ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А68-9043/18 от 17.12.2018 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                    Дело   № А68-9043/2018 Резолютивная часть  постановления объявлена 17.12.2018

Постановление изготовлено в полном объеме 23.12.2018

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лемонджавой С.Н., при участии               от заявителя – общества с ограниченной ответственностью Проектно-строительное предприятие «Кимовскгазстрой» – ФИО1 (доверенность от 17.12.2018), ФИО2 (доверенность от 01.10.2018), от ответчика – межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области – ФИО3 (доверенность от 09.01.2018 № 03-05/00090), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью                            Проектно-строительное предприятие «Кимовскгазстрой» на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.10.2018 по делу № А68-9043/2018 (судья Елисеева Л.В.), 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью Проектно-строительное предприятие «Кимовскгазстрой» (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением                 о признании недействительным решения межрайоной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области (Тульская область, п. Ленинский, ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее по тексту – ответчик, инспекция, налоговый орган) от 07.06.2018 № 2682 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.10.2018 заявленное требование оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью                Проектно-строительное предприятие «Кимовскгазстрой» просит данное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт.                  В обоснование своей позиции ссылается на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная постановлением Правительства Тульской области             от 30.11.2016  № 546 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области», должна применяться с 01.01.2018, поскольку датой официального опубликования постановления от 30.11.2016  № 546 является дата его опубликования на утвержденном указом Президента Российской Федерации официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) – 06.12.2016.   

В отзыве на апелляционную жалобу межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области просит в ее удовлетворении отказать.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, 17.01.2018 ООО «ПСП «Кимовскгазстрой» представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2017 год, согласно которой исчислен земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 71:14:030501:105 в размере 32 694 рублей, исходя из кадастровой стоимости равной 2 179 575 рублей.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной                     обществом налоговой декларации, в ходе которой установлено занижение исчисленной               к уплате суммы земельного налога за 2017 год в размере 38 112 рублей, ввиду того, что, по мнению налогового органа, при определении налоговой базы по спорному земельному участку подлежала применению  кадастровая стоимость, установленная постановлением Правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области», в размере 4 720 395 рублей.

По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией составлен акт проверки от 03.05.2018 № 2464 и вынесено решение от 07.06.2018 № 2682 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ), в виде штрафа в размере 1 906 рублей.

Кроме того, указанным решением обществу доначислен земельный налог                          за 2017 год в размере 38 112 рублей, начислены пени в размере 3 085 рублей 61 копейки.

Налогоплательщик обратился в управление Федеральной налоговой службы      по Тульской области с апелляционной жалобой на указанное решение инспекции.

Решением управления от 11.07.2018 № 07-15/16382@ решение инспекции оставлено без изменения.

Не согласившись с данным решением инспекции, ООО «ПСП «Кимовскгазстрой»  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и признавая правильной позицию инспекции, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться                              в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают,                               что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)                      не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права     и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Налогоплательщики в соответствии со статьей 23 НК РФ обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными актами представительных органов муниципальных образований; вводится в действие и прекращает действовать                                в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате                          на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога в силу статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные                     в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог                    (статья 389 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 и пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

При этом налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости                           о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 НК РФ).

Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 НК РФ).

Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии                            с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии                             с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Судом первой инстанции сделано справедливое заключение о том, что на 2016 год установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 № 740 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель 5 населенных пунктов на территории города Тулы)» в размере 2 179 575 рублей, а                        на 2017 год – постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 «Об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области» (опубликовано в Сборнике правовых актов Тульской области и иной официальной информации (http://npatula.ru) 30.11.2016, на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 06.12.2016) в размере 4 720 395 рублей.

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривалось обществом, последним при исчисления земельного налога                               за 2017 год по земельному участку с кадастровым номером 71:14:030501:105 применена кадастровая стоимость в размере 2 179 575 рублей, утвержденная постановлением Правительства Тульской области  от 09.12.2013 № 740.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области достаточных правовых основания для доначисления обществу земельного налога за 2017 год                                                        в сумме 38 112 рублей, начисления пени в размере 3 085 рублей 61 копейки и применения штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 1 906 рублей.

Отклоняя довод ООО «ПСП «Кимовскгазстрой»  о том, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная постановлением Правительства Тульской области                       от 30.11.2016 № 546 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области», должна применяться с 01.01.2018, поскольку датой официального опубликования постановления Правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 является дата его опубликования на утвержденном Указом Президента Российской Федерации официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) – 06.12.2016, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013              № 17-П указано, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен Кодексом, в части вступления в силу актов законодательства о налогах                        и сборах.

В силу пункта 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Положения, предусмотренные статьей 5 НК РФ, распространяются также                            на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 5 статьи 5 НК РФ).

Согласно пункту 3 постановления Правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области» постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Источниками официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области, в соответствии с пунктами 1, 2 постановления Правительства Тульской области от 17.02.2014 № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области», являются: газета       «Тульские известия»; сетевое издание «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети                      «Интернет» – http://npatula.ru; сетевое издание «Официальный интернет-портал правовой информации» – www.pravo.gov.ru.

Официальным опубликованием нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области является публикация их полных текстов в газете «Тульские известия» и (или) размещение (опубликование) в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – http://npatula.ru, сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» – www.pravo.gov.ru.

Днем официального опубликования нормативных правовых актов правительства               и органов исполнительной власти Тульской области является дата первой публикации               их полных текстов в газете «Тульские известия» и (или) первое размещение (опубликование) в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – http://npatula.ru, сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой               информации» – www.pravo.gov.ru.

Таким образом, как справедливо заключил суд первой инстанции, наиболее ранняя из дат опубликования полного текста закона в газете «Тульские известия» и (или) первое размещение (опубликование) в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – http://npatula.ru, сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» – www.pravo.gov.ru. и будет считаться днем официального опубликования.

Постановление Правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546                           «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков              в составе земель населенных пунктов Тульской области» опубликовано в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации»                              в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – http://npatula.ru 30.11.2016.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода                                           по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 21 постановления от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии                        в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.

Если такая возможность была обеспечена, то порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Суд первой инстанции справедливо отметил, что опубликование 30.11.2016 постановления правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации»                           в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – http://npatula.ru обеспечило возможность неопределенному кругу лиц ознакомиться с данным постановлением непосредственно в день его подписания.

Таким образом, постановление правительства Тульской области от 30.11.2016                 № 546 вступило в силу с 31.12.2016, соответственно, кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная указанным постановлением, должна применяться при исчислении земельного налога начиная с 01.01.2017.

Ссылку общества на отсутствие его вины в совершении налогового правонарушения, поскольку на утвержденном указом Президента Российской Федерации официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) не указано, что  постановление Правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 было опубликовано ранее 06.12.2016, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку общество не было лишено возможности посмотреть информацию на источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области, которые определены, как отмечено выше, пунктами 1, 2 постановления Правительства Тульской области от 17.02.2014 № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области» – газета «Тульские известия»; сетевое издание «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети                      «Интернет» – http://npatula.ru; сетевое издание «Официальный интернет-портал правовой информации» – www.pravo.gov.ru.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 26.10.2018 по делу № А68-9043/2018    оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Проектно-строительное предприятие «Кимовскгазстрой» –                            без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

            Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа                          в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Н.В. Еремичева

Е.В. Мордасов

В.Н. Стаханова