО «М-Групп» работ по строительству гаража в период с 30.07.2019 подтверждается представленными сторонами в материалы дела документами и пояснениями представителей сторон.

Согласно пояснениям ответчика и третьего лица гараж на дату проведения фестиваля практически был построен и фактически в период проведения праздника Топора использовался как дополнительное складское помещение для размещения инструментов и расходных материалов участников «Праздника топора». По окончании праздника Топора работы были завершены.

В соответствии со справкой о ходе строительства объекта, предоставленной ООО «М-Групп», на 20.08.2019 (то есть на момент начала проведения мероприятия «Праздник топора») подрядчиком было выполнено порядка 70% работ.

Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности использования гаража в том состоянии, который был построен к 20.08.2019, Комитетом в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно отказано удовлетворении заявленных Комитетом требований в указанной части.

Доводы Департамента по культуре и Департамента финансов в части того, что Департамент не является субъектом бюджетного нарушения, предусмотренного статьей 306.4 БК РФ правомерно отклонены судом первой инстанции.

Как верно указано судом первой инстанции, Департамент, являясь главным распорядителем в соответствии со статьей 158 БК РФ, не просто распределял бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а, в данном случае, исполнял соответствующую часть областного бюджета, перечисляя (направляя) субсидию по заявке учреждения на конкретные расходы, указанные в заявке и приложенных документах, и при направлении субсидии на оплату по заявке, не соответствующей цели, определенной Соглашением № 121/19, допустил нецелевое использование бюджетных средств.

Довод апелляционной жалобы Департамента финансов о том, что Комитетом не соблюден Порядок осуществления государственного финансового контроля, установленный бюджетным законодательством, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, правомерно отклонён.

Доводы о не указании в резолютивной части решения суда лица, в пользу которого подлежит взыскание денежных средств, не влияет на его законность и обоснованность. Комитетом в заявлении заявлено о взыскании денежных средств в доход бюджета Томской области, о чем указано в мотивировочной части решения суда.

Доводы о пропуске Комитетом процессуального срока на подачу апелляционной жалобы противоречат материалам дела. Так, апелляционная жалоба Комитета подана 08.11.2023, согласно информации о документе дела (т. 3, л.д. 24), в пределах месячного срока на обжалование.

Довод апелляционных жалоб о том, что при принятии обжалуемого судебного акта суд не принял во внимание и не учел все доводы сторон, не принимаются апелляционной коллегией, поскольку суд, рассматривая дело, дает оценку всем доказательствам в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Отсутствие в мотивировочной части судебного акта выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства и довода, не свидетельствует о том, что они не оценивались судом.

Отклоняя доводы апелляционных жалоб, апелляционный суд считает, что все имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, представленным доказательствам дана правильная оценка.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 09 октября 2023 года Арбитражного суда Томской области по делу № А67-2313/2023 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Комитета государственного финансового контроля Томской области, Департамента финансов Томской области и Департамента по культуре Томской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Председательствующий С. В. Кривошеина

Судьи Т. В. Павлюк

С. Н. ФИО2