ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-13881/2017 от 07.05.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

15 мая 2018 года Дело № А72-13881/2017

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2018 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,

судей Рогалевой Е.М., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,

с участием:

от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 (доверенность от 05.03.2018), ФИО3 (доверенность от 10.01.2018),

от Администрации города Ульяновска – ФИО4 (доверенность № 60-01-12 от 17.04.2018 г.), ФИО5 (доверенность № 57-01-12 от 16.04.2018 г.),

от Управления по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка Администрации города Ульяновска – ФИО6 (доверенность от 09.01.2018 г.),

от Администрации Засвияжского района г. Ульяновска - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.12.2017 по делу № А72-13881/2017 (судья Лубянова О.А.),

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>), г. Ульяновск,

к Администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,

к Управлению по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка Администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,

третье лицо:

Администрация Засвияжского района г.Ульяновска, г. Ульяновск,

о признании незаконными действий, об обязании,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Администрации города Ульяновска, к Управлению по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка Администрации города Ульяновска, в котором просит (с учетом принятых уточнений):

1. Признать незаконными действия администрации города Ульяновска (ОГРН <***>, ИНН <***>) по демонтажу 24.06.2017 принадлежащего на праве собственности ИП ФИО1 нестационарного торгового объекта (павильона) по адресу: г. Ульяновск, южнее дома № 87 по ул. Отрадной, площадью 50 кв.м.

2. Признать незаконным постановление администрации города Ульяновска от 31.08.2017 № 1974 о внесении изменений в схему размещения НТО (нестационарных торговых объектов) на территории МО «город Ульяновск» в части исключения пункта 589 раздела «Засвияжский район» по адресу: г. Ульяновск, южнее дома № 87 по ул. Отрадной, площадью 50 кв.м.

3. Обязать администрацию города Ульяновска (ОГРН <***>, ИНН <***>) в соответствии с ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления в схеме размещения НТО на территории МО «город Ульяновск» в части исключения пункта 589 раздела «Засвияжский район» по адресу: г. Ульяновск, южнее дома № 87 по ул. Отрадной, площадью 50 кв.м.

Определением от 27.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Засвияжского района г. Ульяновска.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; неправильное применение норм материального права.

Также указывает на отсутствие оценки представленным заявителем в материалы дела письменным документам.

В материалы дела Администрацией г. Ульяновска не представлено документов о соблюдении порядка созыва собрания (схода), уведомления граждан о сходе, не указано количество граждан, проживающих на территории, создающее кворум в 50 %, также не представлены в материалы дела оформленные результаты проведения собрания (схода) граждан с решениями и подсчетом голосов. Не имеется доказательств публикации данных решений в соответствии с требованиями законодательства.

Доказательств правомерности проведения каких-либо собраний 21.06.2017 с установлением обязательных требований для ИП ФИО8 о демонтаже законно установленного НТО в срок до 24.06.2017, а уж тем более доказательств добровольного согласия самой ИП ФИО8 демонтировать с участием субботника от Администрации г. Ульяновска свое имущество в срок до 24.06.2017 в материалы дела не представлено.

По мнению подателя апелляционной жалобы, вывод суда об отсутствии однозначной доказанности работ по демонтажу силами Администрации г. Ульяновска не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам и решение суда от 26.12.2017 подлежит отмене.

В апелляционной жалобе заявитель также указывает, что безусловных документальных доказательств, подтверждающих, что земельный участок под принадлежащим индивидуальному предпринимателю НТО подлежит освобождению от павильона, заинтересованным лицом (администрацией города Ульяновска) в нарушение требований ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в материалы дела не представлено.

Администрацией г. Ульяновска не доказана законность внесения изменений в схему размещения НТО.

ИП ФИО8 не привлекалась к административному наказанию, фактические обстоятельства не были рассмотрены и не доказаны. Вину в совершении административного правонарушения ИП ФИО8 не признавала, и вина индивидуального предпринимателя не была установлена в установленном КоАП РФ порядке.

Ни протокол об административном правонарушении, составленный без участия ИП ФИО8 18.08.2017, ни тем более постановление мирового судьи мирового участка № 10 Засвияжского района г. Ульяновска от 02.10.2017 (т. 1 л.д. 108-109) не могли являться основаниями для подготовки и вынесения постановления администрации города Ульяновска от 31.08.2017 № 1974 об исключении из схемы НТО строки № 589, касающейся адреса южнее дома № 87 по ул. Отрадной, поскольку данные документы (протокол и постановление суда о прекращении административного производства) были вынесены по датам позже оспариваемого заявителем постановления администрации города Ульяновска от 31.08.2017 № 1974.

