ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-10207/18 от 06.02.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

13 февраля 2019 года                                                                                Дело № А72-10207/2018

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2019 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лихоманенко О.А., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.12.2018 по делу № А72-10207/2018 (судья Чудинова В.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Приор» (ОГРН 1027301162107, ИНН 7325030650), г.Ульяновск, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (ОГРН 1047301011559, ИНН 7325049499), г.Ульяновск, об оспаривании предписаний от 24.05.2018 № 53 и 54,

с участием в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Приор» - представителя Ботя И.В. (доверенность от 09.01.2018),

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – представителя Алкаревой К.А. (доверенность от 29.01.2019),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Приор» (далее - ООО «Приор», общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (далее – Управление Росприроднадзора по Ульяновской области, административный орган) от 24.05.2018 № 54.

На основании указанного заявления возбуждено производство по делу № А72-10207/2018.

Общество также обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании предписания Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 24.05.2018 № 53.

На основании указанного заявления возбуждено производство по делу № А72-10208/2018.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2018 дела № А72-10207/2018 и № А72-10208/2018 объединены в одно производство с присвоением делу № А72-10207/2018.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.12.2018 по делу № А72-10207/2018 заявленные требования удовлетворены.

Управление Росприроднадзора по Ульяновской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению административного органа, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Росприроднадзора по Ульяновской области указывает, что в процессе деятельности общества образуются новые отходы, содержащие в своем компонентном составе металлы и отходы при нейтрализации кислот и щелочей, которые не указаны в представленных обществом порядках учета в области обращения с отходами за 2017 год, тем самым общество не обеспечивает полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся отходов.

ООО «Приор» в отзыве апелляционную жалобу отклонило.

В судебном заседании представитель административного органа поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

Представитель общества в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав в судебном заседании представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании акта плановой выездной проверки от 24.05.2018 № 46 административный орган вынес предписание от 24.05.2018 № 53, согласно которому обществу в срок до 15.10.2018 необходимо устранить следующие нарушения: осуществить отнесение отходов, образованных в результате обезвреживания отходов к конкретному классу опасности; на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности организовать и обеспечить составление паспортов отходов 1-4 классов опасности, образованных в результате деятельности общества.   

На основании акта плановой выездной проверки от 24.05.2018 № 46 административный орган вынес предписание от 24.05.2018 № 54, согласно которому обществу в срок до 15.10.2018 необходимо устранить следующие нарушения: представить в административный орган отчет об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов за 2017 год с полной и достоверной информацией о наименовании, классе опасности отходов и их массе.

С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявления общества.

Общество осуществляет деятельность в области обращения с отходами на основании лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности от 22.12.2017 № 0730198, выданной Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области. Виды деятельности, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности: сбор отходов 1-4 класса опасности, транспортирование отходов 1-4 класса опасности, обезвреживание отходов 2-4 класса опасности, размещение отходов 1-4 класса опасности. Обезвреживание отходов 2-4 класса опасности происходит термическим способом на установке УЗГ-1М, а также в соответствии с технологическими регламентами.

В процессе деятельности по обезвреживанию отходов у общества образуется отход, включенный в федеральный классификационный каталог отходов: 7 47 211 01 40 4 - твердые остатки от сжигания нефтесодержащих отходов. Общество разработало паспорт и подтвердило класс опасности этого отхода и отразило его в данных учета.

Согласно ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 данного Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Суд первой инстанции установил, что на основании акта плановой выездной проверки от 24.05.2018 № 46 административный орган, постановлением от 21.06.2018 № 122,  привлек общество к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Постановление о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ общество обжаловало в суд общей юрисдикции (решение Ульяновского областного суда от 04.10.2018 по делу № 7-591/2018).

Решением Ульяновского областного суда от 04.10.2018 по делу № 7-591/2018 установлено: в процессе деятельности общества образуются отходы 7 47 211 01 40 4 - твердые остатки от сжигания нефтесодержащих отходов, включенные в федеральный классификационный каталог отходов; административный орган не указал, какие отходы, включенные в ФККО, фактически образуются в результате деятельности общества, на которые должны быть разработаны и представлены соответствующие документы; доказательств образования и наличия у общества иных отходов административный орган не представил.

В силу ч.3 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые предписания вынесены в отсутствие законных оснований для их принятия, нарушают права и законные интересы общества.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не вправе был применять ч.3 ст.69 АПК РФ, поскольку признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов предполагает, что факты, установленные при рассмотрении одного дела, принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Иной подход означает возможность опровержения, опосредованного вступившим в законную силу судебным актом, вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решении. Тем самым преюдиция служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. При этом обстоятельства считаются преюдициальными, если они исследованы судом общей юрисдикции и им дана правовая оценка.

Ссылку апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.08.2018 по делу № А72-8668/2018, согласно которому общество привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку состав правонарушения по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ отличается от предмета доказывания по настоящему делу, так как указанная статья предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Предписание по настоящему делу содержит обязанность соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологических требования при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 декабря 2018 года по делу № А72-10207/2018  оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа

Председательствующий                                                                    

О.А. Лихоманенко

Судьи 

П.В. Бажан

Е.М. Рогалева