СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Набережная реки Ушайки, 24, г. Томск, 634050.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Томск Дело № А67-5111/2017
Полный текст постановления изготовлен 28.02.2018.
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2018.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захарчука Е. И.
судей: И.И. Терехиной; Е.В. Афанасьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Гавриловой,
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности от 31.10.2017, паспорт;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 27.12.2017, паспорт;
от третьего лица акционерное общество «Сибирский химический комбинат»: ФИО3 по доверенности от 25.11.2015, паспорт;
от иных лиц: не явились (извещены);
рассмотрев в судебном заседании дело № А67-5111/2017 по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции
по иску открытого акционерного общества «Тепловые сети» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 636071, <...>)
к Войсковой части 3481 (ИНН <***>, ОГРН <***>, 636000, <...>)
третьи лица - временный управляющий открытого акционерного общества «Тепловые сети» ФИО4, акционерное общество «Сибирский химический комбинат» (636039, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 1 938 137,38 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Тепловые сети» (далее – ОАО «Тепловые сети», истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Войсковой части 3481 (далее – Войсковая часть, ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании задолженности по контракту от 01.12.2016 № 04/2016-0153 за отпущенную тепловую энергию и теплоноситель в размере 1 592 074,98 руб., а так же пени за период с 15.07.2016 по 30.09.2017 в сумме 346 062,40 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий открытого акционерного общества «Тепловые сети» ФИО4.
Решением Арбитражного суда Томской области от 11.10.2017 исковые требования удовлетворены, с Войсковой части 3481 в пользу открытого акционерного общества «Тепловые сети» взыскана сумма основного долга в размере 1 592 074,98 руб., неустойка в размере 346 062,40 руб., а также 32 320,59 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, всего взыскано 1 970457,97 руб.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Определением от 10.01.2018 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, привлек акционерное общество «Сибирский химический комбинат» (636039, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее - АО «СХК») к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
24.01.2018 от истца поступили уточнения к иску, в которых просит взыскать с ответчика в пользу истца 1 592 074,98 руб. задолженности, пени за период с 05.12.2015 по 31.01.2018 в размере 457 638,06 руб., пени за период с 01.02.2018 по дату фактического исполнения и сумму оплаченной государственной пошлины в размере 30 232 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял к производству уточненное исковое заявление.
Истец поддержал уточненные исковые требования.
Ответчик с предъявленными требованиями не согласился, указав, что ответственность по обязательствам Войсковой части должен нести собственник его имущества; иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Представитель акционерного общества «Сибирский химический комбинат» в судебном заседании пояснил, что не согласен с позицией ответчика, указав, что занимаемые здания Войсковой части 3481, а также энергопринимающие устройства не принадлежат акционерному обществу «Сибирский химический комбинат» на праве собственности или на ином вещном праве, также указал, что акционерное общество «Сибирский химический комбинат» не относится к важному государственному объекту поскольку было исключено из перечня Стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, следовательно, не попадает под регулирование п. 4 ст. 31 Федерального Закона от 03.07.2016 №226ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». Указанные обстоятельства подтверждаются указанными документами: устав ОАО «СХК» от 22 апреля 2009 года, выписка из Акта МВК от 08.02.2018 № 18/46ДСП, план мероприятий от 23.11.2015 № 16-02/681дсп, протокол от 14.07.2009 № 99/1464, выписка из документа от 21.11.94 № ХМ/463/6с, Постановление Правительства РФ от 20.09.1997 № 1209, письмо от 09.01.1995 № 09/04, справка ПТО от 23.05.2002 № 02-14/375, распоряжение ГК «Росатом» от 27.06.2016 № 1-1/499-Р-дсп, решение Северского городского суда Томской области от 02.03.2017 по делу № 2-66/2017, апелляционное определение Томского областного суда от 12.05.2017, договор от 23.09.2013 per. № 99/99-1680, дополнительное соглашение № 1 к договору от 23.09.2013 per. V. №99/99-1680.
Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными, исходя из следующего.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что 26.12.2016 между открытым акционерным обществом «Тепловые сети» и Войсковой частью 3481 (потребитель) заключен государственный контракт № 04/2016-0153/100 в редакции протокола разногласий (далее – Контракт) (л.д. 90-110 т. 2).
В соответствии с условиями Контракта истец принял на себя обязательство подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель в виде горячей воды на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, а потребитель обязался оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель в соответствии с условиями настоящего Контракта, а также соблюдать предусмотренный Контрактом режим потребления.
