ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
30 октября 2019 года Дело №А72-4642/2019
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2019 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2019 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Лихоманенко О.А. и Буртасовой О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,
с участием:
от ООО "Симбирская экологическая компания" - не явились,
от Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области - не явились,
от Правительства Ульяновской области - не явились,
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - не явились,
от Министра природы и цикличной экономики Ульяновской области - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Симбирская экологическая компания" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.08.2019 по делу №А72-4642/2019 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению ООО "Симбирская экологическая компания",
к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области,
к Правительству Ульяновской области,
заинтересованное лицо: Министерство природных ресурсов и экологии РФ,
третье лицо: Министр природы и цикличной экономики Ульяновской области,
о признании действий незаконными и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министру природы и цикличной экономики Ульяновской области, Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области и Правительству Ульяновской области, в котором, с учетом уточнений, просило:
1.Признать действия Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области об отказе в рассмотрении по существу письма ООО "Симбирская экологическая компания" №1 от 23.01.2019 незаконными.
2.Обязать Правительство Ульяновской области заключить с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации договор (соглашение) о предоставлении денежных средств (субсидий) Ульяновской области на реализацию государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов Ульяновской области на 2014-2020 годы» с включением в нею предоставление ООО «Симбирская экологическая компания» субсидии на строительство ««Объект размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области.
3.Обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области заключить с ООО "Симбирская экологическая компания" договор (соглашение) о предоставлении субсидий, в целях возмещения, на основании ст.78 БК РФ и ст. 24.5 Федеральною закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», денежных средств по ранее произведенным затратам с целью покрытия финансовых издержек на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, проведение государственных экспертиз, а также последующего строительства объекта обработки отходов в рамках реализации инвестиционной программы ООО «Симбирская экологическая компания)».
4.Обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области возместить ООО «Симбирская экологическая компания» на основании ст.78 БК РФ и ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» денежные средства по ранее произведенным затратам с целью покрытия финансовых издержек па выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, а также проведение государственных экспертиз в рамках реализации инвестиционной программы ООО «Симбирская экологическая компания», согласно представленным документам письмом №1 от 23.01.2019.
Определением от 04.07.2019 суд исключил Министра природы и цикличной экономики Ульяновской области из числа ответчиков и привлек его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора; привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.08.2019 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Симбирская экологическая компания" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 17.12.2015 Губернатором Ульяновской области принято распоряжение №661-р «О предоставлении земельного участка», согласно которому ООО «Симбирская экологическая компания» предоставлен в аренду без проведения торгов в целях размещения объекта коммунально-бытового назначения земельный участок с кадастровым номером 73:11:022401:826 площадью 494741 кв.м, расположенного в Новоспасском районе Ульяновской области в 2521 метре по направлению на северо-восток от производственной базы по ул. Гагарина, 16 в р.п.Новоспасское, категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
21.12.2015 между Администрацией муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области (Арендодатель) и ООО «Симбирская экологическая компания» (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка №115, согласно которому Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 494741 кв.м, с кадастровым номером 73:11:022401:826, расположенный по адресу: Российская Федерация, Ульяновская область, Новоспасский район, в 2521 метрах по направлению на северо-восток от производственной базы по улице Гагарина, 16 в рабочем поселке Новоспасское, из земель, отнесенных к категории земель промышленности и земель иного специального назначения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права № 73 АА 832564 от 26.08.2014, выданного Управлением Росреестра по Ульяновской области, разрешенное использование: для организации свалки бытовых и производственных отходов, для использования в целях: для проведения инженерных предпроектных работ,
проектирования, строительства и эксплуатации «Объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области».
31.08.2016 между Правительством Ульяновской области (Правительство) и ООО «Симбирская экологическая компания» (Инвестор) заключено Соглашение №144-ДП о взаимодействии по реализации инвестиционного проекта строительства «Объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области» (далее - Проект).
08.12.2016 Отделом архитектуры и благоустройства Администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области обществу с ограниченной ответственностью «Симбирская экологическая компания» выдано разрешение на строительство №73-RU73511101-85-2016/ Наименование объекта капитального строительства: Объект размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области.
31.08.2018Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области принято распоряжение №801-одв «Об утверждении Инвестиционной программы Межмуниципального объекта «Объект размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области» (Корректировка №1 согласно территориальной схемы обращения с отходами на территории Ульяновской области, утвержденной 28.12.2017, с учетом переноса сроков строительства объекта) на 2019-2026 г.г. общества с ограниченной ответственностью «Симбирская экологическая компания». Указанным распоряжением утверждена Инвестиционная программа Межмуниципального объекта «Объект размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области» (Корректировка №1 согласно территориальной схемы обращения с отходами на территории Ульяновской области, утверждённой 28.12.2017, с учётом переноса сроков строительства объекта) на 2019-2026 г.г. ООО «Симбирская экологическая компания». Указанное распоряжение опубликовано в газете «Ульяновская правда» 11.09.2018 №66 (24.140).
