ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А67-4718/2021 от 19.05.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск Дело № А67-4718/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2022 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кривошеиной С. В.

судей Павлюк Т. В., ФИО7 Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Департамента образования администрации г. Томска (№07АП-1868/2022) на решение от 26.01.2022 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-4718/2021 (судья Е.В. Чиндина) по заявлению Департамента образования администрации г. Томска (634021, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Комитету государственного финансового контроля Томской области (634050, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным п.1 представления №79-118/13 от 15.03.2021,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента общего образования Томской области, МАОУ СОШ «Эврика-развитие» г.Томск,

В судебном заседании принимают участие:

От заявителя: ФИО1 по дов. от 17.01.2022, диплом,

От заинтересованного лица: председатель ФИО2, выписка из ЕГРЮЛ; ФИО3 по дов. от 11.01.2022,

От третьих лиц: без участия,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент образования администрации г.Томска (далее -Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Комитету государственного финансового контроля Томской области (далее - Комитет, заинтересованное лицо) о признании недействительным п.1 представления №79-118/13 от 15.03.2021 с учетом удовлетворенных требований по жалобе Департамента от 13.04.2021 исх.№01-22/1426 в части возврата в бюджет Томской области общей суммы 10 853 681 руб. 98 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Департамент общего образования Томской области, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (МАОУ СОШ) «Эврика-развитие» г.Томск.

Решением от 26.01.2022 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, требования Департамента о признании недействительным п.1 представления №79-118/13 от 15.03.2021 - удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что нарушения обязательств Департамента по обеспечению достижения целевого значения показателя результативности использования средств областной субсидии (количество ученических мест в общеобразовательной организации, оснащенных в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению № 1, ед.) (подпункт 2.3.2 пункта 2.3 Соглашения № 1) не установлено. Департаментом требование о возврате средств областной субсидии в доход бюджета Томской области в соответствии с подпунктом 2.1.3 пункта 2.1 Соглашения № 1 в адрес Департамента не направлялось. Действующее бюджетное законодательство не содержит такой бюджетной меры принуждения как возврат средств субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации за неправомерное расходование средств субсидии. В пункте 1 Предписания не указано, какие конкретно меры необходимо принять к возврату средств областной субсидии, а из приведенной формулировки не ясно, что будет являться надлежащим исполнением пункта 1 Предписания, и, следовательно, по каким критериям Комитет будет оценивать исполнение или неисполнение Департаментом пункта 1 Предписания.

Комитет в представленном в материалы дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.

В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Комитета – доводы отзыва.

В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие третьих лиц.

Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, поступившего отзыва, заслушав представителей Департамента и Комитета, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно материалам дела, во исполнение плана проведения контрольных мероприятий Комитета государственного финансового контроля Томской области в соответствии с распоряжением Комитета от 10.12.2020 № 62 «О назначении и проведении плановой камеральной проверки» на основании п.22 Плана проведения контрольных мероприятий Комитетом на 2020 год в период с 21.12.2020 по 30.12.2020 в отношении Департамента образования администрации Города Томска проведена плановая камеральная проверка соблюдения условий, целей и порядка расходования бюджетных средств, выделенных в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» на оснащение зданий средствами обучения и воспитания для размещения общеобразовательных организаций.

Комитетом составлен акт №79-18/27 от 30.12.2020, согласно которому по результатам проверки соблюдения условий, целей и порядка расходования бюджетных средств выделенных в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» на оснащение зданий оборудованием, предусмотренным проектно-сметной документацией, для размещения общеобразовательных организаций в Департаменте за период 2019 года установлено следующее:

1. В нарушение ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), п.п. 2.3.7, 2.3.5 п. 2.3 Соглашения № 1 Департаментом в 2019 году допущены неправомерные расходы средств Субсидии из областного бюджета в сумме 16 866 145 руб. 98 коп. (КБК 9200702022Е155201622) в результате направления Субсидии на оснащение МАОУ СОШ «Эврика-развитие» средствами обучения и воспитания не в соответствии с Приложением № 2, а также на продукцию не российского производства.

2. В нарушение п. 6 Постановления № 133 Департаментом заключено дополнительное соглашение от 20.08.2019 № 457/1мтб/2 с МАОУ СОШ «Эврика - развитие» на общую сумму 1 604 189 руб., в том числе за счет средств областного бюджета в сумме 1 077 384 руб., местного бюджета 526 805 руб. с нарушением установленного срока на 7 рабочих дней.

