ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А68-7655/18 от 12.11.2018 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А68-7655/2018

12.11.2018

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стахановой В.Н.,                  без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 13.09.2018 по делу № А68-7655/2018, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества «Центргаз» (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании недействительным решения от 08.06.2018 № 081S19180003631 (судья Чубарова Н.И.),

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Центргаз» (далее – заявитель, общество, АО «Центргаз») обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (далее – заинтересованное лицо, УПФР в г. Туле Тульской области, управление)    о признании недействительным решения от 08.06.2018 № 081S19180003631                                      о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В настоящее время государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области переименовано в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное).

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства, по заявлению управления судом изготовлен мотивированный текст решения.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 13.09.2018 по делу                                № А68-7655/2018 заявленное требование АО «Центргаз» удовлетворено. Судебный акт мотивирован отсутствием состава правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Не согласившись с данным решением, УПФР в г. Туле Тульской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте,  не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.  

По мнению управления, в действиях страхователя имеется состав вмененного правонарушения, поскольку в исходной форме СЗВ-М не было указано 1 застрахованное лицо, сведения на которое не представлены ранее, а именно во время предоставления отчета за организацию в целом. Общество не исправило (не уточнило) представленные сведения, а вновь сдало сведения на данных застрахованных лиц, т.е. представило несвоевременно сведения еще на 1 сотрудника.

Отмечает, что с 01.10.2018 вступает в силу приказ Министерства труда                                  и социальной защиты Российской Федерации от 14.06.2018    № 385н о внесении изменений в инструкцию № 766н, где первый абзац 39 пункта будет дополнен словами                 «о каждом застрахованном лице», т. е. «за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице»,  и следовательно, данные дополнения еще более подтверждают позицию Пенсионного фонда о том,                                      что страхователи должны представлять предусмотренные Федерального закона                              от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете  в системе обязательного пенсионного страхования»,  и Инструкцией № 766н достоверные                              и в полном объеме сведения о каждом застрахованном лице.

Акционерное общество «Центргаз» в отзыве на апелляционную жалобу возражало против ее доводов, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения,                         а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса                      Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда                 Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации                                         и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» (далее – постановление Пленума № 10) апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции   по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве                                            с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ.

В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, АО «Центргаз» представило отчет по форме СЗВМ за май 2017 года на 185 застрахованных лиц - 24.05.2017 (тип «исходная»).

13.02.2018 АО «Центргаз» самостоятельно выявив факт непредставления                           в установленные сроки сведений о застрахованном лице за май 2017 года в дополнение                к ранее представленным сведениям о застрахованных лицах представило сведения по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» в отношении одного застрахованного лица, сведения на которого не были представлены ранее.

Решением УПФР в г. Туле Тульской области от 08.06.2018 № 081S19180003631              АО «Центргаз» привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете                         в системе государственного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), в виде штрафа в сумме 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за май 2017 года.

Не согласившись с указанным решением Пенсионного фонда, акционерное общество «Центргаз» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее –                                Закон № 167-ФЗ) организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.21996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона № 27-ФЗ).

Пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе  договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу положений статей 8, 9, 15 названного закона указанные сведения представляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным (статья 16 Закона  № 27-ФЗ).

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной                                   или электронной форме в соответствии с Инструкцией «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (действующей в спорный период), и Инструкцией                       по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета                         в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.06.2016 № 473п.

Форма «Сведения о застрахованных лицах» СЗВ-М, по которой страхователи представляют в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016                   № 83п.

На основании статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять                     и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию                                       с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных                                               и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции                                в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Как следует из пункта 37 Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися                               у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам                           и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок               и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся                    у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Согласно пункту 39 названной Инструкции,  в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней                         со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Одновременно в этом же пункте 39 указано, что страхователь вправе                               при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить                                             в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона № 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.

В соответствии с положениями статьи 15 Закона № 27-ФЗ и Инструкции № 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.

В случае не устранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.

При решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.

Из материалов дела усматривается, что АО «Центргаз» представило отчет                          по форме СЗВ-М за май 2017 года на 185 застрахованных лиц - 24.05.2017 (срок предоставления «исходной» формы отчета не пропущен).

В свою очередь, 13.02.2018 общество, самостоятельно выявив факт непредставления сведений об одном застрахованном лице в дополнение к ранее представленным сведениям о застрахованных лицах,  представило сведения по форме          СЗВ-М с типом «дополняющая» в отношении одного застрахованного лица, сведения                         в отношении которого не представлены ранее.

