ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А71-8875/2021 от 28.02.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-614/22

Екатеринбург

28 февраля 2022 г.

Дело № А71-8875/2021

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Кравцовой Е. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Фруктовый» (далее – товарищество, ответчик) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.09.2021 по делу № А71-8875/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по указанному делу.

Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.

Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (далее – общество «Спецавтохозяйство», истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к товариществу о взыскании 56 922 руб. 20 коп. задолженности за период с 01.01.2019 по 31.05.2021 по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 20.07.2020 № ТКО2020-006059.

Решением суда первой инстанции от 03.09.2021 (судья Морозова Н.М.) иск удовлетворен.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 22.11.2021 (судья Суслова О.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе товарищество просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Заявитель настаивает на незаключенности договора от 20.07.2020
№ ТКО2020-006059 ввиду несогласования его существенных условий. Кроме того, по его мнению, указанный договор нарушает СанПин 2.1.3684-21, поскольку предлагаемое место сбора ТКО для членов товарищества расположено на расстоянии более 825 метров. В обоснование доводов товарищество также ссылается на отсутствие доказательств, свидетельствующих об оказании услуги ответчику в указанном объеме.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами, обществом «Спецавтохозяйство», являющимся региональным оператором по обращению с ТКО в Удмуртской Республике, в материалы дела представлен договор от 20.07.2020 № ТКО2020-006059 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор).

Согласно пункту 1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель (товарищество) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, равной утверждённому в установленном порядке единому на услугу регионального оператора.

Согласно пункту 4 договора датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01.01.2019.

Пунктом 6 договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, в случае определения объема оказанных услуг исходя из нормативов накопления ТКО.

Способ расчета объема по договору определен по нормативу – из расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2018 № 107; единица расчета норматива – количество участников (членов) - 60; объем принимаемых твердых коммунальных отходов в месяц– 0, 3434 тонн; адрес наста нахождения площадки по вывозу ТКО – <...>.

Приказами Минстроя Удмуртской Республики от 20.12.2018 № 23/1, от 20.12.2019 № 29/94 утверждены единые тарифы на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно имеющимся в деле актам оказанных услуг, счетам-фактурам от 12.04.2021 № ЦБ-1292, от 12.04.2021 № ЦБ-1347, от 12.04.2021 № ЦБ-1388, от 12.04.2021 № ЦБ-1429, от 12.04.2021 № ЦБ-1470, от 12.04.2021 № ЦБ-1511, от 12.04.2021 № ЦБ-1552, от 12.04.2021 № ЦБ-1605, от 12.04.2021 № ЦБ-1646, от 12.04.2021 № ЦБ-1687, от 12.04.2021 № ЦБ-1728, от 12.04.2021 № ЦБ-1769, региональным оператором оказаны товариществу услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с 01.01.2019 по 31.05.2021 на сумму 56 922 руб. 20 коп.

Обращаясь с настоящим иском, региональный оператор указал на то, что потребителем обязанность по оплате оказанных по договору услуг исполнена ненадлежащим образом.

Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), а также Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), исходили из доказанности факта оказания истцом спорных услуг и наличия на стороне ответчика неисполненных обязательств по их оплате.

Довод товарищества об отсутствии обязательственных отношений был рассмотрен и надлежащим образом отклонен судами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Из положений пунктов 8(12), 8(15), 8(17) Правил № 1156, регулирующих порядок заключения договора, следует, что в случае если между потребителем и региональным оператором не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе в связи с необращением потребителя с заявкой на его заключение или в связи с его неподписанием потребителем или в связи с неурегулированием разногласий по его условиям, то договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.

Из приведенных положений законодательства следует, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора считается заключенным всегда, если иные условия не урегулированы сторонами.

Судами обоснованно указано, что само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ и пункта 5 Правил № 1156, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в типовом договоре от 20.07.2020 № ТКО2020- 006059 условиях.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов.

Ответчик является юридическим лицом, деятельность которого в спорный период в установленном порядке не прекращена, следовательно, в ходе осуществления им хозяйственной деятельности происходит образование ТКО.

При этом потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и складирование отходов вне отведенных для этого специальных мест запрещено.

Со ссылкой на пункт 9 Правил №1156 суды правомерно подчеркнули, что само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для освобождения потребителя от обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из материалов дела следует, что в подтверждение факта оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов истцом в материалы дела представлены акты возмездного оказания услуг, счета-фактуры.

Пунктами 5, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 2 Закона № 89-ФЗ норматив накопления ТКО - это среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени, не зависящее от фактического объема, складируемого ТКО в местах (площадках) накопления, установленное органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке, в отношении различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО.

Из вышеизложенного следует, что в расчете за оказание услуг по обращению с ТКО ответчику может быть использовано только значение норматива накопления ТКО, установленное уполномоченным на это лицом, который не может быть изменен региональным оператором, соответственно расчет за спорный период не может быть изменен путем изменения (как уменьшения, так и увеличения), утвержденного норматива и не зависит от фактического объема ТКО, складируемого потребителем в место (площадку) накопления ТКО (до перехода на расчет по факту).

Судами установлено, что расчет стоимости услуг по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО, установленных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2018 № 107 (единица расчета норматива – количество участников (членов) – 60), и единых тарифов на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными приказами Минстроя Удмуртской Республики от 20.12.2018 № 23/1, от 20.12.2019 № 29/94.

В отсутствие доказательств, опровергающих факт оказания истцом соответствующих услуг по вывозу ТКО, образовавшихся в период ведения хозяйственной деятельности ответчика, доказательств составления ответчиком и направления региональному оператору актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору, а также сведений о том, что потребитель был вынужден обратиться за оказанием услуг по вывозу ТКО к иному лицу в связи с неоказанием соответствующих услуг региональным оператором, суды, исследовав представленные акты возмездного оказания услуг, счета-фактуры, пришли к выводу о доказанности факта оказания услуг по вывозу ТКО, проверив расчет истца, суды признали его арифметически правильным, в связи с чем удовлетворили исковые требования в полном объеме.

Апелляционным судом также отклонен довод о процессуальных нарушениях, выразившихся в не привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, ФИО2, поскольку решением суда права указанных лиц относительно предмета спора не установлены, какие-либо обязанности на них не возложены, при этом само по себе не привлечение таких лиц к участию в деле даже в том случае, если судебный акт может повлиять на права и обязанности этого лица по отношению к одной из сторон спора, не является основанием для отмены вынесенных по делу судебных актов по безусловным основаниям.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу, сводящиеся к утверждению о недоказанности факта и объема оказанных услуг по обращению с ТКО, не затрагивают вопросов правильности применения судами при рассмотрении спора норм права к установленным по делу фактическим обстоятельствам, а сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой данных обстоятельств и имеющейся по делу доказательственной базы.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.09.2021 по делу

№ А71-8875/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Фруктовый»– без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

Судья Е.А. Кравцова