3. Департаментом представлены в Департамент общего образования Томской области Сведения по оснащению МАОУ СОШ «Эврика - развитие» по ул. ФИО4 в г. Томске средствами обучения и воспитания, содержащие недостоверные данные на общую сумму 1 946 991 руб. 90 коп.

Также по итогам проверки Комитетом в соответствии с ч. 2 ст. 269.2 БК РФ, п. 7 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, составлено и направлено Департаменту представление от 15.03.2021 № 79-118/13, содержащее требование об устранении нарушения (пункт 1) - средства субсидии в общей сумме 12 147 903 руб. 88 коп., источником финансового обеспечения которых является бюджет Томской области, неправомерно израсходованные (расходование субсидии осуществлено не в соответствии с разрешенным Приложением № 2 к Соглашению № 1 перечнем средств обучения и воспитания, необходимых для оснащения здания МАОУ СОШ «Эврика-развитие» по ул. ФИО4 в г. Томске, в соответствии с условиями Соглашения), возвратить в доход бюджета Томской области.

По результатам рассмотрения Комитетом жалобы Департамента на выданное представление вынесено распоряжение от 13.05.2021 № 34 «О принятии решения по результатам рассмотрения жалобы», согласно которому жалоба Департамента образования администрации Города Томска от 13.04.2021 № 01-22/1426 удовлетворена частично в части уточнения суммы неправомерного использования средств областного бюджета на 1 294 221 руб. 90 коп. (п. 5 жалобы). Сумма средств, подлежащих к возврату в доход бюджета Томской области, составляет 10 853 681 руб. 98 коп. В остальной части жалоба оставлена без удовлетворения.

Полагая, что пункт 1 указанного представления от 15.03.2021 № 79-118/13 с учетом удовлетворенных требований по жалобе Департамента от 13.04.2021 исх.№01-22/1426 в части возврата в бюджет Томской области общей суммы 10 853 681 руб. 98 коп. является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно части 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения (часть 2 статьи 269.2 БК РФ).

В соответствии с Постановлением Губернатора Томской области от 20.09.2013 №118 «Об утверждении Положения о Комитете государственного финансового контроля Томской области» (далее - Положение) Комитет является исполнительным органом государственной власти Томской области, целью деятельности которого является эффективный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.

Согласно подпунктам 6, 8, 9 пункта 9 Положения для реализации цели и задач Комитет выполняет следующие функции:

- осуществляет внутренний государственный финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

- проводит в пределах компетенции проверки, ревизии и обследования объектов государственного финансового контроля (далее - объекты контроля) в пределах компетенции;

- направляет объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений.

Как верно отметил суд первой инстанции, Комитет государственного финансового контроля Томской области осуществляет финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений и уполномочен выдавать представления в случае выявления нарушений бюджетного законодательства.

Под представлением понимается документ, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, обязательный для рассмотрения в установленные сроки, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).

Как следует из оспариваемого представления, заявителю вменяется допущение в 2019 году неправомерных расходов средств субсидии из областного бюджета в сумме 10 853 681 руб. 98 коп. в результате направления субсидии на оснащение МАОУ СОШ «Эврика - развитие» средствами обучения и воспитания не в соответствии с Приложением № 2 «Перечень средств обучения и воспитания, необходимых для оснащения здания МАОУ СОШ «Эврика - развитие» по ул. ФИО4 в г. Томске, в соответствии с условиями Соглашения. На Департамент возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий допущения неправомерного расходования средств субсидии, в результате расходования субсидии не в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из областного бюджета, в срок до 31.07.2021 возвратить в доход бюджета Томской области средства субсидии в общей сумме 10 853 681 руб. 98 коп., источником финансового обеспечения которых является бюджет Томской области, неправомерно израсходованных.

Согласно ст. 14 Закона Томской области от 11.10.2007 № 231-ОЗ «О бюджетном процессе в Томской области» получатель средств областного бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения

Согласно статье 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями этого Кодекса.

Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ).