Суд также нарушил принципы действия закона во времени.

Вся разрешительная документация уже была оформлена и согласована на установку НТО на газонной части до 01.06.2017, т.е. до введения Правил благоустройства, запрещающих такое размещение на будущее, но не относящееся к правоотношениям, состоявшимся ранее.

С учетом представленных в материалы дела документов в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ заявитель считает, что решение администрации г. Ульяновска об исключении нестационарного торгового объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ульяновска, утвержденной постановлением администрации города Ульяновска от 31.08.2017 № 1974, не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018 судебное разбирательство было отложено.

Согласно ст. 18 АПК РФ в связи с истечением 09.04.2018 у судьи Кузнецова В.В. срока привлечения к осуществлению правосудия в качестве судьи в составе суда была произведена замена судьи Кузнецова В.В. на судью Рогалеву Е.М.

После замены судьи согласно положениям указанной статьи дело рассмотрено сначала.

В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представители Администрации города Ульяновска, Управления по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка Администрации города Ульяновска считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзывах и письменных пояснениях.

В судебное заседание представитель Администрации Засвияжского района г. Ульяновска не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на территории муниципального образования «город Ульяновск» постановлением администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО).

02.12.2016 Администрация города Ульяновска приняла постановление № 3229 «О внесении изменений в постановление Администрация города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463» о внесении изменений в раздел «Засвияжский район» схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск», дополнив строкой следующего содержания: № 589, адрес южнее дома № 87, павильон.

29.06.2017 рабочей группой по принятию решений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск» было решено: «В соответствии с пунктом 2.20 Приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области № 6 от 22.01.2016 и учитывая, что ИП ФИО8 нарушены условия Управления по охране окружающей среды администрации города Ульяновска согласования включения места размещении НТО, а также Правила благоустройства, Управлению по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка администрации города Ульяновска подготовить проект постановления администрации города Ульяновска о внесении изменений в схему размещения НТО на территории муниципального образования «город Ульяновск» в части исключения пункта 589 раздела «Засвияжский район».

18.08.2017 Управление административно-технического контроля Администрации города Ульяновска составило в отношении ФИО8 протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.3 Закона Ульяновской области «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях» за нарушения в области благоустройства по адресу: ул. Отрадная, южнее дома № 87, а именно «за размещение (складирование) строительных материалов на муниципальной земле газонной части, тем самым допустив нарушение п.п. 1, 14 пункта 2.4 - запрещается складирование на землях общего пользования строительных материалов (в том числе песка, щебня); п.п. 1, 2, 13 пункта 17.8 - запрещается повреждать газоны, загрязнять газоны путем складирования строительных материалов, уничтожать и повреждать зеленые насаждения либо ухудшать условия их роста, нарушаются Правила благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденные постановлением администрации города Ульяновска от 01.06.2017 № 1406». 02.10.2017 мировой судья судебного участка № 10 Засвияжского судебного района г. Ульяновска производство по делу прекратил в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

31.08.2017 Администрация города Ульяновска приняла постановление № 1974 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновск от 29.04.2016 № 1463», которым признана утратившей силу строка № 589, касающейся адреса южнее дома № 87 по ул. Отрадная, раздел «Засвияжский район» схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденной постановлением администрации города Ульяновск от 29.04.2016 № 1463 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск»».

Как указывает предприниматель, ею был установлен павильон на месте, разрешенном в соответствии со схемой размещения (п. 589 раздела «Засвияжский район»), утвержденной постановлением Администрация города Ульяновска от 02.12.2016 № 3229.

24.06.2017 без предупреждений, уведомлений Администрацией г. Ульяновска павильон площадью 50 кв.м. по адресу: ул. Отрадная, южнее дома № 87, был демонтирован. Сход граждан о принудительном демонтаже павильона не проводился. Изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов Администрацией г. Ульяновска внесены незаконно, без соблюдения установленного законодательством порядка.

Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Подпункт 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 указанного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом Министерства сельского хозяйства Ульяновской области от 22.01.2016 № 6 установлен Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области (далее - Порядок № 6).

Пунктом 2.17 Порядка № 6 предусмотрено, что внесение изменений в Схему состоит из следующих этапов.