25.01.2018г. ООО «Симбирская экологическая компания» обратилось в Правительство Ульяновской области с заявлением о возмещении обществу на основании статьи 78 БК РФ и статьи 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» денежных средств по ранее произведенным затратам с целью покрытия финансовых издержек на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, а также проведение государственных экспертиз в рамках реализации инвестиционной программы ООО «Симбирская экологическая компания». Кроме того, ООО «Симбирская экологическая компания» просит предусмотреть денежные средства в бюджете Ульяновской области на 2019 год на возмещение будущих затрат общества, связанных с размещением объекта обработки отходов на основании инвестиционной программы.
21.05.2019 Правительство Ульяновской области в ответ на обращение ООО «Симбирская экологическая компания» по вопросу получения субсидий в целях организации строительства «Объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области» сообщило, что в настоящее время по аналогичным доводам, изложенным в обращениях общества, рассматривается судебное дело в Арбитражном суде Ульяновской области по исковому заявлению ООО «Симбирская экологическая компания» к Правительству Ульяновской области и Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области (дело №А72-4642/2019). По результатам рассмотрения данного дела судом будет вынесено законное и обоснованное решение.
ООО «Симбирская экологическая компания», полагая, что его права и законные интересы были нарушены, обратилось в суд с настоящим заявлением. Общество в заявлении указывает следующее: на арендованном земельном участке в том числе будет располагаться линия сортировки (механизмы линии сортировки отходов мощностью 16 000 т/год с инфраструктурой) стр.5 Заключения государственной экологической экспертизы от 13 сентября 2016 года №838.
15.12.2017 Губернатором Ульяновской области в адрес Министерства природных ресурсов и экологии РФ было направлено письмо о направлении субсидий из федерального бюджета в том числе на строительство "Объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области".
По мнению общества, Правительство Ульяновской области (согласно письму Председателя Правительства Ульяновской области от 05.03.2018 исх№73-11-01/4989) взяло на себя обязательства в полной мере обеспечить реализацию мероприятий по созданию на территории Ульяновской области объектов обработки твердых коммунальных отходов в том числе по мероприятию "Создание объекта по обработке твердых коммунальных отходов в Новоспасском районе Ульяновской области", с общим объемом финансирования 184 900 879,11 рублей, из них за счет средств субсидий федерального бюджета - 151 618 721,11 рублей, за счет средств областного бюджета - 33 282 158,29 рублей.
Данные денежные средства заложены в бюджете РФ (таблица 56 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов") и бюджете Ульяновской области (приложение 7 Закона Ульяновской области "Об областном бюджете Ульяновской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов").
Таким образом, ответчик, в связи с принятыми на себя обязательствами обеспечить реализацию мероприятий по созданию на территории Ульяновской области объектов обработки твердых коммунальных отходов в том числе по мероприятию "Создание объекта по обработке твердых коммунальных отходов в Новоспасском районе Ульяновской области", на основании ст. 78 БК РФ, как лицом ответственным за реализацию на территории Ульяновской области государственной программы "Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 2014 - 2020 годы", обязано заключить:
1.Договор (соглашение) между Правительством Ульяновской области и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации о предоставлении денежных средств (субсидий) на реализацию государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов Ульяновской области на 2014-2020 годы».
2.Договор (соглашение) с ООО "Симбирская экологическая компания" о предоставлении субсидий.
Однако, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области по сути отказывает обществу в получении субсидий в целях организации строительства «Объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области».
Второе, третье и четвертое требования являются восстановительными мерами.
Правительство Ульяновской области просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Упоминаемое заявителем Соглашение о взаимодействии между Правительством Ульяновской области и ООО «Симбирская экологическая компания» от 31 августа 2016 года № 114 является соглашением о намерениях, т.е. формулирует волю сторон подписать в будущем определенный договор, сотрудничать и совместно заниматься какой-либо деятельностью. Предметом указанного соглашения является реализация инвестиционного проекта, а не реализации инвестиционной программы.
Государственные программы (подпрограммы) и инвестиционные программы - это различные мероприятия и инструменты государственной политики, обеспечивающие реализацию ключевых задач и целей государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления.
Обеспечение реализации Подпрограммы «Обращение с отходами производства и потребления» в рамках государственной программы Ульяновской области "Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 2014 -2021 годы", утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/415-П, осуществляется путём конкурсных процедур, что исключает возможности прямого финансирования хозяйствующего субъекта.
Довод заявителя в части «получения субсидии с целью покрытия финансовых издержек» основан на неверном толковании законодательства.