В соответствии со статьями 85, 139 БК РФ, статьей 7 Закона Томской области от 11.10.2007 № 231-03 «О бюджетном процессе в Томской области», статьей 9 Закона Томской области от 13.08.2007 № 170-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Томской области» постановлением Администрации Томской области от 13.05.2010 № 94а утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Томской области и их расходования (далее - Порядок № 94а), являющийся нормативным правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения при предоставлении субсидий из бюджета Томской области бюджетам муниципальных образований Томской области.

В соответствии с п.п. 1, 7, 9 Порядка № 94а субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области (далее - субсидии) предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений о предоставлении субсидий из областного бюджета, которые заключаются между главным распорядителем средств областного бюджета и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования.

В силу п. 12 Порядка № 94а расходование субсидий осуществляется в соответствии с заключенными соглашениями.

Как следует из материалов дела, между Департаментом общего образования Томской области (главный распорядитель) и муниципальным образованием «Город Томск» в лице начальника Департамента образования администрации Города Томска (уполномоченный орган) заключено соглашение от 05.07.2019 № 1 о предоставлении из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» субсидии на оснащение зданий средствами обучения и воспитания для размещения общеобразовательных организаций (далее - Соглашение от 05.07.2019 № 1, Соглашение № 1) на общую сумму 75 000 000 руб., в том числе: за счет средств областного бюджета в сумме 37 500 000 руб., местного бюджета 37 500 000 руб.

В соответствии с п. 1.1 Соглашения № 1 предметом настоящего Соглашения является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидии бюджету муниципального образования на оснащение зданий средствами обучения и воспитания для размещения общеобразовательных организаций (далее - Субсидия) в рамках реализации основного мероприятия «Строительство (реконструкция) объектов государственных (муниципальных) образовательных организаций, а также приобретение в государственную (муниципальную) собственность объектов недвижимого имущества для размещения образовательных организаций» государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях».

Согласно п. 1.2 Соглашения № 1 размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету муниципального образования, составляет 37 500 000 руб.

Пунктом 1.7 Соглашения от 05.07.2019 № 1 установлено, что Департамент образования администрации Города Томска является уполномоченным органом по получению и расходованию субсидии, предоставляемой в соответствии с данным соглашением.

На основании заключенного Соглашения № 1 Департаментом общего образования Томской области доведена субсидия Департаменту Уведомлением по расчетам между бюджетами от 23.07.2019 № 61 в сумме 37 500 000 руб., по коду бюджетной классификации (далее - КБК): коду главного администратора доходов 815 «Департамент общего образования Томской области», коду функциональной структуры расходов (далее - КФСР) 0702 «Общее образование», коду целевой статьи расходов (далее - КЦСР) 241Е155201 «Оснащение зданий средствами обучения и воспитания для размещения общеобразовательных организаций», коду видов расходов (далее - КВР) 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности», на оснащение зданий средствами обучения и воспитания для размещения общеобразовательных организаций.

В силу п. 1.3 Соглашения № 1 целевым назначением субсидии является оснащение здания общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО4 в г.Томске средствами обучения, включая приобретение учебников и учебных пособий, непосредственно связанных с образовательным процессом, необходимыми для реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В соответствии с п. 1.6 Соглашения № 1 условием расходования Субсидии являются:

- целевое использование субсидии;

- своевременное предоставление отчетов об использовании субсидии;

- достижение целевого значения показателя результативности предоставления субсидии, установленного пунктом 2.3.2 Соглашения № 1.

Согласно п. 2.3.2 Соглашения № 1 муниципальное образование обязуется обеспечить достижение следующего значения показателя результативности использования субсидии: Количество ученических мест в общеобразовательной организации, оснащенных в соответствии с Перечнем средств обучения и воспитания, необходимых для оснащения здания общеобразовательной организации на 1110 мест по ул. ФИО4 в г. Томске, приобретаемых за счет субсидии на оснащение зданий средствами обучения и воспитания для размещения общеобразовательных организаций, согласно Приложению № 2 к настоящему Соглашению, – 1100 ед.

Пунктом 2.3.7 Соглашения от 05.07.2019 № 1 установлено обязательство для муниципального образования - обеспечить оснащение общеобразовательной организации средствами обучения и воспитания в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению №1.

