Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-7067/2021
01 февраля 2022 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Козловой Т.Д., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
от Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности от 20.10.2021
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ульчского Муниципального Района Хабаровского Края
на решение от 25.10.2021
по делу № А73-10466/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Администрация Ульчского муниципального района Хабаровского Края
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 497 316, 84 руб.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края (далее также - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству ЖКХ Хабаровского края (Министерство) о взыскании убытков в размере 497 316, 84 руб.
В обоснование требования ссылается на обстоятельства взыскания в рамках дела №А73- 7831/2020 с муниципального образования названной суммы в качестве убытков , связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию в пользу ФГБУ ЖКУ (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.21021); на отсутствие в спорный период утвержденного в установленном порядке тарифа указанному лицу; на отнесение функции по возмещению ресурсоснабжающим организация неполученных доходов в виде разницы в тарифах к полномочиям Хабаровского края.
Решением суда от 25.10.2021 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе, принятой к производству Шестого арбитражного апелляционного суда, Администрация просит решение суда отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
Приводит доводы о том, что возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов); считает , что судом неверно оценен тот факт, что Министерством жилищного хозяйства Хабаровского края обязательства по перечислению субвенций на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов), перед муниципальным образованием – администрацией исполнены в полном объеме. Указывает, что Администрация обращалась в Министерство с решением суда и исполнительным листом с вопросом о рассмотрении возможности исполнения требований исполнительного документа администрацией за счет средств субвенций из бюджета края, в чем было отказано.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство ЖКХ Хабаровского края возражает против доводов заявителя жалобы, считая её не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивая на её удовлетворении.
Жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного, согласно статье 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрация осуществляет расчет компенсации в соответствии с Порядком расчета компенсации убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 01 февраля 2008 г. N 35-пр (далее - Порядок).
Согласно Порядку расчет фактической суммы компенсации убытков организации от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, производится по формуле: Ufit = (Те - Тр) х Ot, где:
- Те - установленный экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (рублей за 1 Гкал без НДС);
- Тр - предельный максимальный тариф на тепловую энергию для населения, установленный на текущий год (рублей за 1 Гкал без НДС);
- Ot - количество тепловой энергии, отпущенной населению на отопление (Гкал).
В спорный период у Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ») отсутствовал установленный экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, соответственно администрация района не могла компенсировать понесенные ФГБУ убытки за счет субвенций краевого бюджета.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края суда по делу № А73-7831/2020 с Администрации в пользу ФГБУ ЦЖКУ взысканы убытки в сумме 587 193 руб. 94 коп. (разница в тарифах на тепловую энергию за период 01.04.2017 по 02.12.2017).
Тепловая энергия поставлялась в многоквартирные жилые дома военного городска на территории Мариинского сельского поселения Ульчского муниципального района.
Постановлением Шестого Арбитражного апелляционного суда решение суда изменено в части суммы убытков. Шестой Арбитражный апелляционный суд постановил взыскать с администрации Ульчского муниципального района в пользу ФГБУ ЖКУ убытки в сумме 497 316 руб. 84 коп.
Администрация с решением суда и исполнительным листом обратилась в Министерство с вопросом об исполнении исполнительного документа за счет средств субвенций из бюджета Хабаровского края на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) и увеличением бюджетных ассигнований на эту сумму бюджету Ульчского муниципального района.
Министерство представило отказ со ссылкой на положения Порядка предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению (утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр).
Администрация исполнила судебный акт, перечислила ФГБУ «ЦЖКУ» по исполнительному листу от 05.05.2021 средства местного бюджета в сумме 497 316 руб. 84 руб.
Полагая, что понесены убытки в результате отсутствия со стороны Министерства переданных краевых полномочиям, Администрация обратилась в суд с требованием к Министерству о возмещении убытков.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.
Согласно статье 1064 ГК РФ общими основаниями ответственности за причинение вреда являются факт причинения убытков, противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из недоказанности заявителей, в нарушение статьи 65 АПК РФ совокупности условий для привлечения ответчика в ответственности по возмещению убытков, в том числе – ввиду недоказанности незаконности действий (бездействия) Министерства, как и причинно-следственной связи между действиями ответчика и несением истцом расходов в заявленном размере.
В соответствии со статьей 2 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 № 222 «О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» компенсация организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 150 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее - закон края от 31.10.2007 № 150) органы местного самоуправления Ульчского муниципального района наделены государственными полномочиями по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона края от 31.10.2007 № 150 на органы местного самоуправления при осуществлении ими указанных государственных полномочий возложена обязанность по компенсации организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Постановлением Правительства края от 01.02.2008 № 35-пр утвержден Порядок расчета компенсации убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок субвенций местным бюджетам из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок расходования субвенций). В соответствии с пунктом 2.1 Порядка расходования субвенций органами местного самоуправления в установленные сроки представляется в министерство ЖКХ края расчет объема средств на компенсацию убытков.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 Порядка расчет фактической суммы компенсации убытков осуществляется отдельно по каждой организации. Порядок перечисления организациям средств на компенсацию убытков определяется органами местного самоуправления.
То есть, Министерство непосредственно не осуществляет расчеты с теплоснабжающими организациями.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 150 органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, обязаны использовать выделенные для осуществления государственных полномочий финансовые и материальные средства по целевому назначению.
В соответствии с п. 4.2 Порядка предоставления субвенций субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Указанные обстоятельства являлись предметом рассмотрения по делу № А73-7831/2020, по результатам которого, с учетом перечисленных нормативных актов, регулирующих механизм предоставления субвенций в Хабаровском крае, взыскание произведено с Администрации.
Судом в рамках названного дела учтены доказательства, предоставленные Министерством в обоснование довода об исполненных в полном объеме обязательствах перед муниципальным районом по финансированию расходов на возмещение убытков, возникших от межтарифной разницы.
Таким образом, задолженность Министерства, как главного распорядителя средств краевого бюджета, по субвенции, предоставленной для осуществления государственных полномочий по предоставлению компенсации, перед Администрацией отсутствовала.
Довод жалобы о том, что Администрации субвенций на возмещение межтарифной разницы для ФГБУ «ЦЖКУ» в 2017 году не поступало ввиду отсутствия на тот период установленного тарифа для указанного лица, не принимается, как не влияющий на правомерность вывода суда об исполнении в спорный период субъектов обязанности по финансировании переданных полномочий в полном объеме.
Так, согласно отчету о суммах начисленных и предоставленных субвенций по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению (согласно форме 22-ЖКХ) на 2017 год (уточненный), Ульчскому району начислено 5 446 758, 74 руб. субвенций, а предоставлено 6 514 540,00 руб., в том числе, для АО «ГУ ЖКХ» 364 879, 50 руб.
Именно установленное при рассмотрении дела №А73-7831/2020 обстоятельство обеспечение муниципального образования для реализации переданных ему государственных полномочий, финансирование из краевого бюджета запланированным размером субвенций, явилось основанием для удовлетворения требования о взыскании убытков ресурсоснабжающей организации к Администрации, признанной надлежащим ответчиком по указанному делу.
С учетом установленного, ввиду недоказанности факта причинения убытков действиями Министерства, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска Администрации.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы Администрации Ульчского муниципального района не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25.10.2021 по делу № А73-10466/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
И.Е. Пичинина
Судьи
Т.Д. Козлова
С.Б. Ротарь