ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-14549/2017 от 06.06.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

07 июня 2018 года Дело № А72-14549/2017

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года

Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2018 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Романенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 апреля 2018 года по делу №А72-14549/2017, судья Каргина Е.Е., по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» (ОГРН 1027301172458, ИНН 7303005240), г.Ульяновск, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска (ОГРН 1047301544740, ИНН 7328501184), г.Ульяновск, об оспаривании акта ненормативного характера в части,

с участием в судебном заседании:

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска - представителя Воробьевой А.И. (доверенность от 26.12.2017),

от Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» - представителя Салиховой Х.М. (доверенность от 04.07.2017),

установил:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» (далее - УМУП «Ульяновскводоканал») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска (далее – налоговый орган, Инспекция) от 07.07.2017 №3734.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06 апреля 2018 года по делу № А72-14549/2017 в заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение Инспекции от 07.07.2017 №3734.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.04.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению налогового органа, УМУП «Ульяновскводоканал» не представлены документы, подтверждающие, что принадлежащие ему на права собственности спорные земельные участки имеют вид разрешенного использования, связанный с эксплуатацией жилищного фонда или инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Заявитель жалобы указывает, что на спорных земельных участках, принадлежащих УМУП «Ульяновскводоканал», согласно свидетельствам государственной регистрации права и государственным актом на земельные участки, расположены нежилые помещения и объекты инженерной инфраструктуры: КНС 4-0, станция ПУ и станция обезжелезивания, производственная база, очистные сооружения.

УМУП «Ульяновскводоканал» в письменном отзыве на жалобу опровергает заявленные в ней доводы.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, УМУП «Ульяновскводоканал» является землепользователем земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:020907:1, 73:24:020405:43, 73:24:021105:54, 73:24:020914:20.

В кадастровых выписках в отношении указанных земельных участков указаны следующие сведения: земельный участок с кадастровым номером 73:24:020907:1. Адрес места нахождения земельного участка - Ульяновская область, г.Ульяновск, Заволжский район, ул. Академика Павлова. Категория земельного участка - земли населенных пунктов. Разрешенное использование земли - для размещения КНС 4-0; земельный участок с кадастровым номером 73:24:020405:43. Адрес места нахождения земельного участка - Ульяновская область, г.Ульяновск, Заволжский район, парк «40 лет ВЛКСМ». Категория земельного участка - земли населенных пунктов. Разрешенное использование земли - под станцией ПУ и станцией обезжелезивания; земельный участок с кадастровым номером 73:24:021105:54. Адрес места нахождения земельного участка - Ульяновская область, г.Ульяновск, Заволжский район, проезд Инженерный. Категория земельного участка - земли населенных пунктов. Разрешенное использование земли - под производственной базой; земельный участок с кадастровым номером 73:24:020914:20. Адрес места нахождения земельного участка - Ульяновская область, г.Ульяновск, Заволжский район. Категория земельного участка - земли населенных пунктов. Разрешенное использование земли - под очистными сооружениями.

Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку в отношении УМУП «Ульяновскводоканал» на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год, по результатам которой составлен акт от 16.05.2017 №3085, принято решение от 07.07.2017 №3734 о привлечении УМУП «Ульяновскводоканал» к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 1228164,2 руб. Кроме того, указанным решением налоговый орган предложил УМУП «Ульяновскводоканал» уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 6140821 руб., соответствующие пени в размере 591755,24 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 18.09.2017 №07-07/15260 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

УМУП «Ульяновскводоканал», полагая, что решение налогового органа противоречит закону и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Основанием для вынесения оспариваемого ненормативного правового акта послужил вывод налогового органа о неправильном расчете налогоплательщиком земельного налога ввиду неверного отражения налоговой ставки.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.

Согласно статье 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ).

Решением Ульяновской городской Думы от 13.07.2005 № 135 "О земельном налоге на территории муниципального образования "Город Ульяновск" в редакции, действовавшей в 2015 году, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду (в том числе нежилые помещения в состав жилого дома) и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства установлена налоговая ставка в размере 0,15 процента от кадастровой стоимости земельного участка.

Суд первой инстанции руководствовались положениями пункта 1 статьи 19, пунктом 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 24 статьи 1, пунктом 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктами 28, 29 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83) и, учитывая положения части 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что спорные земельные участки по функциональному назначению относятся к землям, занятым объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне (статьями 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом, земельные участки с кадастровыми номерами 73:24:020907:1, 73:24:020405:43, 73:24:021105:54, 73:24:020914:20 отнесены к категории земель поселения. Видами разрешенного использования указанных участков является: под канализационные насосные станции (КНС 4-0, КНС-10), под станцию ПУ, под станцию обезжелезивания, под производственную базу, под очистные сооружения, что подтверждает то, что на спорных земельных участках находятся не промышленные объекты, а объекты коммунального хозяйства.

Нахождение на земельных участках объектов коммунального хозяйства, необходимых для оказания коммунальных услуг населению, также подтверждено осуществляемыми МУП "Ульяновскводоканал" уставными видами деятельности - забор, очистка, подача и распределение воды (код по ОКВЭД 36.00); сбор и обработка сточных вод (код по ОКВЭД 37.00).

Из Классификатора ОК 004-93, действующего в спорный период, следует, что находящиеся на спорных участках станция обезжелезивания (4527375), сооружение очистное водоснабжения (4527363) и канализационная насосная станция (код 4527373) относятся к объектам жилищно-коммунального хозяйства.