В Приложении № 2 определен конкретный перечень средств обучения и воспитания, необходимых для оснащения здания МАОУ СОШ «Эврика - развитие» по ул. ФИО4 в г. Томске, на которые выделены средства субсидии. Данный перечень содержит позиции и наименования позиций по перечню в соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336, однако является ограниченным и закрытым, определяет конкретный перечень средств обучения и воспитания, на которые предоставлена субсидия именно для этой школы.

В соответствии с п. 3 Порядка определения объема и условий предоставления субсидии муниципальным автономным и бюджетным учреждениям на реализацию федеральных, региональных, муниципальных программ и субсидии муниципальным автономным и бюджетным учреждениям на укрепление материально-технической базы, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 15.02.2012 № 133 (далее - Порядок № 133), органы администрации Города Томска, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных автономных и бюджетных учреждений (далее - Учредитель), являются главными распорядителями как получателями бюджетных средств бюджета муниципального образования «Город Томск».

Для рассмотрения вопроса о предоставлении целевой субсидий МАОУ СОШ «Эврика-развитие» предоставляло в Департамент заявления, подписанные руководителем и заверенные печатью Учреждения, с просьбой предоставить целевую субсидию, а также копии документов, подтверждающих объем субсидии и ее целевое назначение (заявления: от 23.07.2019 № 270, от 14.08.2019 № 296, от 15.08.2019 № 300, от 21.08.2019 № 308, от 27.08.2019 № 313, от 30.08.2019 № 320, от 12.09.2019 № 336, от 06.12.2019 № 451).

В соответствии с Порядком № 133, на основании Соглашения от 05.07.2019 № 1, решения Думы Города Томска от 04.12.2018 № 980, которым утвержден бюджет муниципального образования «Город Томск» на 2019 год и плановый период 2020 – 2021 годов, в том числе на основании вышеуказанных заявлений Департаментом образования администрации Города Томска по результатам проверки предоставленных МАОУ школа «Эврика-развитие» г. Томска документов, необходимых для получения субсидии, принимались решения о предоставлении МАОУ СОШ «Эврика-развитие» субсидии на укрепление материально-технической базы за счет средств областного бюджета на оснащение зданий средствами обучения и воспитания для размещения общеобразовательных организаций, которые оформлялись соответствующими распоряжениями от 26.07.2019 № 635р, от 21.08.2019 № 682р, от 29.08.2019 № 705р, от 12.09.2019 № 767р, от 24.09.2019 № 801р, от 10.12.2019 № 1117р.

На основании принятого решения между Департаментом, в лице начальника департамента образования администрации Города Томска ФИО5 и МАОУ СОШ «Эврика - развитие» в лице руководителя ФИО6 заключено Соглашение № 457/1мтб о предоставлении целевой субсидии на общую сумму 75 000 000 руб., в том числе за счет средств областного бюджета в сумме 37 500 000 руб., местного бюджета 37 500 000 руб. (с дополнительными соглашениями от 19.07.2019 № 457/1мтб/1, от 20.08.2019 № 457/1мтб/2, от 23.08.2019 № 457/1мтб/3, от 30.08.2019 № 457/1мтб/4, от 06.09.2019 № 457/1мтб/5, от 13.09.2019 № 457/1мтб/6, от 13.09.2019 № 457/1мтб/7, от 01.10.2019 № 457/1мтб/8, от 03.10.2019 № 457/1мтб/9, от 11.10.2019 № 457/1мтб/10, от 18.10.2019 № 457/1мтб/10, от 14.11.2019 № 457/1мтб/12, от 14.11.2019 № 457/1мтб/13, от 10.12.2019 № 457/1мтб/14) (далее - Соглашение № 457/1мтб).

Согласно п. 1 Соглашения № 457/1мтб предметом данного соглашения является предоставление МАОУ СОШ «Эврика - развитие» целевой субсидии на укрепление материально - технической базы.

Как верно отметил суд первой инстанции, соглашение № 457/1мтб не содержит перечень средств обучения и воспитания, необходимых для оснащения здания общеобразовательной организации по ул. ФИО4 в г. Томске, определенный Соглашением № 1.

В соответствии с п. 1 Соглашения № 457/1мтб целевая субсидия из средств областного бюджета перечислена на лицевой счет МАОУ СОШ «Эврика - развитие», открытый в Департаменте финансов администрации Города Томска, предназначенный для учета операций со средствами, по КБК: КФСР 0702 «Общее образование», КЦСР 022Е155201 «Субсидии автономным учреждениям на укрепление материально-технической базы», КВР 622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели» в общей сумме 37 500 000 руб.

