АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов
арбитражных судов, вступивших в законную силу
город Калуга
13 октября 2023 года
Дело № А68-12258/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Крыжскoй Л.А.,
судей
Власова Е.В.,
Силаевой Н.Л.,
при участии в заседании:
от заявителей жалоб:
ФИО1
-
представитель
Администрации города Тулы, доверенность
№ 31 от 02.02.2023; представитель Управления
архитектуры
и
градостроительства
администрации города Тулы, доверенность от
09.01.2023, копия диплома, свидетельство о
смене фамилии, паспорт;
от иных участвующих в деле лиц: не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы
Администрации города Тулы и Управления архитектуры и градостроительства
администрации города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от
21.04.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от
11.07.2023 по делу № А68-12258/2022,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее -
предприниматель, ИП ФИО2) обратился в Арбитражный суд Тульской
области с заявлением к администрации муниципального образования г. Тула (далее -
администрация) о признании незаконным отказа от 03.08.2022 № 7373-ИЗ/1 в
предоставлении разрешения на размещение нестационарных объектов для
организации обслуживания зон отдыха населения в виде проката детских
веломобилей, электромобилей и понициклов на земельном участке с кадастровым
номером 71:30:050102:1300, обязав выдать соответствующее разрешение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований
относительно
предмета
спора,
привлечено
Управление
градостроительства и архитектуры администрации города Тулы (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.04.2023 заявленные
требования
удовлетворены.
Признан
незаконным
отказ
администрации
муниципального образования города Тула от 03.08.2022 №7373-ИЗ/1. Управление
градостроительства и архитектуры администрации города Тулы в 14-дневный срок
со дня вступления решения суда в законную силу обязано предоставить
индивидуальному предпринимателю ФИО2
разрешение на размещение нестационарного объекта для организации обслуживания
зон отдыха населения в виде проката детских веломобилей, электромобилей и
понициклов на земельном участке с кадастровым номером 71:30:050102:1300
площадью 29 кв.м со сроком использования 5 лет со дня выдачи разрешения по
адресу: г. Тула, площадь Ленина, прилегающем к ТЦ «Гостиный Двор», согласно
схеме границ предполагаемой к использованию части земельного участка по
указанным в схеме координатам.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023
решение суда области оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на их незаконность
и необоснованность ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение
для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного
применения норм материального права, Администрация города Тулы и Управление
архитектуры и градостроительства администрации города Тулы (далее - заявители,
кассаторы) обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых просят
обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об
отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителей кассационных жалоб, судами первой и апелляционной
инстанций при разрешении спора необоснованно не принято во внимание, что
площадь Ленина в городе Туле не является зоной отдыха; в заявлении
предпринимателя
указаны предполагаемые к размещению объекты, не
предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300; суд не
вправе вмешиваться в решение вопросов местного значения и определять сроки, на
которые следует выдать разрешение на размещение спорных объектов; в
соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального
образования город Тула земельный участок под площадью Ленина расположен в
территориальной зоне О-1 - многофункциональная общественно-деловая зона.
В судебном заседании суда округа представитель администрации и управления
поддержала доводы кассационных жалоб в полном объеме, просит их удовлетворить,
судебные акты по делу отменить.
Иные участвующие в деле лица явку своих полномочных представителей в
судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, будучи
надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной
жалобы. Арбитражный кассационный суд в соответствии с положениями статьи 284
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное
заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность
применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и
процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права
установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам,
исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд
Центрального округа приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены
решения суда области и апелляционного постановления и направления дела на новое
рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.
Судами двух инстанций установлено, что предприниматель обратился в
администрацию с заявлением от 14.12.2020 о выдаче разрешения на использование
земель (земельного участка) в соответствии со статьями 39.33, 39.36 Земельного
кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Тульской области от
03.04.2015 № 157 «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения
объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации», для
размещения пункта проката веломобилей, электромобилей и другого спортивного
инвентаря, на земельном участке с кадастровым номером 71:30:050102:1300
площадью 29 кв.м, по адресу: г. Тула, Центральный район, пл. Ленина, со сроком
использования 5 лет.
Письмом
от
22.12.2020
№
23068-к/1
администрация
отказала
предпринимателю в выдаче разрешения, сославшись на то, что испрашиваемый
земельный участок является частью площади Ленина города Тулы, которая является
местом проведения массовых городских праздничных мероприятий; в рамках
проведения указанных мероприятий размещаются различные временные объекты, в
связи с чем выдать разрешение на использование спорной территории без
предоставления земельного участка в соответствии с постановлением Правительства
№ 1300 не представляется возможным.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской
области от 12.07.2021 по делу № А68-2656/2021 указанный отказ признан
незаконным и на администрацию возложена обязанность устранить допущенное
нарушение прав и законных интересов путем повторного рассмотрения заявления от
14.12.2020 о выдаче разрешения на размещение пункта проката веломобилей,
электромобилей и понициклов по существу.
Во исполнение решения администрация, повторно рассмотрев заявление
предпринимателя, в письме от 03.08.2022 № 7373-ИЗ/1 указала, что предполагаемая
цель использования земель не соответствует постановлению Правительства № 1300,
а также заявление не содержит указания на отсутствие необходимости получения
разрешения на строительство предполагаемого к размещенною объекта, и,
руководствуясь подпунктом «б» пункта 13 Административного регламента
предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование
земель или земельного участка, которые находятся в государственной или
муниципальной собственности, без предоставления земельный участков и
установления сервитута, публичного сервитута», утвержденного постановлением
администрации г. Тулы от 26.05.2022 № 322, в выдаче разрешения вновь отказала.