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области просит в удовлетворении заявленных требований отказать. В соответствии со значимостью основных направлений государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды Российской Федерации на 2012 - 2020 годы» и Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года была разработана Подпрограмма «Обращение с отходами производства и потребления» (далее - Подпрограмма) государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 2014 - 2021 годы», утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/415-П.
Государственным заказчиком данной подпрограммы (программы) является Министерство.
В соответствии с разделом 7 Подпрограммы реализация подпрограммы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке с исполнителями мероприятий государственной программы.
Отбор исполнителей мероприятий государственной программы (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) осуществляется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно Инвестиционной программе Межмуниципального объекта «Объект размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области» на 2019-2026 годы» ООО «Симбирская экологическая компания» не предусматривает источников финансирования за счёт бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 362 внесены изменения в Государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды», в том числе в части исключения из нее Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ (подпрограмм государственных программ) в области обращения с отходами.
В действующей редакции Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» предусмотрены только Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и объектов накопленного экологического вреда окружающей среде для достижения целей показателей и результатов федерального проекта «Чистая страна», входящего в состав национального проекта «Экология».
Таким образом, порядок предоставления и распределения субсидий из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование
государственных программ (подпрограмм государственных программ) в области обращения с отходами в настоящее время не регламентирован.
Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 132 БК РФ предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.
В силу требований статьей 16, 182 АПК РФ, пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда должно быть исполнимым.
В данном случае принятие решения об обязании Правительства Ульяновской области заключить с Минприроды России договор (соглашение) о предоставлении денежных средств (субсидий) Ульяновской области на реализацию государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов Ульяновской области на 2014 - 2020 годы» в области обращения с отходами, не будет отвечать указанному требованию и не приведет к восстановлению нарушенных прав общества до момента принятия соответствующих правил уполномоченным органом.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
На основании пунктов 2 - 3 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
Природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств.
В то же время заключение публично-правовым образованием (в лице уполномоченного органа) соглашения с хозяйствующим субъектом, содержащего обязанность по предоставлению субсидии при выполнении определенных условий лицом, претендующим на получение финансовой поддержки, и принятие уполномоченным органом ненормативного правового акта о предоставлении субсидии в конкретном размере этому лицу порождает у хозяйствующего субъекта право на получение денежных средств - имущественное право, которое подлежит судебной защите.
Произвольный отказ публично-правового образования от исполнения договора, заключенного с получателем субсидии, и (или) принятого уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии, не связанный с отсутствием денежных средств для осуществления этих бюджетных ассигнований, не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающим из статьи 2, частей 1 и 2 статьи 15, статьи 18, части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, вследствие чего не может быть признан допустимым.
Указанная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693 по делу N А40-127362/2017.
Согласно пункту 10 статьи 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных программ в области обращения с отходами.
В силу пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принятие правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета относится к полномочиям Правительства Российской Федерации. Порядок предоставления и распределения каждой субсидии, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с указанными правилами.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ (подпрограмм государственных программ) в области обращения с отходами были регламентированы в рамках государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 (далее - Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 362 внесены изменения в Государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды», в том числе в части исключения из нее Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ (подпрограмм государственных программ) в области обращения с отходами.
В действующей редакции Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» предусмотрены только Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и объектов накопленного экологического вреда окружающей среде для достижения целей показателей и результатов федерального проекта «Чистая страна», входящего в состав национального проекта «Экология».
Таким образом, в настоящее время порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ (подпрограмм государственных программ) в области обращения с отходами отсутствует.
Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 132 БК РФ предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.
В рамках государственной программы Ульяновской области "Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 2014 - 2021 годы", утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/415-П, была разработана Подпрограмма «Обращение с отходами производства и потребления» (далее - Подпрограмма).
Государственным заказчиком данной подпрограммы (программы) является Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области. Одной из целей и задач подпрограммы является обеспечение экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления. Источником финансового обеспечения реализации подпрограммы являются субсидии федерального бюджета РФ, бюджетные ассигнования областного бюджета Ульяновской области и внебюджетные источники финансирования.
В разделе 7 государственной программы Ульяновской области указано, что реализация государственной программы осуществляется на основе государственных контрактов (соглашений), заключаемых в установленном порядке с исполнителем мероприятий государственной программы. Отбор исполнителей мероприятий государственной программы (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Аналогичные требования указаны и в подпрограмме.
Таким образом, обеспечение реализации Подпрограммы осуществляется путём конкурсных процедур, что исключает возможности прямого финансирования хозяйствующего субъекта.
В данном случае, государственный контракт (соглашение), заключенный на конкурсной основе в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у ООО «Симбирская экологическая компания» отсутствует. Доказательства, подтверждающие обратное, суду не представлены.