В ходе проведения проверки Комитетом установлено, что Департаментом в 2019 году допущены неправомерные расходы средств субсидии из областного бюджета в результате направления субсидии на оснащение МАОУ СОШ «Эврика - развитие» средствами обучения и воспитания не в соответствии с Приложением № 2 на сумму 12 866 145 руб. 98 коп. Перечень имущества, приобретенного не в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению, отражен в Приложении № 1 к акту проверки от 30.12.2020 № 79-18/27.

По результатам рассмотрения Комитетом жалобы Департамента сумма неправомерно использованных областных средств, подлежащих к возврату в доход бюджета Томской области, уточнена и составила 10 853 681 руб. 98 коп.

Как верно отметил суд первой инстанции, оснащение здания МАОУ СОШ «Эврика - развитие» за счет средств субсидии средствами обучения и воспитания не в соответствии с заключенным соглашением, являющимся основанием их предоставления, повлекло неправомерное расходование средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Правовые основания для направления средств на оснащение здания школы по общему перечню, содержащемуся в Приказе № 336, сверх утвержденного в соглашении, отсутствовали.

Судом установлено, что Департамент в пределах доведенных до него бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств осуществлял направление средств субсидии МАОУ СОШ «Эврика-развитие» на основании принятых решений, на оплату документов, заведомо содержащих позиции средств воспитания и обучения, не включенных в разрешенный перечень, на основании чего, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что именно Департаментом, являющимся главным распорядителем как получателем бюджетных средств, уполномоченным органом по получению и расходованию субсидии, в нарушение ст. 162 БК РФ допущено неправомерное расходование средств субсидии в размере 10 853 681 руб. 98 коп., в результате не осуществления на указанную сумму обязательств по обеспечению оснащения общеобразовательной организации средствами обучения и воспитания в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению № 1, установленных п. 2.3.7 Соглашения от 05.07.2019 № 1.

Отклоняя доводы Департамента об отсутствии нарушения направления расходования средств областной субсидии, суд первой инстанции указал, что расходование субсидии в сумме 10 853 681 руб. 98 коп. осуществлено не в соответствии с заключенным Соглашением, что не соответствует п. 12 Порядка № 94а, регламентирующего порядок предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Томской области и их расходования, утвержденного в соответствии со ст.ст. 85, 139 БК РФ, ст. 7 Закона Томской области от 11.10.2007 № 231-ОЗ «О бюджетном процессе в Томской области», ст. 9 Закона Томской области от 13.08.2007 № 170-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Томской области».

Доводы Департамента относительно законности и содержания представления Комитета также дана надлежащая правовая оценка.

Так, суд отметил, что представление от 15.03.2021 № 79-118/13 составлено и направлено Комитетом в адрес Департамента при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в соответствии с ч. 2 ст. 269.2 БК РФ, п. 7 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095. В соответствии с ч. 2 ст. 270.2 БК РФ представление от 15.03.2021 № 79-118/13 содержит информацию о выявленных в пределах компетенции Комитета нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения (п. 1 представления) - вернуть в доход бюджета Томской области неправомерно израсходованные средства субсидии, источником финансового обеспечения которых является бюджет Томской области, в объеме расходования, осуществленного не в соответствии с разрешенным Приложением № 2 к Соглашению № 1 перечнем средств обучения и воспитания, необходимых для оснащения здания МАОУ СОШ «Эврика - развитие» по ул. ФИО4 в г. Томске, в соответствии с условиями Соглашения. Из анализа содержания представления от 15.03.2021 № 79-118/13 следует, что текст представления содержит однозначное изложение способа устранения нарушения, позволяющего определить, какие необходимо совершить действия Департаменту для устранения нарушения. Срок исполнения представления установлен до 31.07.2021, что составляет более 4 месяцев, что позволяет исполнить представление.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию, изложенную Департаментом в суде первой инстанции, которые получили надлежащую правовую оценку.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 26.01.2022 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-4718/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента образования администрации г.Томска – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Председательствующий С. В. Кривошеина

Судьи Т. В. Павлюк

ФИО7