Согласно пункту 6.2 Контракта, потребитель производит расчет за фактически потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение путем перечисления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации в следующем порядке:
- 30% плановой общей стоимости тепловой энергии и теплоносителя, потребляемой месяц, за который осуществляется оплата, вносится до 20 числа этого месяца;
- оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию и теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных в качестве оплаты за тепловую энергию и теплоноситель в расчетном периоде, осуществляется в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, за который осуществляется оплата (л.д. 105 т. 2).
За просрочку исполнения указанного обязательства в пункте 7.3.1 Контракта стороны установили ответственность в виде уплаты пени в размере 1/300 действующей на дату уплату пеней ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Пунктом 10.1 Контракта установлено, что он вступает в силу с даты подписания его сторонами в согласованной редакции и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 05.06.2016, и действует по 31.12.2016.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Тепловые сети» поставило на объекты Войсковой части 3480 тепловую энергию в с 06.06.2016 по 31.12.2016 на сумму 5 152 054, 73 руб., в том числе с 05.06.2016 по 30.06.2016 на сумму 288 967,99 руб., в июле 2016 года на сумму 195 109,74 руб., в августе 2016 года на сумму 54 779,05 руб., в сентябре 2016 года на сумму 84 384,40 руб., в октябре 2016 года на сумму 347 258,82 руб., в ноябре 2016 года на сумму 1 169 942, 86 руб., в декабре 2016 года на сумму 1 419 516,89 руб. и 1 592 074,98 руб., выставило счета-фактуры № 00004919 от 30.06.2016, № 00005584 от 31.07.2016, № 00006195 от 31.08.2016, № 00006855 от 30.09.2016, № 00008882 от 30.11.2016, № 00009817 от 20.12.2016, № 00009940 от 31.12.2016 (л.д. 103-109 т. 1, л.д. 113 т. 2).
В счет погашения задолженности ответчик перечислил 28.12.2016 денежные средства в размере 3 559 959,79 руб. (л.д. 113 т. 2).
Спор по количеству отпущенной тепловой энергии между сторонами отсутствует.
По расчету истца, задолженность ответчика на момент рассмотрения спора составляет 1 592 074,98 руб., то есть, осталась необлаченной счет-фактура № 00009940 от 31.12.2016.
Истец обращался к ответчику с претензиями № 1595 от 29.09.2016, № 2033 от 07.12.2016 и № 718 от 11.05.2017 о погашении задолженности за период с июня по август 2016 года, с сентября по октябрь 2016 года и за декабрь 2016 года, указанные претензии получены ответчиком (л.д. 18-23 т. 1, л.д. 41-42 т. 2).
Письмом от 14.06.2017 № 752/24-1197 ответчик возвратил истцу приложенные к претензии документы, указав, со ссылкой часть 4 статьи 31 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», что оплату потребленной ответчиком тепловой энергии обязано осуществлять акционерное общество «Сибирский химический комбинат» (л.д. 42 т. 2).
Данные обстоятельства явились причиной обращения истца с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 226-ФЗ на войска национальной гвардии возлагается выполнение ряда задач, в том числе: охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 2); и охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 8).
Акционерное общество «Сибирский химический комбинат» включен в перечень важных государственных объектов Российской Федерации, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации на основании Постановления Правительства Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 30 ФЗ от 03.07.2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" финансовое обеспечение войск национальной гвардии является расходным обязательством Российской Федерации. В силу пункта 90 пункта 9 раздела II Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" Росгвардия осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета Как видно из п.п. "а" п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", войска национальной гвардии Российской Федерации входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Войсковая часть 3481 входит в состав войск национальной гвардии Российской Федерации.
Как следует из материалов дела между ОАО «Тепловые сети» (энергоснабжающей организацией) и Войсковой частью 3481 (абонентом) заключен государственный контракт на поставку тепловой энергии от 01.12.2016 №04/2016-0153 (в редакции^ протокола разногласий).
Из содержания п. п. 1 и 2 ст. 425 ГК РФ следует, что наличие в договоре условияо применении заключенного договора к отношениям, возникшим до его заключения, не влияет на определение момента, с которого договор считается заключенным. Таким образом, данный государственный контракт на поставку тепловой энергии заключен 01.12.2016. Пунктом 10.1 контракта установлено, что он вступил в силу с момента подписания, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 05.06.2016, и действует по 31.12.2016.
