ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А67-2399/2023 от 06.02.2024 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А67-2399/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2024 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шохиревой С.Т.

судей Дружининой Ю.Ф.

Черноусовой О.Ю.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Кинева Глеба Викторовича на решение от 27.07.2023 Арбитражного суда Томской области (судья Чиндина Е.В.) и постановление от 11.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу № А67-2399/2023 по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Кинева Глеба Викторовича (ОГРНИП 315701700003021, ИНН 701718503555)
к Департаменту по социально-экономическому развитию села Томской области (634003, Томская область, город Томск, улица Пушкина, дом 16/1, ОГРН 1027000882820,
ИНН 7020014244) об оспаривании действий.

Другие лица, участвующие в деле: глава крестьянского фермерского хозяйства Алексеев Илья Александрович, глава крестьянского фермерского хозяйства Ардашев Сергей Андреевич, глава крестьянского фермерского хозяйства Недрогайлова Татьяна Григорьевна.

Суд установил:

Глава крестьянского фермерского хозяйства Кинев Глеб Викторович (далее – Кинев Г.В., КФХ Кинев Г.В.) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Департаменту по социально-экономическому развитию села Томской области (далее – департамент) о признании незаконными действий конкурсной комиссии, выразившихся в отклонении заявки на участие в отборе для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы; недействительными протокола заседания конкурсной комиссии от 17.03.2023
и результатов конкурса по предоставлению грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы, проведенного 16-17 марта 2023 года, в части отклонения и отказа
во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов
в форме субсидии на развитие семейной фермы заявки Кинева Г.В.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены глава крестьянского фермерского хозяйства Алексеев Илья Александрович, глава крестьянского фермерского хозяйства Ардашев Сергей Андреевич, глава крестьянского фермерского хозяйства Недрогайлова Татьяна Григорьевна.

Решением от 27.07.2023 Арбитражного суда Томской области, оставленным
без изменения постановление от 11.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Кинев Г.В., ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить.

По мнению подателя кассационной жалобы, суды пришли к ошибочному выводу
о наличии у конкурсной комиссии оснований для отклонения заявки Кинева Г.В.
на участие в отборе для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы и отражении данной информации в протоколе; судами не учтены положения Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).

Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает,
что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в феврале 2023 года департаментом объявлено о проведении дополнительного отбора для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства, рынков сырья и продовольствия в Томской области», утверждённой постановлением Администрации Томской области № 338а от 26.09.2019 (срок подачи заявок с 10.02.2023 до 13.03.2023).

По результатам рассмотрения поступившей 10.03.2023 заявки КФХ Кинева Г.В. выявлено несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 13 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие семейных ферм, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 31.05.2012 № 205а (далее – Положение № 205а): заявителем не достигнуты в полном объеме показатели деятельности ранее полученного гранта.

В связи с указанным обстоятельством конкурсной комиссией по развитию семейных ферм в Томской области было принято решение отклонить заявку Кинева Г.В. и отказать
во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов
в форме субсидий на развитие семейной фермы (протокол заседания конкурсной комиссии от 17.03.2023).

Кинев Г.В., полагая, что действия конкурсной комиссии по отклонению его заявки на участие в отборе для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы, протокол заседания конкурсной комиссии от 17.03.2023 и результаты конкурса, проведенного 16-17 марта 2023 года, в части отклонения и отказа во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии
на развитие семейной фермы заявки Кинева Г.В., нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой
и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у конкурсной комиссии оснований для отклонения заявки Кинева Г.В. и отсутствии нарушений его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Положение № 205а разработано в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 (далее – Государственная программа).

Согласно пункту 2 Положения № 205а понятия «грант на развитие семейной фермы», «семейная ферма», «грантополучатель», «проект грантополучателя», «плановые показатели деятельности» используются в значениях, указанных в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования
(приложение № 8 к Государственной программе).

В соответствии с пунктом 5 Положения № 205а категорией грантополучателей являются семейные фермы, признанные победителями отбора для предоставления грантов (далее – отбор).

Пунктом 8 Положения № 205а определен способ проведения отбора – конкурс (определение грантополучателя исходя из наилучших условий достижения результатов,
в целях достижения которых предоставляется грант).

Отбор осуществляется конкурсной комиссией по развитию семейных ферм
в Томской области (далее – комиссия), порядок работы и состав которой утверждаются департаментом (пункт 12 Положения № 205а).