Разработка проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления о внесении изменений в Схему:

1) для принятия решения о внесении изменений (отказе во внесении изменений) в Схему органом местного самоуправления создается рабочая группа с обязательным участием в ее работе представителей предпринимательского сообщества муниципального образования Ульяновской области, общественных представителей Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области (далее - Рабочая группа). Рабочая группа состоит из руководителя, заместителя руководителя, секретаря и членов Рабочей группы;

2) инициатором внесения изменений в Схему могут выступать юридические лица независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, индивидуальные предприниматели (далее - Заявитель);

3) для внесения изменений в Схему Заявитель направляет в орган местного самоуправления заявление о внесении изменения в Схему (далее - Заявление), с указанием сведений не более чем по одному адресу размещения НТО, определенных пунктом 2.3 настоящего Порядка.

По результатам проверки органы местного самоуправления:

принимают решение о рассмотрении Заявления либо об отказе в его рассмотрении;

делают запись в журнале регистрации о рассмотрении Заявления либо об отказе в его рассмотрении;

направляют Заявителю уведомление о рассмотрении Заявления либо об отказе в его рассмотрении, с указанием оснований отказа, почтовым отправлением или передают соответствующее уведомление Заявителю либо его представителю лично.

4) принятые к рассмотрению Заявления рассматриваются на заседании Рабочей группы в соответствии с планом ее работы.

Решения Рабочей группы оформляются протоколом, в который вносятся результаты рассмотрения и итоги голосования членов Рабочей группы. Протокол подписывается председательствующим и членами Рабочей группы, принимавшими участие в ее заседании.

Как установлено судом, и следует из материалов дела, в Администрацию города Ульяновска поступило обращение Управления административно-технического контроля администрации города Ульяновска от 26.06.2017 № 2566-01/вд об исключении из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск» (далее - Схема) пункта 589 раздела «Засвияжский район» по адресу: южнее дома № 87 по ул. Отрадная, площадь 50,0 кв.м.

29.06.2017 обращение рассмотрено на заседании рабочей группы по принятию решений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск». На заседание были предоставлены служебная записка Управления административно-технического контроля администрации города Ульяновска, письмо Управления по охране окружающей среды администрации города Ульяновска.

Согласно информации Управления административно-технического контроля администрации города Ульяновска специалистами названного Управления выявлен нестационарный торговый объект по адресу: южнее дома № 87 по ул. Отрадная, расположенный на газонной части. Торговый объект принадлежит ИП ФИО8 Уничтожена зеленая зона и вырублены два дерева под размещение вышеуказанного НТО.

По информации Управления по охране окружающей среды Администрации города Ульяновска участок по адресу южнее дома № 87 по ул. Отрадная в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утверждёнными решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 № 90, относится к зоне существующей застройки многоэтажными жилыми домами (Ж4). В соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утверждённым решением Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 № 83, указанный земельный участок относится к территории жилой 5-16 этажной застройки. Согласно Проекту планировки территории Засвияжского района муниципального образования «город Ульяновск» земельный участок относится к территории, подлежащей застройке.

На момент включения места размещения нестационарного торгового объекта в Схему решение принималось при условии соблюдения определенных условий.

Полагая, что ИП ФИО8 условия размещения нестационарного торгового объекта не соблюдены, рабочая группа администрации города Ульяновска, на основании п. 2.20 Приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 № 6, приняла 29.06.2017 решение о подготовке проекта постановления администрации города Ульяновска о внесении изменений в схему размещения НТО на территории муниципального образования «город Ульяновск» в части исключения пункта 589 раздела «Засвияжский район».

Администрация города Ульяновска 31.08.2017 приняла постановление № 1974 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновск от 29.04.2016 № 1463», которым признана утратившей силу строка № 589, касающаяся адреса южнее дома № 87 по ул. Отрадная, раздел «Засвияжский район» схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденной постановлением администрации города Ульяновск от 29.04.2016 № 1463 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск»».

Исходя из приведенных выше норм действующего Порядка № 6, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о принятии Администрацией города Ульяновска постановления от 31.08.2017 № 1974 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновск от 29.04.2016 № 1463» с соблюдением установленного порядка и постановление является законным.

При принятии судебного акта судом первой инстанции также принято во внимание следующее.

Статьей 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Постановлением администрации г. Ульяновска от 01.06.2017 № 1406 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск»» утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск» (далее - Правила благоустройства).

Согласно п. 15.1 Правил благоустройства зеленый фонд города Ульяновска представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах города Ульяновска. К зеленым насаждениям относятся деревья, кустарники, газоны и естественная травянистая растительность.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения (включая использование территории без учета установленных видов разрешенного использования) (пункт 17.3 Правил благоустройства).