Ссылка истца, что в силу положения пункта 2 статьи 540 ГК РФ, отношения сторон по поставке тепловой энергии абоненту в спорный период регулировались условиями контракта от 01.12.2016 №04/2016-0153 является ошибочной, исходя из следующего.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). Федеральный закон от 03.07.2016г. № 222-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» вступил в законную силу со дня своего официального опубликования, то есть с 03 июля 2016 года. Следовательно, императивная норма части 4 ст. 31 указанного закона о национальной гвардии распространяется на указанный выше контракт от 01.12.2016 №04/2016-0153. Таким образов условия контракта обязывающие ответчика оплачивать потреблённую тепловую энергию противоречат выше названной императивной норме закона о национальной гвардии и не подлежат применению.
Согласно ч. 4 ст. 31 ФЗ от 03.07.2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации», расквартирование воинских частей, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, строительство, капитальный ремонт, реконструкция, материально-техническое обеспечение военных городков, зданий и сооружений, предназначенных для расквартирования указанных воинских частей, а также строительство, капитальный ремонт, реконструкция инженерно-технических средств охраны, караульных помещений, зданий (помещений) комендатур, бюро пропусков, обеспечение их эксплуатации (в том числе предоставление и оплата коммунальных услуг), обеспечение личного состава караулов на объектах, производящих или применяющих в производстве радиоактивные, аварийно-опасные и химически опасные вещества, средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами радиационного и химического наблюдения, дозиметрического контроля и системами аварийного оповещения осуществляются за счет средств организаций, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.09.2009 N 1311-р открытое акционерное общество "Сибирский химический комбинат", г. Северск, Томская область включено в Перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты (п. 8).
Судом апелляционной инстанции установлено, что общество «СХК» является государственным объектом, расположенным в закрытом административно-территориальном образовании городе Северске Томской области. Представленные третьем лицом документы не опровергают того факта, что охрану объектов общества «СХК» осуществляет, в том числе войсковая часть 3481, следовательно в силу закона не освобождает от обязанности по несению расходов по объектам находящихся на территории СХК.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 указанного Закона обеспечение подразделений войск национальной гвардии, осуществляющих на договорной основе охрану имущества граждан и организаций, а также охрану объектов, техническими средствами охраны, выделение указанным подразделениям служебных и подсобных помещений с оборудованием и инвентарем, проведение капитального ремонта, реконструкции и обеспечение технической эксплуатации (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) указанных помещений являются обязательствами организаций, заключивших договоры об охране имущества и объектов.
По смыслу указанных норм представление и оплата коммунальных услуг, а также иное материальное обеспечение подразделений войск национальной гвардии осуществляются организациями, важные государственные объекты и специальные грузы которых подлежат охране войсками национальной гвардии.
В части 9 статьи 51 Федерального закона от 06.02.97 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" указано, что расквартирование воинских частей (подразделений) внутренних войск, осуществляющих охрану объектов, обеспечение материальными ресурсами военных городков, зданий и сооружений, предназначенных для их расквартирования, строительства, капитальный ремонт, реконструкция инженерно- технических средств охраны и караульных помещений, обеспечение их эксплуатации осуществляются за счет средств соответствующих охраняемых организаций. Уставом внутренних войск МВД России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 3 августа 2009 г. № 907с и действующим в отношении войск национальной гвардии на основании п. 14 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», определено, что охрана важных государственных объектов это комплекс войсковых, режимных и иных мероприятий, проводимых силами и средствами соединений (воинских частей), выполняющих задачи по охране важных государственных объектов (ст. 332).
Таким образом, непосредственно служба по охране важных государственных объектов осуществляется посредством боевой службы караулов, гарнизонов, застав, войсковых нарядов, назначаемых от воинской части для выполнения данной задачи и подчиненных командиру воинской части (ст.ст. 39, 77, 78, 83, 85, 105 Устава), которые и являются силами соединений (воинских частей), выполняющих задачи по охране важных государственных объектов.
Кроме того, вышеназванным нормативно-правовым актом Президента Российской Федерации указано «в целях создания необходимых условий для служебно-боевой деятельности воинской части» на администрации охраняемых объектов возложены следующие обязанности (ст. 349 Устава): предоставить казарменные и служебные здания (сооружения) в соответствии с нормами расквартирования (п. «г»); производить реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, занимаемых воинской частью (п. «д»); предоставить воинской части по действующим нормам и расценкам коммунальные услуги (п. «з»). Таким образом, ни в одной из перечисленных норм, не говориться об отдельном элементе воинской части, потому что воинская часть есть единая структура, призванная выполнять определенные задачи.
