ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А68-317/18 от 15.08.2018 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А68-317/2018

20АП-4575/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2018

Постановление изготовлено в полном объеме 17.08.2018

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии                 от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «ГУРИ» – ФИО1 (доверенность от 14.08.2018 № 1), от ответчиков – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тульской области – ФИО2 (доверенность от 09.01.2018 № 03-11/00004), Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области – ФИО2 (доверенность от 02.04.2018 № 01-42/38), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобуобщества                         с ограниченной ответственностью «ГУРИ» на решение Арбитражного суда Тульской области от 05.06.2018 № А68-317/2018 (судья Елисеева Л.В.),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ГУРИ» (г. Тула, ОГРН <***>,      ИНН <***>) (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Тулы (реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тульской области) (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее по тексту – налоговый орган, инспекция) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.09.2017 № 2604 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>)                          от 20.11.2017 № 07-15/25565 в части исчисления налога к уплате в бюджет за 2016 год                  в сумме 3 882 411 рублей, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, по ставке 6 %.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.06.2018 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ООО «ГУРИ» просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей позиции указывает на то, что общество правомерно применило налоговую ставку 1 % по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, за 2016 год, поскольку все критерии, указанные                                       в статье 1 – 2 Закона № 1329-ЗТО, им выполняются. 

В отзывах на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России № 12 по Тульской области и УФНС России по Тульской области, опровергая доводы жалобы, просят в ее удовлетворении отказать.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, 23.03.2017 ООО «ГУРИ» представило                        в Инспекцию ФНС России по Центральному району г. Тулы налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), за 2016 год.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка данной декларации, в ходе которой установлено, что ООО «ГУРИ» за 2016 год занизило сумму налога по УСН, подлежащего уплате в бюджет, на 3 882 411 рублей, поскольку при исчислении налога по УСН за 2016 год применило ставку налога в размере 1 %, в то время как, по мнению инспекции, необходимо было применить ставку налога в размере 6 %.

Выявленное нарушение зафиксировано в акте налоговой проверки от 07.07.2017                         № 1377.  

По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика на акт, налоговым органом 12.09.2017 принято решение                                                     № 2604 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением обществу доначислен налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы,                        в размере 3 882 411 рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области подана апелляционная жалоба.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области                 от 20.11.2017 № 07-15/25565 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с указанными решениями инспекции и управления,                                  ООО «ГУРИ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и признавая правильной позицию инспекции, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное                                    не предусмотрено настоящим Кодексом.

Упрощенная система налогообложения (далее по тексту – УСН) организациями и индивидуальными предпринимателями в силу пункта 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой (пункт 1                                          статьи 346.12 НК РФ).

Объектом налогообложения по УСН в соответствии с пунктами 1 и 2                                  статьи 346.14 НК РФ признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя (пункт 1                                                    статьи 346.18 НК РФ)

Ставки налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, установлены        статьей 346.20 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 346.20 НК РФ (в редакции Федерального закона от 26.11.2008                 № 224-ФЗ) установлено, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 232-ФЗ «О внесении изменений                                  в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» пункт 1 статьи 346.20 НК РФ дополнен предложением следующего содержания: «Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки                   в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.                            В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов».

В соответствии с пояснительной запиской «К проекту Федерального закона                          «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» Проект Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» разработан в соответствии с пунктами 26 – 28, 30 и 32 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 № 98-р.

В соответствии с заключениями по проекту Федерального закона законопроект направлен на создание правовых условий для снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, ориентирован на расширение сферы применения льготных налоговых режимов, а, следовательно, на создание необходимых в условиях кризиса дополнительных налоговых стимулов для развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 232-ФЗ                       «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» данный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

С учетом этого судом первой инстанции сделано справедливое заключение о том, что пункт 1 статьи 346.20 НК РФ в редакции Закона № 232-ФЗ подлежит применению с 01.01.2016 и с этой даты законодатель предусмотрел возможность установления законами субъектов Российской Федерации налоговой ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

На территории Тульской области с 01.01.2009 действует Закон от 26.09.2009                     № 1329-ЗТО «Об установлении налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения» (далее по тексту – Закон № 1329-ЗТО).

В связи с внесением изменений в статью 346.20 НК РФ принят Закон Тульской области от 28.11.2015 № 2378-ЗТО «О внесении изменений в Закон Тульской области                      «Об установлении налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения» и в статью 2 Закона Тульской области «О внесении изменений в Закон Тульской области «Об установлении налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения» (далее по тексту – Закон № 2378-ЗТО), в соответствии                      с которым Закон от 26.09.2009 № 1329-ЗТО дополнен статьей 1 – 2,                                       пунктом 1 которой установлена налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы,                                   в размере 1 процента для налогоплательщиков-организаций, впервые зарегистрированных после вступления в силу настоящего Закона, за исключением организаций, осуществляющих оптовую и (или) розничную торговлю.

