443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
03 октября 2023 года Дело № А72-6048/2022
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2023 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
приучастии:
от общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма Лаишевская» – представителя ФИО1 (доверенность от 22.04.2023),
от Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма Лаишевская»
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 июля 2023 года по делу №А72-6048/2022 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма Лаишевская» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск, с.Лаишевка,
к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск,
о признании незаконным решения об отказе в выкупе арендатором без проведения торгов земельного участка, оформленного письмом № 3205 от 14.04.2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма Лаишевская» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в выкупе арендатором без проведения торгов земельного участка, оформленного письмом № 3205 от 14.04.2022.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19 июля 2023 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 июля 2023 года по делу № А72-6048/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя заинтересованного лица, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Ульяновской области от 10.08.2015 № 439-пр «Об особо значимом инвестиционном проекте Ульяновской области» инвестиционному проекту «Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области» ООО «Агрофирма Лаишевская» присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области.
06.11.2015 губернатор Ульяновской области принял распоряжение №554-р «О предоставлении земельного участка», которым установлено, что для реализации особого значимого инвестиционного проекта «Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области» предоставление земельного участка в аренду на территории муниципального образования «город Ульяновск» осуществляется ООО «Агрофирма Лаишевская» без проведения торгов.
ООО «Агрофирма Лаишевская» получило в аренду без торгов земельный участок с кадастровым номером 73:19:070601:618, адрес месторасположения: Ульяновская область, г.Ульяновск, вид разрешённого использования - для сельскохозяйственного производства. 16.12.2016 заключен договор аренды № 01/19-304. Срок аренды установлен 10 лет. Земельный участок предоставлен для реализации особо значимого инвестиционного проекта «Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области». 30.12.2019 заключено дополнительное соглашение к договору аренды.
Договор аренды прошел государственную регистрацию в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области.
17.03.2022 ООО «Агрофирма Лаишевская» обратилось в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:618.
14.04.2022 Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области отказало в передаче в собственность без торгов вышеуказанного земельного участка, поскольку реализация проекта не была осуществлена.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 30.05.2022 № 245-пр «О лишении инвестиционного проекта статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области» инвестиционный проект ООО «Агрофирма Лаишевская» был лишен статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области.
ООО «Агрофирма Лаишевская», не согласившись с распоряжением Правительства Ульяновской области №245-пр от 30.05.2022, оспорило его в судебном порядке (дело № А72-11615/2022). Арбитражный суд Ульяновской области требования заявителя по делу № А72-11615/2022 оставил без удовлетворения.
ООО «Агрофирма Лаишевская», не согласившись с отказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в передаче в собственность без торгов вышеуказанного земельного участка, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Заявитель указывает следующее: доводы Министерства о нарушении арендатором законодательства об инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области должным образом не мотивированы, отсутствует ссылка на конкретную норму материального права, а так же не указан период, в котором якобы арендатором допущено нарушение в виде не предоставления отчетности, кроме того отсутствует мотивированное основание для отказа в выкупе арендатором, владеющим более трех лет земельным участком, без проведения торгов, предусмотренное действующим земельным законодательством.
Из обжалуемого решения об отказе в выкупе арендуемого более трех лет земельного участка сельскохозяйственного назначения усматривается, что отказ мотивирован нарушением норм иного законодательства, не связанного с арендой земельного участка, не состоящего в причинной связи с применимыми нормами материального права к спорным правоотношениям, что недопустимо. Кроме того, доказательств выявления нарушения и их документирования в обжалуемом отказе не приведено, ссылка на письмо Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области от 12.04.2022 вх.№ 73-ИОГВ-03-01/949вн допустимым и достаточным доказательством являться не может.
Перечень оснований отказа арендатору в выкупе земельного участка без проведения торгов установлен земельным законодательством, он является исчерпывающим. Такие основания в письме Министерства об отказе в выкупе земельного участка не приведены, в связи с чем заявитель обоснованно считает обжалуемый отказ не основанным на законе.
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области требования не признало. Распоряжением Правительства Ульяновской области от 30.05.2022 № 245-пр «О лишении инвестиционного проекта статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области» инвестиционный проект «Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области», реализуемый ООО «Агрофирма Лаишевская», был лишён статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области.
В связи с тем, что реализация проекта не была осуществлена, на основании п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ Министерство письмом от 14.04.2022 № 3205 отказало ООО «Агрофирма Лаишевская» в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:618.
Изначально земельный участок был предоставлен Обществу в аренду без торгов для реализации особого значимого инвестиционного проекта «Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области». Если бы инвестиционному проекту ООО «Агрофирма Лаишевская» не было бы присвоено статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области, то земельный участок предоставлялся бы на общих основания - через торги.
