ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-13873/2021 от 31.03.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                 Дело № А70-13873/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                                   Шабановой Г.А.

судей                                                                  Дружининой Ю.Ф.

                                                                             ФИО1

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Отдела (инспекции) по Тюменской области Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии на решение от 20.10.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 30.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е.,
ФИО2) по делу № А70-13873/2021 по заявлению Отдела государственного надзора по Тюменской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (625027, <...>) к обществу с ограниченной ответственностью «Нефтэкс» (625003, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении
к административной ответственности.

В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью «Нефтэкс» – ФИО3 по доверенности от 01.03.2022,
ФИО4 по доверенности от 01.03.2022.

Суд установил:

Отдел (инспекция) по Тюменской области Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии (ранее – Отдел государственного надзора по Тюменской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии, далее – отдел, административный орган) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении общества
с ограниченной ответственностью «Нефтэкс» (далее – общество, ООО «Нефтэкс»)
к административной ответственности по статье 19.33 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением от 20.10.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным
без изменения постановлением от 30.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, отдел просит указанные судебные акты отменить и привлечь ООО «Нефтэкс» к административной ответственности.

Податель жалобы считает ошибочным вывод судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии у административного органа полномочий на составление протокола от 26.07.2021 № 49Ю.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в порядке 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующего в заседании представителя общества, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене. 

Как следует из материалов дела, в отдел поступило обращение Уральской оперативной таможни от 12.05.2021 № 24-17/6072 о предоставлении ООО «Нефтэкс» при таможенном оформлении товаров деклараций о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 (далее – ТР ТС 010/2011), горелок газовых, встраиваемых в оборудование, предназначенное для использования в технологических процессах на промышленных предприятиях (от 18.06.2020 ЕАЭС                          № RU Д-DE.АЖ49.В.08432/20), и вентиляторов центробежных (от 25.06.2020 ЕАЭС            № RU Д-IT.АЖ49.В.08766/20), выданных испытательной лабораторией ООО «Сириус» (аттестат аккредитации от 01.02.2018 РОСС RU.31112.ИЛ0030), отсутствующей по адресу места осуществления ею деятельности: <...>.

Усомнившись в достоверности декларации, отдел направил в адрес общества запрос от 18.05.2021 № 5-09/231 о предоставлении дополнительной информации о продукции: договора (иного документа), подтверждающего наделение полномочиями изготовителем; комплекта документов на продукцию, подтверждающих соответствие требованиям ТР ТС 010/2011, и прочие доказательственные материалы, использованные при осуществлении обязательного подтверждения соответствия указанной продукции, а также обоснование безопасности и руководство (инструкция) по эксплуатации, в срок не позднее 10 дней с момента получения требования.

Согласно отчету об отслеживании отправления запрос получен ООО «Нефтэкс» 21.05.2021, соответственно, информацию надлежало представить не позднее 31.05.2021.

31.05.2021 на почту отдела поступил ответ общества от 31.05.2021 № 068
с приложенными протоколами испытаний от 18.06.2020 № 0957-939-QRY/2020
(на газовую горелку), от 25.06.2020 № 0960-939-QRY/2020 (на вентилятор центробежный), которые оформлены испытательной лабораторией ООО «Сириус»; также общество сообщило, что не владеет информацией о месте нахождения лаборатории.

Поскольку обществом в установленный срок представлена лишь часть запрашиваемых сведений, отделом составлен протокол об административном правонарушении от 26.07.2021 № 49Ю и направлено в арбитражный суд заявление
о привлечении ООО «Нефтэкс» к административной ответственности по статье 19.33 КоАП РФ.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что
в рассматриваемом случае протокол от 26.07.2021 № 49Ю составлен неуполномоченным должностным лицом, поскольку с 01.07.2021 органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – Росстандарт) не уполномочены на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, установленных ТР ТС 010/2011, и отказали административному органу в удовлетворении заявления.

Между тем судами не учтено следующее.

Статьей 19.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.23, частью 2 статьи 13.4, статьями 13.8 и 14.37 названного Кодекса.

Согласно пункту 66 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции и (или) федеральный государственный метрологический надзор, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.33 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» частью 3 статьи 1.7 Кодекса установлено, что производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ                              «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

В связи с вступлением в силу названного Закона внесены изменения в Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон №184-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 39 Закона № 184-ФЗ органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации. В ходе проведения проверки органы государственного контроля (надзора) вправе: требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов; запрашивать у изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия.

Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей Закону № 184-ФЗ (часть 2 статьи 4 Закона № 184-ФЗ).

В силу части 8 статьи 98 Закона № 248-ФЗ организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации
от 17.06.2004 № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что Росстандарт осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

В силу пунктов 1, 9.2, 10.4, 11.2.1 Положения об Уральском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.08.2010 № 2922, управление – территориальный орган Росстандарта в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа; осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов в области технического регулирования, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Росстандарта.

Вопреки позиции судов с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 993 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц», полномочия административного органа на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС 010/2011 не прекращены.

Таким образом, вывод судов об отсутствии у административного органа полномочий на составление протокола об административном правонарушении по статье 19.33             КоАП РФ является ошибочным.

Поскольку устранение допущенных судами нарушений связано с необходимостью исследования и оценки доказательств, что в силу части 2 статьи 287 АПК РФ невозможно в суде кассационной инстанции, а предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек, решение
от 20.10.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 30.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).

При новом рассмотрении арбитражному суду надлежит в порядке статьи 71 АПК РФ проверить и дать оценку всем приведенным сторонами доводам и представленным в их подтверждение доказательствам, в соответствии с положениями части 6 статьи 205               АПК РФ установить все существенные для дела обстоятельства, и принять по делу судебный акт, отвечающий требованиям действующего законодательства.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 20.10.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление
от 30.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-13873/2021 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Г.А. ФИО5

Судьи                                                                                    Ю.Ф. Дружинина

                                                                                                          О.Ю. Черноусова