ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-10385/18 от 09.10.2018 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5215/2018

10 октября 2018 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2018 года.
Полный текст  постановления изготовлен октября 2018 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Сапрыкиной Е.И.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.

при участии  в заседании:

от Администрации города Хабаровска: ФИО1, представителя по доверенности 25.07.2017;

от Комитета регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края: не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска

на решение от  06.08.2018 по делу № А73-10385/2018

Арбитражного суда Хабаровского края,

принятое судьей  Манником С.Д.

по  заявлению  Администрации города Хабаровска

к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края

о  признании недействительным предписания

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Хабаровска (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания  Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – Комитет) от 28.05.2018 № П2018-02- 0315.

 Решением суда от 06.08.2018 в удовлетворении требования отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой указывает, что оно подлежит отмене по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права.

В суде второй инстанции доводы жалобы поддержаны представителем заявителя в полном объеме.

Комитет в отзыве на жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами; участие в судебном разбирательстве не принимал.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя администрации, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что на основании обращения граждан  комитетом в отношении администрации  проведена внеплановая проверка, в ходе которой проведен  осмотр многоквартирного дома № 37 по ул. Красноармейской в г. Хабаровске, по результатам которой оформлен акт от 28.05.2018 № П2018-02-0315.

При осмотре фасада МКД № 37 выявлены разрушения штукатурного слоя фасада МКД № 37 до основания. Над вторым подъездом отсутствует часть кровельного покрытия. В результате пожара выгорела часть обшивки фронтона вместе с карнизным свесом. Стропильная система и элементы крыши повреждены. Квартиры № 1 и № 3 выгорели в результате пожара. В указанных квартирах отсутствуют оконные блоки.

28.05.2018 администрации выдано предписание № П2018-02-0315, согласно которому в срок до 18.05.2018 необходимо устранить нарушения части 10 статьи 32 ЖК РФ, пункта 49 Положения № 47, путем принятия срочных мер по расселению граждан, проживающих в МКД № 37.

Письмом от 29.05.2018 № КО-3299ж-12993 Комитет известил Администрацию г. Хабаровска о допущенной опечатке в сроке исполнения предписания и направил новое предписание от 28.05.2018 № П2018-02-0315 со сроком его исполнения до 30.08.2018.

Не согласившись с данным предписанием, администрация оспорила его в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Разрешая спор, арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования исходя из отсутствия совокупности таких условий.

Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с выводом  суда.

В соответствии с частью 2 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003  №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Частью 2.6 указанной статьи предусмотрено, что внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

В соответствии с пунктом 3.1.2.10. Положения о Комитете регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 № 371-пр,  комитет уполномочен на проведение регионального государственного жилищного надзора.

При выявлении в результате проведенной проверки нарушений  комитет  выдает предписание для устранения допущенных нарушений (пункт 3.1.4. Положения).

Из материалов дела следует, что основанием для проведения  спорной проверки, издания распоряжения о ее проведении послужило обращение о наличии в действиях Администрации г. Хабаровска нарушений норм жилищного законодательства и прав граждан, изложенное в письменном обращении жителей аварийного многоквартирного дома № 37 по ул. Красноармейской в г. Хабаровске.

Проведение проверки согласовано прокуратурой Хабаровского края  решением от 04.05.2018 № 7-419-2018.

Распоряжение от 28.04.2018  № 1034-р о проведении внеплановой проверки направлено в адрес администрации.

Таким образом, апелляционная инстанция соглашается с арбитражным судом, что проверка проведена комитетом при наличии законных на то оснований, предметом которой являлось исполнение обязанностей органа местного самоуправления по вопросам, отнесенным законом к компетенции данного органа.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки представлено экспертное заключение по оценке соответствия жилых помещений санитарным нормам от 23.03.2011 № 88  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае», в соответствии с которым МКД №37 по ул. Красноармейской в г. Хабаровске

не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10  и износ дома составляет  76%.

Как указано в Заключении от 23.03.2011 № 88 Городской межведомственной комиссией по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, созданной в соответствии с распоряжением Мэра города Хабаровска от 31.05.2005 №1328-р, принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик МКД № 37 в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение № 47), и после завершения капитального ремонта - о продолжении процедуры оценки.

Согласно пункту 3 постановления Администрации города Хабаровска от 19.10.2015 № 3550 (далее - постановление от 19.10.2015 № 3550) управлению жилищного фонда и приватизации жилья администрации города необходимо заключить с гражданами, подлежащими отселению, договоры найма жилых помещений маневренного фонда на время проведения капитального ремонта МКД № 37.

Согласно вступившему в законную силу решению Центрального районного суда г. Хабаровска от 02.11.2015 по делу № 2-7139/15 администрация обязана издать распоряжение о дальнейшем использовании МКД № 37 и о сроках отселения проживающих в доме физических лиц.

Постановлением Администрации города Хабаровска от 25.07.2016 № 2609 пункт 3 постановления от 19.10.2015 № 3550 изложен в следующей редакции: «Управлению жилищного фонда и приватизации жилья администрации города (Селиванова Г.А.) в срок до 2025 года заключить с гражданами, подлежащими отселению, договоры найма жилых помещений маневренного фонда на время проведения капитального ремонта многоквартирного дома № 37 по ул. Красноармейской».

Из оспариваемого  предписания  комитета следует, что  уполномоченному органу местного самоуправления предписано принять срочные меры  по расселению граждан, проживающих в аварийном доме.

Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к тому, что установление  такого срока нормативно не определено действующим законодательством и отнесено к полномочиям администрации, которая  самостоятельно  его устанавливает  с учетом соответствующих обстоятельств.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, определено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления относится решение вопроса по отселению физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и определение такого срока, который  должен быть разумным.

По итогам  проверочных мероприятий  комитет  пришел к тому, что срок отселения жильцов из спорного аварийного дома до 2025 года с учетом степени износа дома (76%), указанных в экспертном заключении от  23.03.2011 нарушений требований СанПиН 2.1.2.2645-10,  имеющихся сквозных трещин на всю высоту здания, массовые разрушения фундамента, что создает угрозу  причинения вреда здоровью и жизни граждан, нельзя признать разумным.

С данным выводом согласился и арбитражный суд первой инстанции на основании  всестороннего  и полного  исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Оснований для переоценки данного вывода по доводам апелляционной жалобы у второй инстанции не имеется.

Ссылка на то, что в настоящий момент возбуждено административное производство по неисполнению оспариваемого предписания и администрация может быть привлечена к ответственности, не принимается во внимание, так как не опровергает   правильность  выводов по настоящему делу.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  06.08.2018 по делу № А73-10385/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия  через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Е.А. Швец