31.08.2016 между Правительством Ульяновской области (Правительство) и ООО «Симбирская экологическая компания» (Инвестор) заключено Соглашение №144-ДП о взаимодействии по реализации инвестиционного проекта строительства «Объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области» (далее -Проект).
В целях реализации указанного Соглашения Правительство взяло на себя следующие обязанности (пункт 2.1 Соглашения):
- содействует реализации гарантий осуществления инвестиционной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области (пункт 2.1.1);
- рассматривает вопрос о возможности предоставления Инвестору мер государственной поддержки, установленных Законом Ульяновской области от 15.03.2005 №019-ЗО «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области», Законом Ульяновской области от 02.09.2015 №99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области», Законом Ульяновской области от 04.06.2007 №71 -ЗО «О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет Ульяновской области в отношении отдельных категорий налогоплательщиков», Законом Ульяновской области от 06.09.2007 №130-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области» (пункт 2.1.2).
В соглашении №144-ДП отсутствуют обязательства Правительства Ульяновской области о выделении ООО «Симбирская экологическая компания» субсидий в рамках статьи 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Предметом указанного соглашения является реализация инвестиционного проекта, а не реализации инвестиционной программы.
Письма председателя Правительства Ульяновской области от 05.03.2018 № 73-п-01/4989 и губернатора Ульяновской области от 15.12.2017 № 73-Г-01/31522 адресованные в адрес Министра природных ресурсов и экологии РФ являются лишь просьбой о рассмотрении возможности предоставления из федерального бюджета бюджету Ульяновской области субсидий на софинансирование государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 20142020 годы».
19.06.2019 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в ответе на запрос суда сообщило, что Соглашение о предоставлении Ульяновской области субсидий на 2019 год по государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы Министерством не заключалось.
Указанные письма, а так же письмо Министерства природы и цикличной экномики Ульяновской области от 10.09.2018 не являются ни соглашением с хозяйствующим субъектом (ООО «Симбирская экологическая компания»), содержащие обязанность по предоставлению субсидии при выполнении определенных условий лицом, претендующим на получение финансовой поддержки, ни ненормативным правовым актом о предоставлении субсидии в конкретном размере.
Ссылка заявителя на Федеральный закон "О Федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" и закон Ульяновской области "Об областном бюджете Ульяновской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" суд первой инстанции правомерно посчитал несостоятельной, поскольку в указанных законах отсутствует статья о предоставлении субсидий ООО «Симбирская экологическая компания» на создание объекта по обработке твердых коммунальных отходов в Новоспасском районе Ульяновской области.
Довод заявителя о «получении субсидии с целью покрытия финансовых издержек» основан на неверном толковании норм законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 24.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами. Согласно статьи 6 Закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в частности, утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424.
Распоряжением Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 31.08.2018 № 801-одв была утверждена Инвестиционная программа «Межмуницального объекта «Объект размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области» на 2019-2026 года общества с ограниченной ответственностью «Симбирская экологическая компания»».
Указанная инвестиционная программа не предусматривает в качестве источников финансирования бюджетные средства, субсидии.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в данном случае у Правительства Ульяновской области и Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области отсутствуют обязательства по предоставлению субсидий ООО «Симбирская экологическая компания».
В абзаце третьем пункта 3 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 2665/2012 и от 24.07.2012 N 5761/2012 судам разъяснено, что в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты, при очевидности преследуемого им материально-правового интереса, суд не должен отказывать в иске ввиду неправильного указания норм права, а обязан сам определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы подлежат применению.
Отказ в иске со ссылкой на неправильный выбор способа судебной защиты (при формальном подходе к квалификации заявленного требования) недопустим, поскольку не обеспечивает разрешение спора, определенность в отношениях сторон, баланс их интересов и стабильность гражданского оборота в результате рассмотрения одного дела в суде, что способствовало бы процессуальной экономии и максимально эффективной защите прав и интересов всех причастных к спору лиц.
В данном случае заявитель хотя и сформулировал заявленное требование как о признании незаконным действия Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области об отказе в рассмотрении по существу письма ООО "Симбирская экологическая компания" №1 от 23.01.2019, однако им приведены обстоятельства, составляющие основание заявления о том, что общество не согласно с отказом в предоставлении ему субсидий. Директор общества в судебном заседании суда первой инстанции пояснил, что ответ от 21.05.2019 №73-П-02/12231 считает отказом в предоставлении обществу субсидий. Ответчики по существу пояснили, что оснований для предоставления субсидий обществу не имеется, ответ от 21.05.2019 №73-П-02/12231 является отказом в предоставлении обществу субсидий.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку, за рассмотрение апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, с общества с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" следует взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 августа 2019 года по делу №А72-4642/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Б. Корнилов
Судьи О.А. Лихоманенко
О.И. Буртасова