Письмом от 07.06.2022 № 73-ИОГВ-08-03.04/8622исх Министерство уведомило ООО «Агрофирма Лаишевская» о расторжении договора аренды земельного участка от 16.12.2016 № 01/19-304. Министерство обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с требованием о расторжении договора аренды от 16.12.2016 № 01/19-304 земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:618, об обязании ООО «Агрофирма Лаишевская» возвратить Министерству земельный участок с кадастровым номером 73:19:070601:618 по акту приёма-передачи (дело № А72-9967/2022).
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных норм следует, что для признания действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух обстоятельств: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду на торгах (пункт 1 статьи 39.3 ЗК РФ, пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).
При этом предусмотрены случаи, когда договоры о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду заключаются без проведения торгов (в частности, подпункты 12, 17, 31 пункта 2 статьи 39.3, подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, статья 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, статья 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ).
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее по тексту -Закон №101-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1 названного Закона им регулируются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ (действует с 01.03.2015) также закреплено, что продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Ульяновской области, регулируется Законом Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-30 «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области».
На территории Ульяновской области принят Закон от 15.03.2005 № 019-ЗО «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области». Настоящий Закон направлен на поддержание и развитие инвестиционной деятельности, обеспечение гарантий равной защиты прав и интересов участников инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области, а также устанавливает формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, порядок ее оказания органами государственной власти Ульяновской области.
Статьей 2 Закона Ульяновской области от 15.03.2005 № 019-ЗО «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области» в редакции, действующей на дату лишения проекта Общества статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области, установлено, что особо значимый инвестиционный проект Ульяновской области (далее - особо значимый инвестиционный проект) - инвестиционный проект, реализация которого осуществляется в период с 1 октября 2009 года по 31 декабря 2023 года, прошедший отбор в соответствии с настоящим Законом и предполагающий предоставление мер государственной поддержки инвестиционной деятельности при условии завершения реализации инвестиционного проекта в срок до 31 декабря 2023 года.
Материалами дела подтверждается, что распоряжением Правительства Ульяновской области от 10.08.2015 № 439-пр «Об особо значимом инвестиционном проекте Ульяновской области» инвестиционному проекту «Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области» ООО «Агрофирма Лаишевская» присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 13.2 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-30 «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» земельный участок с кадастровым номером 73:19:070601:618 был предоставлен Обществу в аренду на основании договора аренды от 16.12.2016 № 01/19-304, заключенного во исполнение распоряжения Губернатора Ульяновской области от 06.11.2015 № 554-р «О предоставлении земельного участка», на основании дополнительного соглашения от 30.12.2019 к договору аренды от 16.12.2016 № 01/19-304, для реализации особо значимого инвестиционного проекта «Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области».
В соответствии пунктом 2 Порядка предоставления информации, необходимой для оценки соответствия инвестиционного проекта, которому присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области, критериям присвоения данного статуса, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 01.12.2010 № 418-П «О некоторых мерах по реализации Закона Ульяновской области от 15.03.2005 № 019-30 «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области», организация реализующая (реализовавшая) особо значимый проект должна предоставлять отчетность в установленной форме в течение 100 календарных дней со дня окончания года.
Не получив отчета о ходе реализации особо значимого инвестиционного проекта за 2021 год и непредставления документов, подтверждающих завершение реализации инвестиционного проекта в срок, указанный в проекте, Правительство Ульяновской области приняло распоряжение №245-пр от 30.05.2022 о лишении инвестиционного проекта «Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области» ООО «Агрофирма Лаишевская» статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области. Данный факт установлен решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2022 по делу № А72-11615/2022 и в силу статьи 69 АПК РФ не подлежит доказыванию вновь, поскольку лица, участвующие в настоящем деле участвовали при рассмотрении дела № А72-11615/2022.
В связи с тем, что Обществом реализация проекта не была осуществлена, на основании п. 1 ст. 39.16 Земельного Кодекса РФ Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области правомерно отказало ООО «Агрофирма Лаишевская» в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:618.
Исходя из положений статей 606, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации предмет договора являются его существенным условием.
Согласно предмету договора аренды от 16.12.2016 № 01/19-304 земельный участок с кадастровым номером 73:19:070601:618 предоставлялся в целях реализации особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области «Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области», а не в целях сельскохозяйственного производства.
Согласно п. 1 ст. 310 ГК РФ одностороннее изменение условий обязательства не допускается.
В связи с чем, доводы заявителя о возможности предоставления земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:618 ООО «Агрофирма Лаишевская» в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без учета факта завершения реализации особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области противоречат целям предоставления земельного участка и ведут к одностороннему изменению существенных условий договора аренды от 16.12.2016 № 01/19-304, что противоречит статье 310 ГК РФ.
Доводы апелляционной жалобы заявителя повторяют доводы, приводившиеся им в суде первой инстанции, исследованы судом и правомерно отклонены, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку при обращении в суд апелляционной инстанции подателем апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., при том, что по рассматриваемой категории дел размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета согласно ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 июля 2023 года по делу №А72-6048/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Агрофирма Лаишевская» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению № 238 от 16.08.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г.Попова
Судьи Н.В.Сергеева
И.С. Драгоценнова