Согласно п. 17.8 Правил благоустройства на озелененных территориях запрещается в том числе:

1) повреждать и уничтожать зеленые насаждения, газоны, цветочные клумбы;

13) уничтожать и повреждать зеленые насаждения либо ухудшать условия их роста (в том числе размещать на озелененных участках посторонние объекты и конструкции, строительные и иные материалы, песок, мусор);

16) производить иные действия, способные нанести вред зеленым насаждениям.

Как правильно указал суд первой инстанции, одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (ст. 1 ЗК РФ).

Судом первой инстанции установлено, что размещение торгового павильона южнее дома № 87 по ул. Отрадной в Засвияжском районе города Ульяновска было разрешено при условии выполнения следующих требований:

1. исключить снос и повреждение деревьев, кустарников и газона.

2. объект размещать в соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

3. в случае производства работ на озелененной территории, их необходимо исполнять в соответствии с требованиями по сохранению объектов зеленого фонда, предусмотренными Правилами благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск» от 24.04.2008 № 2951.

4. произвести оплату восстановительной стоимости в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» за уничтожение газона.

5. учитывая, что часть газонного покрытия исключается из баланса озеленённых территорий, необходимо предусмотреть элементы компенсационного озеленения».

При этом арбитражный апелляционный суд отмечает, что Правила благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск» от 24.04.2008 № 2951 признаны утратившими силу в связи принятием постановления администрации города Ульяновска от 01.06.2017 № 1406 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск».

Согласно п. 2.4.5 договора от 15.12.2016 № 456 на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденной постановлением администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463, заявитель обязан соблюдать Правила благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области и порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, утвержденные приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 11.01.2016 № 01-од (т. 1 л.д. 36).

Указанные условия при размещении павильона заявителем не соблюдены, чем нарушены приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта от 11.01.2017 № 01-од «Об утверждении Правил благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области и порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий», постановление администрации города Ульяновска от 01.06.2017 № 1406 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск».

Заявитель при рассмотрении настоящего дела указывает, что им была осуществлена посадка деревьев.

Однако осуществление предпринимателем ФИО8 посадки деревьев в данном случае не дает ему право совершать действия по уничтожению газона, расположенного рядом с павильоном.

Из представленных суду фотографий видно, что на месте расположения спорного павильона имеется сломанное дерево (т. 2 л.д. 96).

Согласно пояснениям представителя заявителя, данным в суде первой инстанции, это дерево сухое.

Судом первой инстанции сделан вывод о том, что даже если предположить, что это дерево было сухое до установки павильона, то согласно пунктам 16.2 и 16.4 Правил благоустройства предприниматель обязан был получить в установленном порядке разрешение на его снос. Согласно Правилам благоустройства снос разрешается после оплаты восстановительной стоимости или производства компенсационных посадок либо заключения договора на производство компенсационных посадок и выполнения всех видов работ по уходу за зелеными насаждениями до полной их приживаемости (при осуществлении сноса).

Доказательства, подтверждающие получение предпринимателем разрешения на снос, в материалы дела не представлены.

Также суд учитывает, что между Администрацией города Ульяновска и ИП ФИО8 заключено соглашение о благоустройстве прилегающей территории от 10.08.2016, согласно которому администрация города осуществляет контроль по благоустройству и при выявлении фактов ненадлежащего исполнения работ по благоустройству направляет информацию в структурное подразделение администрации города Ульяновска, уполномоченное на осуществление мероприятий по благоустройству (т. 1 л.д. 55-56).

При принятии судебного акта судом приняты во внимание положения Статьи 1 протокола от 20.03.1952 № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, согласно которой ограничение права собственности по основаниям, установленным законом, допускается, если этим преследуются общественные интересы, и при установлении ограничений права собственности будет соблюден баланс публичных и частных интересов.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15.07.2010 № 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Действующее законодательство не устанавливает приоритета частных градостроительных намерений перед аналогичными намерениями публичных образований.

Согласно пояснениям представителя Администрации города Ульяновска в связи с поступлением жалоб граждан по размещению павильона южнее дома № 87 по ул. Отрадная, 21.06.2017 был проведен сход граждан по вопросу «Демонтаж НТО» с участием предпринимателя, на котором было принято решение произвести демонтаж торгового павильона в срок до 24.06.2017.

Представитель заявителя в судебном заседании суда первой инстанции пояснил, что 21.06.2017 действительно было собрание граждан проживающих по адресу: ул. Отрадная, 85 и 87, с участием предпринимателя.