Исходя из требований вышеуказанного Устава (ст. 364) и основного принципа строительства военной организации - принципа единоначалия (ст. 33 УВС ВС РФ), ни один караул или войсковой наряд, гарнизон или застава не заступят на боевую службу по охране важных государственных объектов без принятого командиром воинской части решения, которое оформляется штабом воинской части, и получения от него соответствующей задачи. Более того, в соответствии с выше названными документами, именно штаб воинской части организует боевую службу караулов, гарнизонов, застав, войсковых нарядов по охране важных государственных объектов.
Согласно части 4 статьи 31 Закона N 226-ФЗ, применительно к положениям статьи 421 ГК РФ, в совокупности с иными положениями Закона N 226-ФЗ (в том числе с частью 5 статьи 31), норма права не выделяет отдельно коммунальные услуги в отношении только инженерно-технических средств охраны, караульных помещений, зданий (помещений) комендатур и бюро пропусков. В указанной норме речь идет обо всех перечисленных в ней объектах, в том числе, о военных городках, зданиях и сооружениях, предназначенных для расквартирования воинских частей.
Возложение обязанности по оплате тепловой энергии на войсковую часть, в данном случае противоречило бы ч. 4, ч. 5 ст. 31 ФЗ от 03.07.2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации, поскольку имущество было передано не в собственных интересах войсковой части.
Деятельность указанных подразделений регулируется Уставом внутренних войск МВД РФ (утвержден Указом Президента от 03.08.2009 N 907с) и наставлением по служебно - боевой деятельности подразделений, караулов, застав, гарнизонов и войсковых нарядов воинских частей МВД РФ по охране ВГО и СГ (приложение к приказу МВД РФ от 05.04.2010 N 264дсп).
Согласно Наставлению по квартирно-эксплуатационному обеспечению внутренних войск МВД, являющемуся приложением к Приказу Главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ от 20. 08. 2011 года №300, расквартирование войск - расквартирование войск - это размещение воинских частей и подразделений в определенных пунктах (районах), предоставление им необходимых земельных участков, зданий и сооружений для жилья, несения службы, боевой подготовки, хранения боевой и специальной техники, запасов материальных средств, хозяйственных и других нужд.
Распоряжением Правительства РФ от 06. 07. 2012 года № 1198-р утверждены Нормы обеспечения учебно-материальной базой воинских частей и подразделений по охране важных государственных объектов и специальных грузов, в соответствии с которыми объекты указанные в приложение № 1 к договору № 13/6-04 от 25.09.2013 входит в состав объектов, необходимы для обеспечения боевой подготовки внутренних войск (раздел III, таблица 1, п. 1).
В соответствии с частью 9 статьи 51 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что расквартирование воинских частей (подразделений) внутренних войск, осуществляющих охрану объектов, обеспечение материальными ресурсами военных городков, зданий и сооружений, предназначенных для их расквартирования, строительство, капитальный ремонт, реконструкция инженерно-технических средств охраны и караульных помещений, обеспечение их эксплуатации осуществляются за счет средств соответствующих охраняемых организаций.
В силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве стороны (для третьих лиц).
В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.
Следовательно, императивная норма частью 9 статьи 51 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" распространяется на указанный выше договор № 13/6-04 от 25.09.2013. При таком положении сохранение правоотношений как по спорному контакту от 01.12.2016 №04/2016-0153, так и по договору № 13/6-04 от 25.09.2013 в части оплаты воинской частью расходов за коммунальные услуги будет противоречить требованиям действующего законодательства. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность (абзац 2 пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Таким образов условия выше названного договора № 13/6-04 от 25.09.2013 и контракта от 01.12.2016 №04/2016-0153 обязывающие войсковую часть оплачивать потреблённую тепловую энергию противоречат выше названной императивной норме выше названного закона и не подлежит применению.
Исходя из статьи 31 Закона о войсках национальной гвардии РФ, согласно которой лицом, обязанным нести расходы по содержанию данного объекта, в том числе по оплате коммунальных услуг, является организация, объекты которой охраняют войска национальной гвардии, следовательно можно прийти к выводу о том, что Войсковая часть не является субъектом спорного правоотношения и надлежащим ответчиком.
Таким образом, в связи с осуществлением войсковой частью 3481 задач по охране важного государственного объекта, в силу прямого указания закона обеспечение коммунальными услугами такого объекта и, как следствие, их оплата, возлагается на общество «СКХ», как собственника объектов, подлежащих обязательной государственной охране.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Войсковая часть не является субъектом спорного правоотношения, а потому в иске к ней, как к ненадлежащему ответчику, должно быть отказано
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 271, 268 (пунктом 6.1), п.4 ч. 1 ст.270, п.3 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 11.10.2017 по делу № А67-5111/2017 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий Е.И. Захарчук
Судьи И.И. Терехина
ФИО5