Данные факты управление не оспорены.

Таким образом, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, заявитель предпринял меры по устранению выявленной ошибки самостоятельно, путем направления дополняющей формы СЗВ-М в пенсионный фонд.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины общества в совершении нарушения требований Закона № 27-ФЗ, так как оно самостоятельно выявило ошибку в представленных сведениях и предприняло меры к ее устранению путем направления дополняющей формы в управление, которое, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной) провело проверку представленных сведений, и выявило указанное выше нарушение Закона № 27-ФЗ.

Учитывая, что исходные сведения о застрахованных лицах направлены в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок, а некорректность изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена обществом путем направления корректирующих сведений, то в рассматриваемом случае у УПФР в г. Туле Тульской области отсутствовали достаточные правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303- КГ18-99 по делу № А73-910/2017, в соответствии с положениями Закона № 27-ФЗ и Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда                           и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ                        не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях,                                         до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов                          к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.                                        Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

При этом не имеет значения тот факт, что в правоотношениях, рассматриваемых                 в деле № А73-910/2017, действия общества были квалифицированы пенсионным фондом как представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах               по форме СЗВ-М, а в оспариваемом решении от 08.06.2018 № 081S19180003631 -                      как представление сведений с нарушением срока.

Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела справедливо учел, что вывод об отсутствии оснований для применения к обществу финансовой санкции сделан Верховным Судом Российской Федерации при аналогичных обстоятельствах, когда дополнительно представленные обществом по истечении установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27- ФЗ срока сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М не были отражены в первоначальных сведениях     за соответствующий период (за июнь 2016 года в отношении 6 застрахованных лиц).

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к АО «Центргаз» финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в связи                   с чем  правомерно удовлетворил заявленные требования общества.

При этом ни статьей 15 Закона № 27-ФЗ, ни Инструкцией от 21.12.2016 № 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Судом установлено, что реализуя свое право, предусмотренное статьей 15 Закона № 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции № 766н, учреждение, самостоятельно выявив ошибку в ранее представленных сведениях и до момента обнаружения управлением нарушения, представила органу пенсионного фонда дополняющие сведения по форме СЗВ-М, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Апелляционный суд также исходит из того, что согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.

Суд апелляционной инстанции также отмечает, что отсутствие в Инструкции указания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться как отсутствие оснований для неприменения санкций, поскольку, как уже указано, статья 15 закона № 27-ФЗ предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.

В целом по смыслу статьи 17 закона № 27-ФЗ, по мнению апелляционного суда, законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.

Имея в виду приведенное правовое регулирование, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку заявитель самостоятельно обнаружил ошибку в сведениях, предоставленных в исходной форме СЗВ-М,  и устранил ее до момента выявления такой ошибки управлением.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Отклоняя довод управления, продублированный в апелляционной жалобе,                            о наличии в действиях страхователя состава вменяемого правонарушения, поскольку дополняющая форма СЗВ-М представлена в отношении новых застрахованных лиц,                         а не с целью исправления допущенных ошибок в исходной форме СЗВ-М, суд первой инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемом случае отсутствуют законные основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, так как состав правонарушения отсутствует – страхователь, обнаружив непредставление сведений на застрахованных лиц в форме СЗВ-М (исходная), направил дополнительные сведения до обнаружения Пенсионным фондом ошибки                                              в предоставленных сведениях исходной формы.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Аналогичная правовая позиция отражена Верховным судом Российской Федерации в определениях от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702, от 02.07.2018 № 303-КГ18-99,                                   от 01.08.2018 № 309-КГ18-10386, от 30.10.2018 № 307-КГ18-6769.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное  АО «Центргаз» требование.

Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку управления на то,                                      что с 01  октября 2018 года вступает в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.06.2018 № 385н о внесении изменений                                     в Инструкцию № 766н, где первый абзац 39 пункта будет дополнен словами                                    «о каждом застрахованном лице», как несостоятельную, поскольку указанные изменения могут распространяться лишь на те правоотношения, которые возникнут  после названной даты.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными судом фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у  суда апелляционной инстанции  не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 13.09.2018 по делу № А68-7655/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области –                      без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано  в  Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4  статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                      В.Н. Стаханова