Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А67-8577/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области на решение
от 24.04.2017 Арбитражного суда Томской области (судья Гапон А.Н.)
и постановление от 30.06.2017 Седьмого арбитражного апелляционного
суда (судьи Кривошеина С.В., Сбитнев А.Ю., Скачкова О.А.) по делу
№ А67-8577/2016 по заявлению индивидуального предпринимателя
ФИО1 (ОГРН <***>), индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>), индивидуального предпринимателя ФИО3 (ОГРНИП <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (634009, <...>,
ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании решения в части
и обязании исключить сведения.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью «Сокол-К», Управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации города Томска, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Томской области, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23.
В заседании приняла участие представитель Управления
Федеральной антимонопольной службы по Томской области – ФИО24 по доверенности от 09.10.2017.
Суд установил:
индивидуальные предприниматели ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
(далее – АПК РФ), о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
(далее – антимонопольный орган, управление) от 17.10.2016 по делу
№ 03-08/76-16 в части включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о ФИО1, ФИО2, ФИО3, исключении указанных лиц из реестра недобросовестных поставщиков и обязании опровергнуть порочащие сведения путем отмены решения и опровержения сведений, содержащихся в реестре недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены общество
с ограниченной ответственностью «Сокол-К» (далее – ООО «Сокол-К»), Управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации города Томска (далее – администрация, заказчик), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7
по Томской области, учредители ООО «Сокол-К»: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8,
ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17,
ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21,
ФИО22, ФИО25
Решением от 24.04.2017 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 30.06.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, на момент внесения управлением сведений о ФИО1, ФИО2, ФИО3
в реестр недобросовестных поставщиков они являлись учредителями
общества.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве поддерживает доводы и требования управления, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу заявители просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя антимонопольного органа, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 08.07.2016 администрацией
на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет размещено извещение № 0165300010516000639 о проведении электронного аукциона
на право заключения муниципального контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок
по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 29.
Согласно протоколу от 13.09.2016 победителем данного аукциона признано ООО «Сокол-К».
Поскольку в установленный срок общество не подписало размещенный на электронной площадке проект контракта, заказчик признал
его уклонившимся от заключения контракта (протокол отказа от заключения контракта от 28.09.2016) и направил данную информацию в управление.
Решением антимонопольного органа от 17.10.2016 сведения
об ООО «Сокол-К» и сведения о его учредителях ФИО1,
ФИО2, ФИО3 включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемое решение антимонопольного органа в части включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о ФИО1, ФИО2, ФИО3 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон
№ 44-ФЗ) предусмотрено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся
от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда
или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта
в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 6 статьи 37, части 13 статьи 70, частей 5 и 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать
от имени победителя такого аукциона, не предоставил надлежащее обеспечение контракта.
Частью 4 статьи 104 названного Закона установлена обязанность заказчика направить в контрольный орган в сфере закупок информацию
и иные документы, свидетельствующие об отказе победителя закупки
от заключения контракта.
В соответствии с частью 7 указанной статьи, пунктами 11, 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее – Правила), уполномоченный орган осуществляет проверку поступивших к нему информации и документов,
на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе)
в реестр.
Исходя из взаимосвязи названных норм, включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока
в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация, в том числе фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей участников закупок, уклонившихся от заключения контрактов.
В пункте 12 Правил установлено, что рассмотрение вопроса
о включении информации об участниках закупок, уклонившихся
от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или
их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется
в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 названных Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
В рассматриваемом случае судами двух инстанций установлен факт выхода ФИО1, ФИО2, ФИО3 из состава участников ООО «Сокол-К» до подведения итогов аукциона.
Следовательно, на момент уклонения общества от заключения контракта данные лица не являлись его учредителями, и сведения о них не могли быть включены в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах арбитражные суды правомерно удовлетворили заявленные ФИО1, ФИО2, ФИО3 требования, поскольку оспариваемое решение в части включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о заявителях не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает их права
и законных интересы.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии управления с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые сделаны на основе надлежащей оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, не опровергают выводы судов и не подтверждают нарушение или неправильное применение судами норм материального
и процессуального права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов
в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.04.2017 Арбитражного суда Томской области и постановление от 30.06.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А67-8577/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Григорьев
Судьи В.И. Ильин
О.Ю. Черноусова