ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А68-3853/2022 от 19.09.2022 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А68-3853/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2022

Постановление изготовлено в полном объеме 20.09.2022

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Капустиной Л.А. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания Осиповой Д.И., при участии от истца – Воробьевой А.В. (доверенность от 10.01.2022, удостоверение, диплом), рассмотрев апелляционную жалобу Межрегионального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на решение Арбитражного суда Тульской области от 16.06.2022 по делу № А68-3853/2022 (судья Литвинов А.В.), принятое по иску Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области (ИНН 7101006403; ОГРН 1047100103665) к Межрегиональному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (ИНН 7106510491; ОГРН 1097154014154) об обязании принять в установленном порядке в казну Российской Федерации нежилые помещения №№ 13, 14, 15, общей площадью 47,4 кв.м., расположенные по адресу: Тульская область, Одоевский район, рп. Одоев, ул. Льва Толстого, д. 2а,

УСТАНОВИЛ:

решением суда от 16.06.2022 иск удовлетворен. Ответчик обратился с апелляционной жалобой о его отмене, указывает, что не наделен полномочиями по изъятию имущества в казну Российской Федерации, поскольку до изъятия должен быть решен вопрос о последующем закреплении имущества за другой организацией, а такого решения собственником не принималось.

Представитель истца с доводами жалобы не согласился, решение просил оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Распоряжением от 25.05.2016 № 111-р «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления за Управлением Федеральной службы судебных приставов по Тульской области» Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области закреплено на праве оперативного управления за УФССП России по Тульской области федеральное недвижимое имущество - нежилые помещения первого этажа, номера на поэтажном плане №№ 13, 14, 15, общей площадью 47,4 кв.м, расположенное по адресу: Тульская область, Одоевский район, рп. Одоев, ул. Л.Толстого, д. 2а.

УФССП России по Тульской области обратилось в АО «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» о выдаче техплана на вышеуказанные помещения. Согласно ответу АО «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» выдать технический план не предоставляется возможным, так как нежилое помещение № 13 (коридор) не отвечает требованиям изолированности и через него осуществляется доступ в другие помещения с номерами на поэтажном плане № 1,2. В связи с этим, в случае изготовления технического плана на данные помещения, орган кадастрового учета вправе принять решение об отказе в постановке на кадастровый учет вышеуказанного нежилого помещения в качестве самостоятельного объекта недвижимости в соответствии с ч.7 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Письмами от 20.03.2017 № 71908/17/5376-ВБ, от 10.05.2017 № 71908/17/8214-ВБ УФССП России по Тульской области обращалось к ответчику с просьбой внести изменения в распоряжение от 25.05.2016 № 111-р, а именно - исключить помещения первого этажа № 13, площадью 16,1 кв.м, в связи с невозможностью регистрации права оперативного управления и просьбой разъяснить порядок постановки на кадастровый учет спорного помещения № 13 .

03.07.2021 проведено рабочее совещание с участием начальника Одоевского отделения ГУ ТО «Областное БТИ», представителя Одоевского отдела Росреестра по Тульской области. В ходе данного совещания установлено, что вышеуказанное помещение не отвечает требованиям изолированности, поставить его на кадастровый учет не представляется возможным до внесения изменений в Распоряжение ТУ Росимущества в Тульской области от 25.05.2016 № 111 -р.

05.07.2021 за исх. № 71908/21/25890-ЭК УФССП России по Тульской области обратилось к МТУ Росимущества с просьбой в кратчайшие сроки решить вопрос о внесении изменений в вышеуказанное распоряжение и исключить из п.1 перечня помещение № 13 (коридор), расположенного по адресу: Тульская область, Одоевский район, рп. Одоев, ул. Льва Толстого, д. 2а.

23.08.2021 за исх. № 71-АС/7453 МТУ Росимущества указало на то, что у них отсутствуют правовые основания и технические возможности для осуществления учета нежилого помещения № 13 (коридор) в поэтажном плане в составе государственной казны Российский Федерации.

Как указывает истец, в настоящее время в связи с проведенными организационно-штатными мероприятиями в ФССП России отсутствует необходимость в использовании указанного недвижимого имущества. Отказ от права оперативного управления нежилыми помещениями №№ 13, 14, 15, расположенными по адресу: Тульская область, Одоевский район, рп. Одоев, ул. Л.Толстого, д. 2а, был согласован с центральным аппаратом ФССП России (письмо от 12.10.2021 № 00191/21/168691).

УФССП России по Тульской области обратилось в МТУ Росимущества с требованием о передаче и исключении из реестра федерального имущества указанного объекта недвижимого имущества (письмо от 22.10.2021 №71908/21/37418-ИК).

Неисполнение требования истца в добровольном порядке послужило причиной обращения последнего в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя требования, суд области обоснованно руководствовался следующим.

Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено ГК РФ, прекращается по основаниям и в порядке для прекращения права собственности (статья 235 ГК РФ), а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

При этом по правилам статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).

С учетом приведенных норм суд области пришел к обоснованному выводу о наличии у заявителя права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.

В соответствии с пунктом 5.22 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» оно наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений. Согласно пункту 4 названного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

При этом в соответствии с пунктами 4.1.9, 4.2.15 Приказа Росимущества от 19.12.2016 № 469 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти.

Согласно подпункту "б" пункта 6 Положения об учете федерального имущества в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, учет имущества осуществляется территориальным органом Росимущества по месту нахождения этого имущества.

На основании изложенного доводы ответчика об отсутствии у него полномочий на принятие спорного имущества в казну Российской Федерации правомерно отклонены судом области как несоответствующий подпункту "б" пункта 6 Положения об учете федерального имущества.

Ссылка ответчика на правовую позицию, изложенную в Определении ВС РФ от 28.06.2017 № 307-ЭС17-7473, не принимается внимание, поскольку данный акт принят по делу с иными фактическими обстоятельствами. В частности в рамках его рассмотрения установлено фактическое использование спорного имущества истцом (размещение в жилых помещениях работников истца).

Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, оснований для которой нет.

Руководствуясь пунктом 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 16.06.2022 по делу № А68-3853/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.М. Дайнеко

Судьи Л.А. Капустина

А.Г. Селивончик