Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-2471/22
Екатеринбург
26 мая 2022 г.
Дело № А71-14948/2021
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Вдовина Ю.В., рассмотрел кассационную жалобу арбитражного управляющего Грязева Андрея Анатольевича на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.12.2021 по делу № А71-14948/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судьей единолично без вызова сторон.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Грязева Андрея Анатольевича (далее – заявитель, арбитражный управляющий Грязев А.А.) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.12.2021заявленные требования удовлетворены: арбитражный управляющий Грязев А.А. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде предупреждения; в удовлетворении ходатайства Вилкова Алексея Юрьевича от 26.11.2021 о вступлении в дело в качестве заинтересованного лица, отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 04.03.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе арбитражный управляющий Грязев А.А. просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на то, что ни в рамках настоящего дела, ни в рамках рассмотрения жалобы на действия арбитражного управляющего в деле о банкротстве акционерного общества «Медавтотранс», расхождений, отсутствия, недостоверности сведений в представленных отчетах не установлено, между тем установлено отсутствие приложенных к отчетам копий документов, что не влечет недействительность самих отчетов. Заявитель указывает, что административным орган и судами не указано какие именно документы должны быть приложены к отчетам. Кроме того, арбитражный управляющий полагает, что судами необоснованно не применены к рассматриваемым спорным отношениям положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно положениям части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения кассационной жалобы арбитражного управляющего не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, по результатам проведения административного расследования Управлением установлено ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим акционерного общества «Медавтотранс» Грязевым А.А. обязанностей, предусмотренных законодательством о банкротстве.
В отношении арбитражного управляющего Грязева А.А. составлен протокол об административном правонарушении от 12.10.2021 № 00511821, по факту совершения административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Материалы административного расследования вместе с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Грязева А.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, направлены в арбитражный суд.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего Грязева А.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, назначил наказание в виде, предусмотренного санкцией части 3 названной статьи, предупреждения.
Суд апелляционной инстанции выводы суда поддержал.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными и обоснованными в связи со следующим.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ).
В силу пункта 12 статьи 20 Федерального закона № 127-ФЗ споры, связанные с профессиональной деятельностью арбитражного управляющего, разрешаются арбитражным судом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона № 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 143 Федерального закона № 127-ФЗ конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения: о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества; о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений; о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества; о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам; о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц; о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника; о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди; о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства; о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах; о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка; о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства; иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299 «Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего» утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего (далее ? Общие правила подготовки отчетов).
Согласно пунктам 11, 13 Общих правил подготовки отчетов к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения. К отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.
В ходе проведенного Управлением административного расследования выявлены нарушения требований Федерального закона № 127-ФЗ, допущенные арбитражным управляющим Грязевым А.А., а именно: в нарушение статьи 143 Федерального закона № 127-ФЗ, пунктов 11, 13 Общих правил подготовки отчетов, к отчетам о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, а также к отчетам конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника от 09.01.2019, 30.06.2019, 12.12.2019, 21.05.2020, 28.12.2020, 12.04.2021 не приложены копии документов, подтверждающих указанные в отчетах сведения.
Факт нарушения арбитражным управляющим Грязевым А.А. указанных выше требований законодательства о банкротстве, как они отражены в протоколе об административном правонарушении от 12.10.2021 № 00511821, подтверждается материалами дела и документально не опровергнут, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Судами установлено, что неисполнение ответчиком своих организационно-распорядительных функций повлекло за собой нарушение требований Федерального закона № 127-ФЗ.
Вина ответчика в совершении вменяемого правонарушения усматривается в форме неосторожности. Арбитражный управляющий как профессиональный участник правоотношений мог и должен был предвидеть неблагоприятные последствия нарушения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), принять все зависящие от него меры по недопущению нарушений.
При этом судами учтено, что арбитражный управляющий Грязев А.А. имеет специальную подготовку для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего и необходимый опыт, которые позволяют исполнять обязанности арбитражного управляющего в строгом соответствии с законодательством о банкротстве.
Материалы дела не содержат доказательств, что нарушение Федерального закона № 127-ФЗ было вызвано обстоятельствами, находящимися вне контроля арбитражного управляющего при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при осуществлении процедуры конкурсного производства.
С учетом изложенного, суд округа поддерживает выводы судов о наличии в действиях арбитражного управляющего Грязева А.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Однако суд первой инстанции, приняв во внимание характер правонарушений, счел возможным назначить административное наказание в виде предупреждения.
Назначенное наказание в виде предупреждения соответствует санкции части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка ведения административного производства судами не установлено.
Решение суда о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции отказано в удовлетворении ходатайства конкурсного кредитора акционерного общества «Медавтотранс» Вилкова Алексея Юрьевича о вступлении в дело в качестве третьего лица без самостоятельных требований, в связи с тем, что исходя из предмета спора, оснований для вывода о том, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права или обязанности указанного лица, в том числе, создать препятствия для реализации его прав или надлежащего исполнения обязанностей по отношению к одной из сторон спора, не установлено.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном не применении судами положений статьи 2.9 КоАП РФ, судом кассационной инстанции отклоняется.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Между тем каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом не установлено.
Состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является формальным, то есть устанавливает ответственность лишь за сам факт нарушения тех или иных обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), безотносительно к последствиям правонарушения. Отсутствие либо наличие нарушений прав конкурсных кредиторов, наличие какого-либо опасного результата совершенного деяния находятся за рамками данного состава административного правонарушения и не влияют на его квалификацию.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
На основании изложенного и с учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд округа соглашается с выводами судов о том, что основания для признания правонарушения малозначительным и для применения статьи 2.9 КоАП РФ, отсутствуют.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, в жалобе не приведено.
Судом кассационной инстанции таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.12.2021 по делу № А71-14948/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего Грязева Андрея Анатольевича – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья Ю.В. Вдовин