Пунктом 13 Положения № 205а предусмотрено, что к участию в отборе допускаются крестьянские (фермерские) хозяйства, число членов которых составляет 2 (включая главу) и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) главы крестьянского (фермерского) хозяйства, или индивидуальный предприниматель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, в состав членов которого входят 2 и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) указанного индивидуального предпринимателя, которые соответствуют на дату подачи заявки предусмотренным пункте 13 требованиям.

В соответствии с пунктом 17 Положения № 205а отбор проходит в два этапа:
на первом этапе комиссия в течение 10 рабочих дней с даты окончания подачи заявок рассматривает заявки и документы к ним в порядке очередности их поступления, проводит экспертизу заявок на предмет их соответствия установленным в объявлении
о проведении отбора требованиям и принимает решение о соответствии заявителя установленным в объявлении о проведении отбора требованиям или об отклонении заявки. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем комиссии.

В силу пункта 18 Положения № 205а основанием для отклонения заявки является,
в частности, несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 13 Положения.

Согласно абзацу 2 подпункта 11 пункта 13 Положения № 205а заявители, ранее получившие грант на поддержку начинающего фермера, реализовавшие соответствующий проект в полном объеме и достигшие плановых показателей деятельности, могут получить грант на развитие семейных ферм не ранее чем через 36 месяцев с даты получения предыдущего гранта.

Пунктом 33 Положения № 205а предусмотрено, что повторное получение гранта возможно после полного освоения ранее предоставленного гранта при условии завершения реализации проекта грантополучателя, на который ранее был получен грант (достижения плановых показателей деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя в полном объеме), отсутствия внесения изменений в плановые показатели деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя либо при условии внесения изменений в плановые показатели деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя вследствие наступления чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимая сила) не более чем на 10 процентов, но не ранее чем через 36 месяцев с даты получения предыдущего гранта

Аналогичные нормы закреплены абзацем 8 подпункта «а» пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (приложение № 8 к Государственной программе).

Из указанных норм Положения № 205а следует, что повторное получение гранта является возможным только в случае реализации проекта грантополучателя, на который ранее был получен грант, а именно при достижении плановых показателей деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя в полном объеме. При этом, получение повторного гранта в этом случае возможно не ранее чем через 36 месяцев с даты получения предыдущего гранта.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что КФХ Кинева Г.В. ранее являлось участником Государственной программы и получателем гранта «начинающий фермер» на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; по соглашению от 12.05.2015 № 4, заключенному с департаментом, главе КФХ был предоставлен грант в размере 1 456 230 руб. на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства по направлению деятельности рыбоводства и увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции; Киневым Г.В. не были достигнуты плановые показатели деятельности по результатам реализации проекта грантополучателя (бизнес-план от 10.03.2015, отчетность за период
с 2015 по 2022 годы).

Поскольку плановые показатели деятельности ранее реализованного Киневым Г.В. проекта достигнуты не были, суды согласились с позицией департамента о том, что
КФХ Кинева Г.В. не соответствовало требованиям, установленным пунктом 13 Положения № 205а, в связи с чем не могло быть допущено к участию на получение гранта.

С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о наличии у комиссии правовых оснований для отклонения заявки Кинева Г.В. на основании пункта 18, абзаца 2 подпункта 11 пункта 13 Положения № 205а и, как следствие, законности протокола заседания комиссии от 17.03.2023 и результатов конкурса в оспариваемой части
и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Доводы подателя жалобы о том, что нормы пунктов 13 и 33 Положения № 205а
не содержат условий, ограничивающих участие субъектов малого и среднего предпринимательства, ранее получивших меры государственной поддержки, но не достигших плановых показателей, в последующих конкурсах на получение таких мер поддержки на общих основаниях; что максимальный срок ограничения предоставления последующих мер поддержки в случае допущенных получателем нарушений
в соответствии Законом № 209-ФЗ ограничен тремя годами, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую оценку. Как обоснованно отмечено судами, в сфере поддержки развития сельского хозяйства действуют специальные нормы Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»,
в соответствии с требованиями которого реализуется Государственная программа
и разработано Положение № 205а.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют
о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями
для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 27.07.2023 Арбитражного суда Томской области и постановление
от 11.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А67-2399/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.Т. Шохирева

Судьи Ю.Ф. Дружинина

О.Ю. Черноусова