Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5599/2018
14 ноября 2018 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен ноября 2018 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Харьковской Е.Г., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток»: представителя ФИО1, по доверенности от 01.01.2018№02-01-08/7 (сроком по 31.12.2018);
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток»
на решение от 07.09.2018
по делу № А73-11290/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей В.А. Шапошниковой
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток»
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Транснефть- Восток» (далее- ООО «Транснефть-Восток», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее- УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, Управление) от 26.06.2018 № ТБ-АТ-26/06/2018/361-6 об устранении нарушений законодательства в области транспортной безопасности.
Решением суда от 07.09.2018 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Суд первой инстанции, установив, что транспортные средства КамАЗ (идентификационный номер транспортного средства <***>) – свидетельство № 38 АВ 052648;УРАЛ-4320 регистрационный номер <***> – свидетельство № 14АО 006502, в отношении которых выданы свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, принадлежат на праве собственности обществу, не выполнившему положения Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года № 924 (далее – Требования № 924) (назначение лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, обеспечение оценки уязвимости транспортных средств, и т.д.), Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических систем и средств сигнализации, технических средств оповещения, технических систем сбора и обработки информации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 969 (далее – Требования № 926), и пришел к выводу о законности оспариваемого предписания.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Транснефть-Восток» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Заявитель жалобы утверждает следующее: судом не принято во внимание, что согласно пункту 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности) к транспортным средствам, предусмотренным данной нормой, относят не все транспортные средства автомобильного транспорта, перевозящие опасные грузы, а только те, которые используются для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение; судом не исследовался вопрос о том, осуществлялась ли заявителем перевозка грузов повышенной опасности или только опасных грузов; значение терминов «специальное разрешение» и «свидетельство о допуске транспортного средства» являются различными; перевозка опасных грузов, не относящихся к грузам повышенной опасности, осуществляемая на основании свидетельства о допуске, не влечет признание владельца транспортного средства, субъектом транспортной инфраструктуры.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Управление доводы жалобы отклонило, просит жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Управления в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ходатайствовал о приобщении к материалам дела представленного в суд 11.10.2018 экземпляра уведомления от 11.09.2018 №08-27/35047.
Рассмотрев ходатайство представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанцией, руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит уважительных причин для приобщения такого документа к материалам настоящего дела, в связи с чем определил: отказать в удовлетворении такого ходатайства, экземпляр уведомления от 11.09.2018 №08-27/35047 вернуть представителю ООО «Транснефть-Восток» в зале судебного заседания.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения и.о. начальника управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 04.05.2018 № 361-р проведена плановая документарная проверка в отношении ООО «Транснефть - Восток» по месту фактического осуществления деятельности филиала «Ленское районное нефтепроводное управление» ООО «Транснефть - Восток»: 678144, <...>, которой установлено, что приказом Федерального дорожного агентства от 12.03.2015 № 167 «О присвоении категорий транспортным средствам», транспортным средствам ООО «Транснефть- Восток» (ОГРН <***>), г. Ленск, присвоена третья категория, и они включены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:грузовому автомобилю УРАЛ 4320, шасси <***> (АТП0083722); грузовому автомобилю КамАЗ-6560-63795110 (УСЗН), шасси <***> (АТП0083723).
Проверкой выявлены нарушения подпунктов 1, 2, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 24, 29 пункта 7, подпункта 4 пункта 26 раздела II Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года № 924.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 26.06.2018 № ТБ- АТ-26/062018-р.
По результатам проведенной проверки ООО «Транснефть-Восток» выдано предписание от 26.06.2018 № ТБ-АТ-26/06/2018/361-р, в соответствии с которым общество в срок до 22.10.2018 обязано устранить выявленные в ходе проверки нарушения, а именно, нарушения, связанные с эксплуатацией транспортных средств: грузового автомобиля УРАЛ 4320, шасси <***> (АТП0083722) и грузового автомобиля КамАЗ- 6560-63795110 (УСЗН), шасси <***> (АТП0083723).
Не согласившись с вышеуказанным предписанием Управления, общество обжаловало его в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленного требований, правомерно руководствовался следующим.
Из анализа положений статей 198 и 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно подпунктам 5 и 9 пункта 1 статьи 1 Закона о транспортной безопасности - объектами транспортной инфраструктуры являются технологические комплексы, включающие в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Пунктом 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Приказом Федерального дорожного агентства от 12.03.2015 № 167 «О присвоении категорий транспортным средствам», транспортным средствам, принадлежащим ООО «Транснефть- Восток» (ОГРН <***>), г. Ленск, присвоена третья категория, и они включены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: грузовому автомобилю УРАЛ 4320, шасси <***> (АТП0083722); грузовому автомобилю КамАЗ-6560-63795110 (УСЗН), шасси <***> (АТП0083723).
По утверждению заявителя ООО «Транснефть-Восток» не является собственником и не обладает на ином законном основании указанными транспортными средствами. Общество указывает, что в его собственности имеются автомобили УРАЛ 4320 (АКСН), шасси 43200091351969 и автомобиль КамАЗ 6560-63795110 (УСЗН), шасси ХТС65600383006519. Автомобиль Урал 4320 (АКНС) является автоцистерной, предназначенной для сбора нефти с поверхности земли, из приямков и заглубленных емкостей, находящихся в зоне аварийных разрывов и утечек трубопровода; автомобиль КамАЗ 6560-63795110 (УСЗН) является установкой сбора-закачки нефти, также предназначен для сбора нефти с поверхности земли, из приямков и заглубленных емкостей, находящихся в зоне аварийных разрывов и утечек трубопровода.
