ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: sibiria@arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г.Иркутск | № А69-125/07-8-Ф02-5281/2007 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелёминой М.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва на решение от 26 марта 2007 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу № А69-125/07 -8 (суд первой инстанции: Санчат Э.А.),
установил:
Министерство внутренних дел Республики Тыва (далее – МВД Республики Тыва ) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее – Росфиннадзор) с заявлением о признании незаконными акта встречной проверки от 24.11.2006 № 262-5, предписания от 30.11.2006 № 12-05-18/1754, а также действий Росфиннадзора.
Решением от 26 марта 2007 года заявленные требования удовлетворены в части.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда от 26 марта 2007 года не проверялись.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям неправильного применения части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 23 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.04.2000 № 42н.
В отзыве на кассационную жалобу МВД Республики Тыва просит оставить судебный акт без изменения.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления № 93650, 93651 от 07.08.2007), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришёл к следующим выводам по делу.
Как установлено материалами дела, с 20.11.2006 по 21.11.2006 начальником отдела Росфиннадзора проведена встречная проверка использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жильё» на 2002-2010 годы в Министерстве внутренних дел Республики Тыва за 2006 год.
В ходе проверки установлено неправомерное расходование средств федерального бюджета на сумму 925 290 рублей в результате необоснованного завышения размера субсидий гражданам-участникам подпрограммы. Составлен акт от 24.11.2006 № 262-5.
По результатам проверки ВРИО руководителя Росфиннадзора вынесено предписание от 30.11.2006 № 12-05-18/1754 для принятия мер по пресечению нарушений, выявленных в ходе встречной проверки использования средств федерального бюджета, согласно которому МВД Республики Тыва предписано в течение месяца взыскать с граждан-участников подпрограммы: ФИО1 (616860 рублей) и ФИО2 (308430 рублей) бюджетные средств федерального бюджета, использованные неправомерно.
Удовлетворяя требование в части признания недействительным акта проверки и предписания, арбитражный суд исходил из того, что материалами дела подтверждается факт использования МВД Республики Тыва денежных средств на цели, соответствующие условиям получения указанных средств из федерального бюджета.
При этом суд руководствовался статьями 38, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в признании незаконными действия Росфиннадзора, суд обоснованно исходил из того, что Росфиннадзор имел полномочия на проведение встречной проверки использования средств федерального бюджета в МВД Республики Тыва.
Судебный акт следует отменить в удовлетворённой части в связи со следующим.
Суд признал недействительным акт от 24.11.2006 № 262-5 встречной проверки использования средств федерального бюджета, в то время как названный акт не отвечает признакам ненормативного правового акта, недействительность которого может устанавливаться арбитражным судом правилам главы 24 АПК РФ.
Производство по делу в части названного требования МВД Республики Тыва следовало прекратить применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи неподведомственностью возникшего спора арбитражному суду.
Судебный акт в части признания недействительным предписания от 30.11.2006 № 12-05-18/1754 следует отменить, а дело в этой части передать на новое рассмотрение в связи со следующим.
Признавая предписание недействительным, суд посчитал, что под неправомерным расходованием бюджетных средств Росфиннадзор понимает нарушение положений Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Названное выразилось в излишнем начислении субсидий гражданам, что не является нецелевым использованием бюджетных средств.
Между тем, судом не было учтено, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1095 средства федерального бюджета, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение месяца после выявления указанных нарушений.
Суд не проверил, действительно ли имело место неправомерное (незаконное) начисление субсидий (за счёт средств федерального бюджета), а также имело ли Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва полномочия на принятие оспариваемого по делу предписания, соответствует ли требование, изложенное в предписании, действующему законодательству.
С учётом изложенного, судебный акт подлежит отмене в части.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26 марта 2007 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу № А69-125/07 -8 отменить в части признания незаконными акта от 24.11.2006 № 262-5 встречной проверки использования средств федерального бюджета и предписания от 30.11.2006 № 12-05-18/1754. В части требования Министерства внутренних дел Республики Тыва о признании незаконным акта встречной проверки от 24.11.2006 № 262-5 производство по делу прекратить.
В части требования Министерства внутренних дел Республики Тыва о признании незаконным предписания от 30.11.2006 № 12-05-18/1754 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва.
В остальной части решение от 26 марта 2007 года оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Судьи | Л.А. Кадникова Л.Ю. Пущина М.М. Шелемина |