Закон № 2378-ЗТО в части вышеуказанных изменений вступил в силу с 01.01.2016 (пункт 2 статьи 3 Закона № 2378-ЗТО).

Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО «ГУРИ» применяет УСН с объектом налогообложения «доходы».

Признавая ошибочной позицию общества о правомерности применения в 2016 году пониженной ставки в размере 1 процента при исчислении налога, уплачиваемого в связи     с применением упрощенной системы налогообложения, суд первой инстанции обоснованно учитывал следующее.

Системное толкование пункта 1 статьи 346.20 НК РФ и пункта 2 статьи 1 Закона             от 28.11.2015 № 2378-3TO позволяет сделать вывод о том, что пониженная налоговая ставка в размере 1 процента, если объектом налогообложения являются доходы, на период с 01.01.2016 до 01.01.2017 на территории Тульской области установлена для налогоплательщиков – организаций, впервые зарегистрированных после введения в действие Закона от 28.11.2015 № 2378-ЗТО.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что целью принятия Закона                         от 28.11.2015 № 2378-3TO и внесения с 01.01.2016 изменений в Закон от 26.09.2009                     № 1329-3TO являлось снижение налоговой нагрузки для категории налогоплательщиков – вновь зарегистрированных после 28.11.2015 организаций (то есть организаций, начинающих предпринимательскую деятельность), применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, путем установления для таких налогоплательщиков пониженной ставки в размере 1 процента на период с 01.01.2016 по 01.01.2017, а не всех налогоплательщиков-организаций, зарегистрированных после вступления в силу (с 01.01.2009) Закона от 26.09.2009 № 1329-ФЗ, поскольку в Законе                               № 1329-ФЗ имеется прямое указание на то, что статья 1-2 (включая пункт 1) введена Законом № 2378-3TO, что означает, что при применении статьи 1-2 Закона № 1329-ФЗ необходимо учитывать первоисточник – Закон № 2378-3TO, а также цель принятия последнего (внесение с 01.01.2016 Федеральным законом от 13.07.2015 № 232-ФЗ изменений в пункт 1 статьи 346.20 НК РФ  в части возможности установления субъектами Российской Федерации налоговых ставок в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости               от категорий налогоплательщиков).

При этом судом первой инстанции справедливо отмечено, что  федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации право установления пониженной ставки налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, только с 01.01.2016 и только для отдельных категорий налогоплательщиков.

Толкование пункта 1 статьи 1-2 Закона № 1329-ЗТО, на котором настаивает заявитель, как верно указал суд первой инстанции, приводит к тому, что с 01.01.2016 пониженной ставкой налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, могут воспользоваться все налогоплательщики, зарегистрированные после 01.01.2009, а                        не отдельные категории налогоплательщиков, как на это указал федеральный законодатель, внося изменения в статью 346.20 НК РФ в целях снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.

Законом субъекта Российской Федерации не может быть распространена пониженная ставка налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на всех налогоплательщиков, так как федеральный законодатель не наделил субъект Российской Федерации такими полномочиями.

Судом установлено и следует из сведений Единого государственного реестра юридических лиц, что ООО «ГУРИ» зарегистрировано 15.08.2013, то есть до вступления         в силу изменений, внесенных в пункт 1 статьи 346.20 НК РФ (01.01.2016) и до вступления в силу (с 28.11.2015) Закона № 2378-3TO, внесшего изменения в Закон № 1329-3TO и установившего пониженную ставку налога в размере 1 процента.

При таких обстоятельствах судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что положения Закона № 2378-3TO, а также Закона № 1329-3TO на общество не распространяются и права для применения пониженной налоговой ставки                   в размере 1 процента при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 год, ООО «ГУРИ» не имело, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в признании незаконным решения Инспекции ФНС России по Центральному району г. Тулы от 12.09.2017 № 2604 о доначислении налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 3 882 411 рублей.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования в части признания незаконным решения УФНС России по Тульской области от 20.11.2017 № 07-15/25565, суд первой инстанции обоснованно с учетом пункта 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» посчитал, что данное решение не может являться предметом самостоятельного оспаривания в арбитражном суде, поскольку решение управления не представляет собой новое решение и не дополняет решение инспекции; процедура принятия решения УФНС России по Тульской области не нарушена и решение принято в пределах полномочий управления, что обществом не оспаривалось.

Судебная коллегия отмечает, что апелляционная жалоба не содержит мотивированных аргументов относительно данного вывода суда первой инстанции.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отказал обществу                 в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.

Частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи  333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Следовательно, размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет для юридических лиц 1500 рублей.

Из платежного поручения от 15.06.2018 № 102 следует, что                                         ООО «ГУРИ» уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 тысяч рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1                   статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации 1 500 рублей подлежит возврату заявителю.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269,                                        статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 05.06.2018 по делу                                        № А68-317/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГУРИ» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ГУРИ» (г. Тула,                   ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета госпошлину                 в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению  от 15.06.2018               № 102.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа                  в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Н.В. Еремичева

Д.В. Большаков

 Е.Н. Тимашкова