ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А67-7436/17 от 30.08.2018 АС Западно-Сибирского округа

67/2018-35620(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А67-7436/2017 

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2018 года  Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2018 года 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Буровой А.А.
 Кокшарова А.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств  видеоконференц-связи помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в  судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной  налоговой службы по г. Томску на решение от 02.03.2018 Арбитражного суда  Томской области (судья Панкратова Н.В.) и постановление от 28.04.2018  Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А.,  Кривошеина С.В., Сбитнев А.Ю.) по делу № А67-7436/2017 по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «АртВебСистемы» (634024,  <...>, ОГРН <***>,  ИНН <***>) к Инспекции Федеральной налоговой службы по  г. Томску (634061, <...>,  ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными действий  (бездействий). 

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии  Арбитражного суда Томской области (судья Гапон А.Н.) в заседании 


участвовали представители: 

от общества с ограниченной ответственностью «АртВебСистемы» -  ФИО2 по доверенности от 09.01.2018, 

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску –  ФИО3 по доверенности от 09.01.2018. 

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «АВС» (далее - Общество)  обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции  Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - Инспекция, налоговый  орган) о признании незаконными действий (бездействий) в части непринятия  налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за  2 квартал 2017 года. 

Решением от 02.03.2018 Арбитражного суда Томской области,  оставленным без изменения постановлением от 28.04.2018 Седьмого  арбитражного апелляционного суда, действия Инспекции по непринятию  декларации по НДС за 2 квартал 2017 года, представленной Обществом  24.07.2017, признаны незаконными; суд обязал Инспекцию после  вступления судебного акта в законную силу принять вышеуказанную  налоговую декларацию. 

Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на  нарушение судами норм материального и процессуального права, просит  отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный  акт. 

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд  кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений,  принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций,  устанавливая правильность применения норм материального права и норм  процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого 


судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и  возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ

Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286  АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав представителя налогового органа,  кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения. 

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что 24.07.2017  Обществом в адрес Инспекции в электронном виде направлена декларация  по НДС за 2 квартал 2017 года, подписанная усиленной квалифицированной  электронной подписью единоличного исполнительного органа заявителя -  директора ФИО4. 

Инспекцией вынесено уведомление об отказе в приеме налоговой  декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным,  в котором со ссылкой на пункт 28 Административного регламента  Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги  по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме)  налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о  действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и  принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке  исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях  налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов,  полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему  налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Министерства  финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н (далее -  Административный регламент), указано на непринятие декларации по  основанию «декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к  обработке». 

Общество, полагая, что действия Инспекции по непринятию налоговой  декларации не соответствует законодательству и нарушают его права и  законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось  в арбитражный суд с настоящим заявлением. 


Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной  инстанций руководствовались положениями статей 23, 80, 88, 174  Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), пунктом 1  статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации  предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон   № 210-ФЗ), Административным регламентом и исходили из отсутствия в  рассматриваемом случае правовых оснований для непринятия Инспекцией  налоговой декларации, нарушения прав и законных интересов Общества. 

Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа  исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств  рассматриваемого спора. 

В силу статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в  установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые  декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах и сборах. 

В целях выполнения налогоплательщиком данной обязанности абзацем  2 пункта 4 статьи 80 НК РФ закреплено положение, согласно которому  налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации,  представленной по установленной форме. 

Административная процедура по приему налоговых деклараций,  представленных в электронном виде по телекоммуникационной системе,  выполняется налоговыми органами в соответствии с Административным  регламентом. 

Перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации  (расчета) установлен в пункте 28 Административного регламента, является  исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. 

При этом, как правомерно отмечено судами, требования об указании  причины отказа в принятии декларации являются обязательными и  направлены на исключение неправомерного отказа налогового органа в  принятии деклараций. 


В рассматриваемом случае Инспекция, ссылаясь на пункт 28  Административного регламента, отказала Обществу в приеме декларации по  НДС за 2 квартал 2017 года на основании «декларация содержит ошибки и не  принята к обработке».  

Вместе с тем, как обоснованно указано судами, пунктом 28  Административного регламента не предусмотрено в качестве основания для  отказа в приеме декларации наличие в ней ошибок; в силу пункта 5 статьи 80  НК РФ подписание налоговой декларации уполномоченным лицом  свидетельствует о подтверждении им полноты и достоверности указанных в  налоговой декларации сведений; исходя из положений статей 80, 88 НК РФ,  налоговый контроль в отношении полноты и достоверности указанных в  налоговой декларации сведений (выявление ошибок, противоречий,  несоответствий) может проводиться только после ее принятия налоговым  органом в рамках проведения камеральной налоговой проверки; принимая во  внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской  Федерации, изложенную в Определении от 14.07.2017 № 1440-О, налоговый  контроль, включающий мероприятия по пресечению злоупотреблений  налогоплательщика, направленных на получение необоснованной налоговой  выгоды, должен проводиться налоговым органом посредством налоговых  проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ

Судами учтено, что уведомление об отказе в приеме налоговой  декларации не содержит конкретных причин отказа или сообщений об  ошибке, предусмотренных в пунктах 28 и 194 Административного  регламента. 

При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о  недоказанности Инспекцией наличия правовых оснований для отказа  Обществу в принятии спорной налоговой декларации. 

Вывод судов на основании пункта 1 статьи 5 Закона № 210-ФЗ о  нарушении прав и законных интересов Общества при неправомерном отказе  Инспекции в принятии налоговой декларации является правильным. 


Суды правомерно отклонили доводы Инспекции о «проблемности»  («транзитности») налогоплательщика, о создании формального  документооборота для формирования недостоверной отчетности, о  злоупотреблении своими правами недобросовестным налогоплательщиком,  учитывая, что данные обстоятельства, как следует из уведомления об отказе  в приеме налоговой декларации (расчета), не были указаны в нем,  соответственно, не являлись основанием для отказа в приеме налоговой  декларации 

Из положений статей 82, 88, 101 НК РФ следует, что факт налогового  нарушения, установленный налоговым органом, должен быть отражен в акте  проверки, на основании которого принимается соответствующее решение  налогового органа. Однако в материалы дела Инспекцией ни акта налоговой  проверки, ни решения не представлено. 

Довод кассационной жалобы о создании Обществом формального  документооборота для формирования недостоверной отчетности исходя из  положений статей 80, 88 НК РФ не опровергает выводы судов о незаконном  отказе Инспекции в приеме спорной налоговой декларации. 

Ссылка Инспекции на определение Верховного Суда Российской  Федерации от 14.11.2016 № 301-КГ16-14880 судом округа отклоняется,  поскольку оно принято по делу с иными фактическими обстоятельствами. 

Доводы Инспекции о том, что налоговая декларация по НДС  за 2 квартал 2017 года была принята налоговым органом 26.07.2017 (после  установленного законодательством срока для ее представления), не  опровергают выводы судов о незаконности действий Инспекции,  выразившихся в непринятии декларации Общества, своевременно  направленной 24.07.2017, в связи с чем не являются основанием для отмены  судебного акта. 

Иное толкование Инспекцией положений действующего  законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не  свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. 


Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со  статьей 288 АПК РФ не установлено. 

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287,  статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Западно-Сибирского округа 

постановил:

решение от 02.03.2018 Арбитражного суда Томской области и постановление  от 28.04.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу   № А67-7436/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий И.В. Перминова

Судьи А.А. Бурова

 ФИО1