ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А67-8026/17 от 23.08.2018 АС Западно-Сибирского округа

67/2018-34882(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А67-8026/2017 

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года  Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2018 года 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Буровой А.А.
 ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств  видеоконференц-связи помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в  судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной  налоговой службы по г. Томску на решение от 01.02.2018 Арбитражного суда  Томской области (судья Чиндина Е.В.) и постановление от 16.04.2018  Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В.,  Бородулина И.И., Марченко Н.В.) по делу № А67-8026/2017 по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Западно- Сибирская компания» (634061, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Инспекции  Федеральной налоговой службы по г. Томску (634061, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании  незаконными действий, выразившихся в отказе принятия налоговой  декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года. 

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии 


Арбитражного суда Томской области (судья Пирогов М.В.) в заседании  участвовал представитель Инспекции Федеральной налоговой службы  по г. Томску Иванкова О. И. по доверенности от 09.01.2018. 

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Западно- Сибирская компания» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд  Томской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы  по г. Томску (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании незаконными  действий по непринятию декларации по налогу на добавленную стоимость  (далее – НДС) за 2 квартал 2017 года, представленной Обществом 25.07.2017  и обязании принять указанную декларацию. 

Решением от 01.02.2018 Арбитражного суда Томской области,  оставленным без изменения постановлением от 16.04.2018 Седьмого  арбитражного апелляционного суда, действия Инспекции по непринятию  декларации по НДС за 2 квартал 2017 года, представленной Обществом  25.07.2017, признаны незаконными; суд обязал Инспекцию после  вступления судебного акта в законную силу принять вышеуказанную  налоговую декларацию. 

Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на  нарушение судами норм материального и процессуального права, просит  отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный  акт. 

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд  кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений,  принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций,  устанавливая правильность применения норм материального права и норм  процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого  судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и  возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ


Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286  АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав представителя налогового органа,  кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения. 

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что 24.07.2017  Обществом подана налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2017 года. 

Уведомлением от 25.07.2017 Инспекция отказала в приеме налоговой  декларации со ссылкой на пункт 28 Административного регламента  Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги  по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме)  налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о  действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и  принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке  исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях  налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов,  полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему  налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Министерства  финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н (далее -  Административный регламент), по основанию «декларация содержит ошибки  и не принята к обработке». 

Общество, полагая, что действия инспекции по непринятию налоговой  декларации не соответствует законодательству и нарушают его права и  законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось  в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной  инстанций руководствовались положениями статей 23, 80, 82, 88, 143, 163,  174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), пунктом 1  статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации  предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон   № 210-ФЗ), Административным регламентом и исходили из отсутствия в 


рассматриваемом случае правовых оснований для непринятия Инспекцией  налоговой декларации, нарушения прав и законных интересов Общества. 

Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа  исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств  рассматриваемого спора. 

В силу статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в  установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые  декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах и сборах. 

В целях выполнения налогоплательщиком данной обязанности абзацем  2 пункта 4 статьи 80 НК РФ закреплено положение, согласно которому  налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации,  представленной по установленной форме. 

Административная процедура по приему налоговых деклараций,  представленных в электронном виде по телекоммуникационной системе,  выполняется налоговыми органами в соответствии с Административным  регламентом. 

Перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации  (расчета) установлен в пункте 28 Административного регламента, является  исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. 

При этом, как правомерно отмечено судами, требования об указании  причины отказа в принятии декларации являются обязательными и  направлены на исключение неправомерного отказа налогового органа в  принятии деклараций. 

В рассматриваемом случае Инспекция, ссылаясь на пункт 28  Административного регламента, отказала Обществу в приеме декларации по  НДС за 2 квартал 2017 года на основании «декларация содержит ошибки и не  принята к обработке». 

Вместе с тем, как обоснованно указано судами, пунктом 28  Административного регламента не предусмотрено в качестве основания для 


отказа в приеме декларации наличие в ней ошибок; в силу пункта 5 статьи 80  НК РФ подписание налоговой декларации уполномоченным лицом  свидетельствует о подтверждении им полноты и достоверности указанных в  налоговой декларации сведений; исходя из положений статей 80, 88 НК РФ,  принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда  Российской Федерации, изложенную в Определении от 23.04.2015 № 736-О,  налоговый контроль в отношении полноты и достоверности указанных в  налоговой декларации сведений (выявление ошибок, противоречий,  несоответствий) может проводиться только после ее принятия налоговым  органом в рамках проведения камеральной налоговой проверки. 

Судами учтено, что уведомление об отказе в приеме налоговой  декларации не содержит конкретных причин отказа или сообщений об  ошибке, предусмотренных в пунктах 28 и 194 Административного  регламента. 

При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о  недоказанности Инспекцией наличия правовых оснований для отказа  Обществу в принятии спорной налоговой декларации. 

Вывод судов на основании пункта 1 статьи 5 Закона № 210-ФЗ о  нарушении прав и законных интересов Общества при неправомерном отказе  Инспекции в принятии налоговой декларации является правильным. 

Довод кассационной жалобы о создании Обществом формального  документооборота для формирования недостоверной отчетности исходя из  положений статей 80, 88 НК РФ не опровергает выводы судов о незаконном  отказе Инспекции в приеме спорной налоговой декларации. 

Ссылка Инспекции на определение Верховного Суда Российской  Федерации от 14.11.2016 № 301-КГ16-14880 судом округа отклоняется,  поскольку оно принято по делу с иными фактическими обстоятельствами. 

Иное толкование Инспекцией положений действующего  законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не  свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. 


Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со  статьей 288 АПК РФ не установлено. 

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287,  статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Западно-Сибирского округа 

постановил:

решение от 01.02.2018 Арбитражного суда Томской области и постановление  от 16.04.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу   № А67-8026/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий И.В. Перминова

Судьи А.А. Бурова 

 ФИО1