Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А70-18770/2018
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2019 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Беловой Л.В.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГранитСтройКомплект» на решение от 06.02.2019 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 08.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Грязникова А.С.,
Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу № А70-18770/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГранитСтройКомплект» (625055, Тюменская область, город Тюмень, улица Пражская, 17,
ИНН 7203189481, ОГРН 1077203007617) к Прокуратуре Тюменской области (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица 50 лет Октября, 31,
ИНН 7204006003, ОГРН 1027200810284), Главному управлению строительства Тюменской области (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Некрасова, 11, ИНН 7202137988, ОГРН 1057200732907)
об оспаривании решения от 23.10.2018 № 7-20-2018 и постановления
от 13.11.2018 по делу об административном правонарушении.
Другое лицо, участвующее в деле – ФИО4.
В заседании приняли участие представители:
от Прокуратуры Тюменской области – ФИО5 по доверенности
от 10.07.2019,
от Главного управления строительства Тюменской области – ФИО6 по доверенности от 01.08.2018.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «ГранитСтройКомплект»
(далее – общество, ООО «ГСК») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконными решения Прокуратуры Тюменской области (далее – прокуратура) от 23.10.2018 № 7-20-2018
о согласовании проведения внеплановой выездной проверки и постановления Главного управления строительства Тюменской области (далее – управление) от 13.11.2018 № 207/18ал о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
в виде штрафа в размере 10 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО4.
Решением от 06.02.2019 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 08.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО «ГСК», ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленные им требования.
По мнению общества, объект капитального строительства, состоящий из цеха и административного помещения, не подлежал государственному строительному надзору; проверка проведена с грубым нарушением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ); в силу пунктов 3, 4, 4.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) получения разрешения на строительство (реконструкцию) не требовалось.
В отзывах на кассационную жалобу прокуратура и управление, соглашаясь с выводами судов, просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, с целью проверки фактов, изложенных в поступившем из прокуратуры Ленинского административного округа города Тюмени обращении представителя регионального отделения в Тюменской области Российской экологической партии «Зеленые» ФИО7, управлением в соответствии с приказом от 22.10.2012 № 1910-к проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «ГСК», осуществляющего строительство нежилого административного здания с кадастровым номером 72:23:0103002:4248, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер земельного участка 72:23:0103002:4204).
Проведение данной проверки было согласовано прокуратурой (решение от 23.10.2018 № 7-20-2018).
В ходе проверки установлено, что нежилое административное здание площадью 206,9 кв.м с кадастровым номером 72:23:0103002:4248, является частью здания с кадастровым номером 72:23:0103002:1959, имеет общие с ним фундамент, стены, коммуникации; одна часть здания представляет собой одноэтажный цех для камнеобработки, вторая (двухэтажная) – помещения административно-бытового назначения (спорный объект); согласно кадастровой выписке от 15.04.2016, техническому плану от 21.07.2009, площадь части здания административно-бытового назначения составляет 125,6 кв.м., фактически по выписке из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.09.2018 № КУВИ-001/2018-8627502 – 206,9 кв.м.
При осуществлении осмотра выявлен факт реконструкции административно-бытовой части здания и цеха по камнеобработке. В цехе выполнено устройство двух дополнительных проемов для входа в наружных несущих стенах здания (вместо существующих оконных проемов), выполнено устройство пристроя к административно-бытовой части здания
с устройством лестничной клетки внутри (ранее вход на второй этаж был организован по наружной лестнице), устройство входной группы, дополнительных проемов в наружных стенах, существующих
до реконструкции здания. На момент проведения осмотра реконструкция завершена, осуществлялась эксплуатация здания (акт осмотра от 26.10.2018).
Письмом от 01.10.2018 Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени сообщил, что разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию нежилого административного здания с кадастровым номером 72:23:0103002:4248 площадью 206,9 кв.м. не выдавались.
По результатам проверки управлением составлены акт проверки
от 26.10.2018 № 1322/18л, протокол об административном правонарушении от 01.11.2018 и вынесено постановление от 13.11.2018 № 207/18ал
о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с решением прокуратуры от 23.10.2018 № 7-20-2018 и постановлением управления от 13.11.2018 № 207/18ал, ООО «ГСК» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушений порядка проведения проверки и процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности.
Выводы судов являются правомерными, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи 54 ГрК РФ.
В силу подпункта «б» пункта 2 части 5 статьи 54 ГрК РФ проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда.
Согласно части 1.1 статьи 54 ГрК РФ при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2, подпунктом «б» или «в» пункта 3 части 5 настоящей статьи, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных в настоящей части объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учетом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи
Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 настоящей статьи, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Застройщик обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки (часть 6.1 статьи 54 ГрК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержден приказом Генеральной прокурора Российской Федерации
от 27.03.2009 № 93 (далее – Приказ № 93), в силу пункта 4 которого основанием для проведения внеплановой выездной проверки, подлежащей согласованию в органах прокуратуры, является поступление в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, сведений из средств массовой информации о фактах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона
№ 294-ФЗ.
Основания для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки предусмотрены частью 11 статьи 10 Закона № 294-ФЗ и пунктом 8 Порядка № 93.
Из материалов дела следует, что в управление поступило обращение представителя регионального отделения в Тюменской области Российской экологической партии «Зеленые» ФИО7 об эксплуатации ООО «ГСК» нежилых зданий (строений), не введенных в эксплуатацию в установленном законом порядке, что может повлечь угрозу жизни и здоровью граждан; управлением в прокуратуру направлено мотивированное представление от 18.10.2019 для согласования проведения внеплановой выездной проверки в отношении общества с целью проверки наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство.
При таких обстоятельствах выводы арбитражных судов о соответствии оспариваемого решения прокуратуры действующему законодательству и соблюдении управлением порядка назначения и проведения проверки являются правильными.
В силу части 5 статьи 9.5 КоАП РФ эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 10 000 руб. до 20 000 руб.
Согласно пункту 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) признается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция объекта капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство (часть 2 статьи 51 ГрК РФ), ввод объекта в эксплуатацию - на основании разрешения уполномоченного органа, выдавшего разрешение на строительство (часть 2 статьи 55 ГрК РФ); эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55.24 ГрК РФ).
При этом в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ получение разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае: строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (пункт 3); изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (пункт 4); капитального ремонта объектов капитального строительства (пункт 4.1).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что ООО «ГСК» выполнена реконструкция здания, являющегося объектом капитального строительства; в результате данных работ возник новый объект, не подпадающий под исключения, перечисленные в части 17 статьи 51 ГрК РФ; разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию нежилого административного здания площадью 206,9 кв.м с кадастровым номером 72:23:0103002:4248, расположенного по адресу: <...> не выдавались.
Факт эксплуатации данного объекта капитального строительства обществом не оспаривается.
Поскольку доказательств, подтверждающих принятие ООО «ГСК» всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований градостроительного законодательства, материалы дела не содержат, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
Существенных нарушений управлением требований КоАП РФ в ходе производства по административному делу судами не выявлено; оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел; нормы статьи 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лиц, привлекаемых к ответственности, соблюдены.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 5 статьи 9.5 КоАП РФ. Оснований для применения статьей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ суды не усмотрели.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали ООО «ГСК» в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.02.2019 Арбитражного суда Тюменской области
и постановление от 08.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-18770/2018 оставить без изменения, кассационную
жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.А. ФИО8
Судьи Л.В. Белова
О.Ю. Черноусова