Следовательно, суд первой инстанции обосновано признал, что довод налогового органа необоснованным о том, что оказываемые УМУП «Ульяновскводоканал» виды деятельности - забор, очистка и распределение воды (код по ОКВЭД 36.00), сбор и обработка сточных вод (код по ОКВЭД 37.00) не относятся к видам экономической деятельности "Жилищно-коммунальное хозяйство".

При этом судом первой инстанции правомерно учтено, что станция обезжелезивания (Чердаклинский район, с.Архангельское) и станция водоподготовки (пр. Инженерный, 11 кадастровый номер 73:24:020405:43) - это часть системы коммунальной инфраструктуры, обеспечивающая уровень очистки воды в соответствии с обязательными требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

В Заволжском районе г.Ульяновска расположены 22 действующие скважины, которые являются единым водозаборным комплексом, обеспечивающим питьевой водой всю Левобережную часть г.Ульяновска, и частью централизованной системы водоснабжения г.Ульяновска согласно утвержденной ОАО НИИ «ВОДГЕО» «Генеральной схемы водоснабжения Левобережной части г.Ульяновска», актуализированной на период до 2030 года.

На земельном участке с кадастровым номером 73:24:020405:43 расположен водопроводно-повысительный узел № 4 (ВПУ), (Заволжский район г.Ульяновска парк «40 лет ВЛКСМ»), который обеспечивает питьевой водой жилой район Верхней Террасы Заволжского района г.Ульяновска.

В состав ВПУ № 4 входят два резервуара чистой воды объемом 2000 куб.м каждый и насосная станция, оборудованная четырьмя насосами, обеспечивающими подачу питьевой воды в необходимом объеме и требуемым напором в район Верхней Террасы. Запитана ВПУ № 4 от насосно-фильтровальной станции, расположенной на Верхней Террасе. Зона действия ВПУ № 4 - ул.Оренбургская, ул.Брестская, ул.Солнечная, ул.Волжская, Димитровградское шоссе, ул.Нахимова, ул.Академика Павлова и п.Мостоотряд.

На земельном участке с кадастровым номером 73:24:020907:1 расположена канализационно-насосная станция - (КНС 4-0), которая осуществляет централизованный сбор, отвод и перекачивание канализационных стоков от населения, от объектов социального назначения, от промышленных предприятий и ливнестока со всей Левобережной части г.Ульяновска (Нижняя Терраса, Верхняя Терраса, Новый город) и пригородной зоны (с. Архангельское и с. Красный Яр) на головную насосную станцию для последующей очистки. Канализационная сеть построена по схеме, определяемой планировкой жилой застройки, общим направлениям рельефа местности и местоположением очистных сооружений канализации.

На территории муниципального образования г. Ульяновск отсутствует иная инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса (включающая в себя водопроводные сети, централизованные системы водоотведения, станции обезжелезивания и головные насосные станции), осуществляющая холодное водоснабжение и прием сточных вод от населения Заволжского района г. Ульяновска и пригородной зоны, кроме принадлежащих УМУП "Ульяновскводоканал".

Следует отметить, что МУП "Ульяновскводоканал" является единственным поставщиком жилищно-коммунальной услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам Заволжского района г. Ульяновска и пригородной зоны, в том числе на объектах, расположенных на спорных земельных участках, в соответствии с постановлением Администрации г. Ульяновска от 02.07.2013 № 2874 МУП "Ульяновскводоканал" наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования г. Ульяновск, к водопроводным и канализационным сетям которого присоединено наибольшее количество объектов. Зона деятельности МУП "Ульяновскводоканал" установлена в соответствии с границами муниципального образования г. Ульяновск.

Как установлено судом первой инстанции, объекты недвижимости, расположенные на спорных земельных участках, а именно КНС 4-0, станция ПУ и станция обезжелезивания, производственная база, очистные сооружения и предназначены для выполнения вышесказанной задачи, и являются объектами единой инженерной инфраструктуры.

Из материалов дела следует, что МУП "Ульяновскводоканал" является организацией жилищно-коммунального комплекса, имеющей на праве хозяйственного ведения объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в том числе очистные сооружения, производящие очистку стоков, оказывая соответствующие коммунальные услуги потребителям - населению и юридическим лицам.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на земельных участках: 73:24:020907:1, 73:24:020405:43, 73:24:021105:54, 73:24:020914:20 расположены сооружения, которые являются объектами инженерной инфраструктуры, в том числе жилищно-коммунального комплекса, предназначенных для обслуживания жилищного фонда и используемых для нужд потребителей жилищного комплекса муниципального образования г.Ульяновска и пригородной зоны, что является основанием для применения к спорным земельным участкам ставки земельного налога 0,15 процента.

Учитывая вышеизложенное, а также положения части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные МУП "Ульяновскводоканал" требования.

Доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.

Ссылка Инспекции в подтверждение правомерности своей позиции на судебную практику не принимается апелляционным судом, поскольку поименованные в апелляционной жалобе судебные акты приняты по иным обстоятельствам и не имеют преюдициального значения для настоящего спора.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.

С учетом изложенного, у коллегии не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 апреля 2018 года по делу №А72-14549/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий А.А. Юдкин

Судьи И.С. Драгоценнова

Е.Г. Попова