Из пояснений представителя Администрации города Ульяновска также следует, что решение о демонтаже Администрацией не принималось, демонтаж павильона ими не производился.

27.06.2017 в целях недопущения расхищения либо порчи имущества разобранные части конструкций были вывезены Администрацией Засвияжского района г. Ульяновска на охраняемую автомобильную стоянку по ул. Ефремова, 84, о чем было сообщено предпринимателю (письмо № 795/01-41 от 15.08.2017).

Как правильно указал суд первой инстанции, из представленных суду доказательств однозначно не следует, что работы по демонтажу павильона произведены именно Администрацией города Ульяновска.

Заявитель в подтверждение того, что демонтаж производился Администрацией г. Ульяновска ссылается на представленные в материалы дела письменные документы, а также видеоматериалы от 24.06.2017.

Арбитражный апелляционный суд, оценив названные выше документы, пришел к аналогичному выводу о том, что заявителем не представлены доказательства, однозначно подтверждающие, что работы по демонтажу павильона произведены именно Администрацией города Ульяновска.

Из видеоматериалов от 24.06.2017 не следует, что в результате проводимой неизвестным лицом видеосъемки зафиксированы должностные лица Администрации города Ульяновска, удостоверения не предъявлялись.

Имеющееся в материалах дела объяснение от 24.06.2017 (т. 2 л.д. 69), отобранное от ФИО9 (место работы Администрация г. Ульяновска), также не свидетельствует о том, что Администрацией города Ульяновска был произведен демонтаж спорного объекта.

В имеющихся в материалах дела постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, ответах Администрации города Ульяновска, ответе Уполномоченного по правам предпринимателей Ульяновской области, а также в материалах прокурорской проверки не содержится указаний на конкретных должностных лиц Администрации города Ульяновска, производящих, как указывает заявитель, демонтаж.

Какие-либо решения о демонтаже павильона заявителя, а также акт, свидетельствующий о произведенном демонтаже НТО, подписанный уполномоченными лицами, с указанием фамилий, должностей, даты и места составления акта, даты и времени произведения демонтажа, места расположения и описания объекта, в материалах дела отсутствуют.

Названные заявителем документы не являются безусловным доказательством проведения Администрацией города Ульяновска работ по демонтажу НТО.

Таким образом, заявитель не доказал совершение Администрацией города Ульяновска действий по демонтажу НТО (павильона).

Тот факт, что третьим лицом - Администрацией Засвияжского района г. Ульяновска на охраняемую автомобильную стоянку по ул. Ефремова, 84, были вывезены разобранные части конструкций, также достоверно не подтверждает совершение Администрацией города Ульяновска действий по демонтажу.

При этом арбитражный апелляционный суд отмечает, что согласно Положению об Администрации Засвияжского района города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 89, Администрация Засвияжского района города Ульяновска является территориальным органом администрации города Ульяновска; является юридическим лицом и от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует необходимая совокупность названных условий.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Довод о том, что суд не дал оценки соблюдению порядка созыва собрания (схода) граждан, подлежит отклонению, поскольку не является предметом рассматриваемого спора.

Довод заявителя о том, что ни протокол об административном правонарушении, составленный без участия ИП ФИО8 18.08.2017, ни тем более постановление мирового судьи мирового участка № 10 Засвияжского района г. Ульяновска от 02.10.2017 (т. 1 л.д. 108-109) не могли являться основаниями для подготовки и вынесения постановления администрации города Ульяновска от 31.08.2017 № 1974 об исключении из схемы НТО строки № 589, касающейся адреса южнее дома № 87 по ул. Отрадной, поскольку данные документы (протокол и постановление суда о прекращении административного производства) были вынесены по датам позже оспариваемого заявителем постановления администрации города Ульяновска от 31.08.2017 № 1974, подлежит отклонению, т.к. названные документы не указаны в преамбуле данного постановления.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина физическими лицами уплачивается в размере 150 руб., а податель апелляционной жалобы - индивидуальный предприниматель ФИО1 уплатила государственную пошлину в сумме 300 руб. по чеку-ордеру от 19.01.2018, то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 150 руб. подлежит возврату ФИО1 из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.12.2017 по делу № А72-13881/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>), г. Ульяновск, из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку - ордеру от 19.01.2018 государственную пошлину в размере 150 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий Т.С. Засыпкина

Судьи Е.М. Рогалева

Е.Г. Филиппова