При исследовании документов, представленных обществом, судом установлено, что: согласно паспорту транспортного средства № 74 МО 942085, ООО «Транснефть-Восток» является собственником транспортного средства Автоцистерна, модель ЯМЗ236НЕ2-24, номер двигателя 90276364, идентификационный номер (VIN) <***>; согласно паспорту транспортного средства № 02 МХ 008138 ООО «Транснефть-Восток» является собственником транспортного средства КамАЗ 6660-53, идентификационный номер (VIN) <***>.
Сопоставив представленные заявителем документы с информацией, изложенной в оспариваемом предписании, суд пришел к выводу о возможности идентифицировать указанные транспортные средства по идентификационным номерам (VIN), в вязи, с чем отклонил довод заявителя о том, что указанные в предписании транспортные средства ООО «Транснефть-Восток» не принадлежат, как необоснованный и противоречащий материалам дела.
Из представленных заявителем и ответчиком документов с очевидностью следует, что предписание выдано в отношении транспортных средств, принадлежащих ООО «Транснефть-Восток» на праве собственности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона и транспортной безопасности транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно подпункту «а» пункта 11 названной статьи транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
Пунктом 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры определены как юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Как следует из материалов дела, в отношении названных выше транспортных средств ООО «Транснефть-Восток» выданы свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов: в отношении ТС КамАЗ (идентификационный номер транспортного средства <***>) – свидетельство № 38 АВ 052648; в отношении транспортного средства УРАЛ-4320 регистрационный номер <***> – свидетельство № 14АО 006502, следовательно, в силу статьи 1 Закона о транспортной безопасности, ООО «Транснефть-Восток» как владелец транспортных средств, является субъектом транспортной инфраструктуры.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Пунктом 7 Требований № 924 установлены обязательные для применения правила, в соответствии с которыми субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны: назначать лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в субъекте транспортной инфраструктуры (подпункт 1); назначать лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства; при выполнении перевозки лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства, назначается из числа персонала транспортного средства (подпункт 2); обеспечивать проведение оценки уязвимости транспортного средства и предоставление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное дорожное агентство в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъектов транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме (подпункт 5); на основании утвержденных результатов проведенной оценки уязвимости транспортного средства представлять в Федеральное дорожное агентство план транспортного средства в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости транспортного средства (подпункт 6); реализовывать план транспортного средства поэтапно в предусмотренные планом транспортного средства сроки, но не позднее одного года со дня присвоения категории транспортному средству (подпункт 7); обеспечивать передачу данных (на съемных носителях) с технических средств обеспечения транспортной безопасности транспортного средства уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с порядком передачи данных (подпункт 10); проверять силы обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в целях выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», и не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, лиц, в отношении которых выявлены обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности» (подпункт 11); обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, а также к исполнению обязанностей по защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом транспортного средства (подпункт 12); информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, в части, их касающейся (подпункт 13); организовывать пропускной режим на транспортном средстве в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, и утвержденным планом транспортного средства (подпункт 24); оснащать транспортное средство в соответствии с утвержденным планом транспортного средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» (подпункт 26); в случаях, предусмотренных настоящим документом, обеспечивать проведение досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в соответствии с правилами проведения досмотра и настоящим документом. При технологическом взаимодействии транспортного средства с объектом транспортной инфраструктуры и выполнении погрузо-разгрузочных операций, посадки, высадки и перемещении объектов досмотра на транспортное средство досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр осуществляются силами привлекаемого подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (подпункт 29).
Согласно материалам дела, в ходе проведенной в период с 13.06.2018 по 26.06.2018 проверки должностными лицами Управления Ространснадзора установлено, что названные выше положения Требований ООО «Транснефть-Восток» не выполняются.
Кроме этого, установлено, что обществом не выполняются требования Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических систем и средств сигнализации, технических средств оповещения, технических систем сбора и обработки информации.
В соответствии с пунктом 11 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок за обеспечением транспортной безопасности, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от т 13 декабря 2011 года № 313 (в ред. Приказа Минтранса России от 30.01.2018 № 34) (далее – Административный регламент) в случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом проверки обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности, результатами исполнения государственной функции является выдача предписаний об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, установив вышеуказанные нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности, УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора правомерно выдало заявителю оспариваемое предписаниеот 26.06.2018 № ТБ-АТ-26/06/2018/361-р.
Предписание выдано ООО «Транснефть-Восток» надлежащим органом в пределах предоставленных ему полномочий. Обществу установлен достаточный срок для устранения выявленных нарушений – 4 месяца.
Существенных нарушений порядка проведения проверки, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» судом не установлено.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение, которым оспариваемое предписание Управления признано соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлено.
Излишне уплаченная 12.09.2018 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьями 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07 сентября 2018 года по делу № А73-11290/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения № 9485 от 12.09.2018. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.В. Вертопрахова |
Судьи | Е.Г. Харьковская |
А.П. Тищенко |