Не согласившись с указанным отказом, предприниматель обратился в
арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной
инстанций, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 АПК РФ, главой V.6
Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), исходили из того, что
спорный земельный участок является территорией общего пользования, местом
проведения массовых городских праздничных мероприятий, в рамках которых
размещаются различные временные объекты, однако, администрацией не
представлены доказательства невозможности одновременного многоцелевого
пользования испрашиваемого земельного участка для территории общего
пользования и размещения пункта проката веломобилей, электромобилей и
понициклов; возможность размещения указанных объектов не связана с видом
разрешенного использования земельного участка.
Между тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с данными
выводами судов первой и апелляционной инстанций, как преждевременными,
сделанными при неполном исследовании фактических обстоятельств дела, имеющих
существенное значение для правильного разрешения спора, сделанными при
неправильном применении норм материального права.
Суд округа исходит из следующего.
В силу статей 39.33 (подпункт 6 пункта 1), 39.36 (пункт 3) ЗК РФ
использование земель, находящихся в муниципальной собственности, может
осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута,
публичного сервитута, в том числе, в случае размещения объектов, виды которых
устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия
размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом
субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень
видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или
земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов
(далее - Перечень № 1300). Указанным перечнем, в частности, предусмотрено
размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха
населения (пункт 19), пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого
спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на
строительство, а также велопарковки (пункт 25); спортивные и детские площадки
(пункт 26).
Постановлением Правительства РФ № 1244 утверждены Правила выдачи
разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в
государственной или муниципальной собственности (далее - Правила № 1244),
которые устанавливают порядок выдачи разрешения на использование земель или
земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной
собственности.
Порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются
Правительством Российской Федерации, определяются нормативным правовым
актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса
Российской Федерации).
Постановлением Правительства Тульской области от 03.04.2015 № 157 (далее
- Постановление № 157) утверждено Положение о порядке и условиях размещения
объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на
землях или земельных участках, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и
установления сервитутов.
В силу пункта 7 данного Положения размещаемые объекты должны
соответствовать документам территориального планирования соответствующего
муниципального образования.
В ходе разрешения спора, администрация города указывала, что основным
документом территориального планирования является генеральный план; правила
землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) в рамках установленных генеральным
планом функциональных зон выделяют территориальные зоны и действующие в
рамках каждой из них правила застройки и использования; на дату обращения
предпринимателя с заявлением действовали Правила землепользования и застройки
муниципального образования город Тула, утвержденные Решением Тульской
городской Думы от 23.12.2016 № 33/839, согласно которым земельный участок под
площадью Ленина расположен в территориальной зоне О-1 - многофункциональная
общественно-деловая зона.
Администрация также указывала на положения пункта 7 статьи 36
Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), который
предусматривает возможность установления органами местного самоуправления
перечня объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего
пользования. Применительно к чему в соответствии с ПЗЗ размещение сезонных
аттракционов, спортивных и детских площадок к числу основных, условно
разрешенных или вспомогательных видов использования территориальной зоны
многофункциональной общественно-деловой зоны (О-1) не отнесено.
По мнению суда округа, в ходе разрешения спора судами двух инстанций
поддержана правовая позиция, ориентированная на итог разрешения спора по делу
№ А68-10482/2021. Между тем, указанный спор разрешен при иных фактических
обстоятельствах (предпринимателем испрашивалось разрешение на использование
земельного участка на Казанской набережной города Тулы).
Согласно заявлению предпринимателя от 14.12.2020 предполагаемыми целями
использования земельного участка являются размещение пункта проката
веломобилей, электромобилей и понициклов, для улучшения детского отдыха
жителей и гостей города Тулы, в рамках которых предусматривалась возможность
проведения
благотворительного
и
бесплатного
проката
веломобилей,
электромобилей и понициклов для детей из детских домов, интернатов, детей из
многодетных семей.
Как полагает окружная коллегия, применительно к местоположению
испрашиваемого земельного участка в настоящем деле (площадь Ленина) судами
двух инстанций недостаточно исследованы имеющие существенное значение для
правильного разрешения спора обстоятельства, в том числе, исходя из факта
необходимости
гарантированного
обеспечения
безопасности
людей
при
эксплуатации испрашиваемого к размещению пункта, с учетом схемы движения и
парковки автомобильного транспорта и иных факторов.
Таким образом, учитывая, что при рассмотрении дела судами первой и
апелляционной инстанций не исследованы значимые для дела обстоятельства,
принятые в рамках настоящего дела судебные акты не могут быть признаны
законными и обоснованными, а потому подлежат отмене на основании частей 1, 2
статьи 288 АПК РФ.
Для выяснения названных обстоятельств требуется исследование и оценка
относимых и допустимых доказательств, что невозможно в арбитражном суде
кассационной инстанции в силу его полномочий, поэтому дело в соответствии с
пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит направлению на новое
рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть изложенное,
установить юридически значимые для рассмотрения данного спора обстоятельства,
с соблюдением требований главы 7 АПК РФ дать надлежащую правовую оценку
доказательствам, проверить доводы сторон, и при соблюдении норм
процессуального права принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 - ч. 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 21.04.2023 и постановление
Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023 по делу
№ А68-12258/2022 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в
Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.А. Крыжскaя
Судьи
Е.В. Власов
Н.Л. Силаева